Откуда появился человек?
وَلَقَدْ خَلَقْنَا الْإِنسَانَ مِن سُلَالَةٍ مِّن طِينٍ
«Воистину, Мы сотворили человека из эссенции глины» (23:12).
Что его ожидает?
ثُمَّ إِنَّكُمْ بَعْدَ ذَلِكَ لَمَيِّتُونَ ، ثُمَّ إِنَّكُمْ يَوْمَ الْقِيَامَةِ تُبْعَثُونَ
«После этого вы непременно умрёте. А потом, в День воскресения, вы непременно будете воскрешены» (23:15,16).
Для чего он был создан?
وَمَا خَلَقْتُ الْجِنَّ وَالْإِنسَ إِلَّا لِيَعْبُدُونِ
«Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне» (51:56).
Каков результат всего этого?
فَإِمَّا يَأْتِيَنَّكُم مِّنِّي هُدًى فَمَنِ اتَّبَعَ هُدَايَ فَلَا يَضِلُّ وَلَا يَشْقَى ، وَمَنْ أَعْرَضَ عَن ذِكْرِي فَإِنَّ لَهُ مَعِيشَةً ضَنكاً
«Если же к вам явится от Меня верное руководство, то всякий, кто последует Моему верному руководству, не окажется заблудшим и несчастным. А кто отвернётся от Моего Напоминания, того ожидает тяжкая жизнь» (20:123,124).
Откуда появился человек? Что его ожидает? Для чего он был создан? Предоставление полной мысли о человеке, жизни и Вселенной будет решением этой основной проблемы человека. Когда же найдёт своё решение основная проблема, тогда решатся и остальные.
Основная и второстепенные проблемы человека
Решением основной проблемы будет предоставление всеобъемлющей идеи, не вдаваясь в подробности, о том, что было до нашей жизни, и о том, что будет после. Эта идея формирует фундамент, на котором человек строит все свои мысли и понятия о жизни и согласно которому он формирует образ поведения.
Из найденного нами решения исходит мысль о том, что Аллах отправлял человечеству массу посланников, миссия которых заключалась в сообщении, донесении до человечества велений Господа, согласно которым люди должны устраивать свою жизнь. Это, как результат, ведёт за собой обретение счастья, выраженного в достижении человеком довольства Аллаха. Мухаммад ибн Абдуллах ﷺ был последним из посланников, и его послание стало завершающим, но в то же время и отменяющим все предыдущие послания. Заключительное послание Бога содержится в Коране и Сунне, а также в том, на что они указывают — Кыяс (сравнение по аналогии) и Иджма ус-Сахаба (единодушие сподвижников). Все эти четыре законодательных источника переданы человечеству Посланником Аллаха Мухаммадом ﷺ. Они содержат правильные понятия об окружающем нас мире, начиная с объектов и заканчивая оценкой человеческого поведения с точки зрения норм Шариата, которые, в конечном счёте, призваны сделать человека счастливым. Согласившись и приняв все исламские понятия и нормы, человек достигает максимального удовлетворения в своей жизни. До тех пор, пока человек является носителем правильных понятий и организовывает свои дела согласно законам Шариата, он остаётся удовлетворённым и счастливым в этой жизни точно так же, как и приобретает успех в Следующей, поскольку он отдаляется от наказаний в Аду и приближается к наслаждениям Рая. Чем крепче в нём укоренились исламские понятия и чем сильнее он себя связывает с законами Шариата, тем больше он чувствует удовлетворение от жизни и счастье, даже несмотря на существующие в его жизни беды, бедность, голод, нужду и боль. Всё это оборачивается благом для человека, и он принимает всё как есть со смирением, поскольку понимает, что эта земная жизнь — испытание. Всевышний Аллах говорит:
لَقَدْ خَلَقْنَا الْإِنسَانَ فِي كَبَدٍ
«Мы создали человека с тяготами» (90:4).
В подтверждение этому Он добавляет:
وَنَبْلُوكُم بِالشَّرِّ وَالْخَيْرِ فِتْنَةً وَإِلَيْنَا تُرْجَعُونَ
«Мы испытываем вас добром и злом ради искушения, и к Нам вы будете возвращены» (21:35).
Также Всевышний Аллах говорит:
الَّذِي خَلَقَ الْمَوْتَ وَالْحَيَاةَ لِيَبْلُوَكُمْ أَيُّكُمْ أَحْسَنُ عَمَلًا وَهُوَ الْعَزِيزُ الْغَفُورُ
«Который сотворил смерть и жизнь, чтобы испытать вас и увидеть, чьи деяния окажутся лучше. Он — Могущественный, Прощающий» (67:2).
Человек подвергается испытаниям в меру силы своей веры. Если он слаб в своей вере, то и испытаний меньше. Если в своей вере человек силён, тогда и испытаний намного больше, соответственно, больше и награда. Больше всех испытаниям подвергались пророки, а затем — праведники и последовавшие за ними.
Неправильно полагать, что человек был создан ради того, чтобы есть, наслаждаться, строить дворцы и замки. Ведь всё это, на самом деле, — лишь средства к существованию, а не сама цель жизни. Аллах определил для каждого человека свой жизненный удел (ризк), и как можно думать, что в приобретении этого самого удела скрывается смысл существования человека на земле или его главная проблема в жизни?! На самом деле, основной заботой каждого человека в этой жизни является достижение им довольства Всевышнего Аллаха, потому что только так можно обрести успех и счастье, а гнев и недовольство Аллаха неизбежно навлекают на человека беду и приводят лишь к разочарованию.
Всевышний Аллах говорит:
أَفَحَسِبْتُمْ أَنَّمَا خَلَقْنَاكُمْ عَبَثًا وَأَنَّكُمْ إِلَيْنَا لَا تُرْجَعُونَ
«Неужели вы полагали, что Мы сотворили вас ради забавы и что вы не будете возвращены к Нам?» (23:115).
Также Он говорит:
أَيَحْسَبُ الْإِنسَانُ أَن يُتْرَكَ سُدًى
«Неужели человек полагает, что он будет оставлен без присмотра?» (75:36).
Человек не был создан ради забавы, и он должен быть благодарен Аллаху за все Его милости, которые даже невозможно сосчитать. Так почему бы человеку не узнать, для чего он был создан и куда последует его возвращение, чтобы расставить приоритеты в своей жизни?!
فَمَنِ اتَّبَعَ هُدَايَ فَلَا يَضِلُّ وَلَا يَشْقَى
«Кто последует Моему верному руководству, не окажется заблудшим и несчастным» (20:123).
Чтобы последовать правильному пути:
قُلْ إِنَّ هُدَى اللّهِ هُوَ الْهُدَىَ وَأُمِرْنَا لِنُسْلِمَ لِرَبِّ الْعَالَمِينَ
«Скажи: «Путь Аллаха является единственным верным путём, и нам велено покориться Господу миров» (6:71).
Кто последует пути Аллаха, тот не окажется заблудшим и несчастным. Следовательно, обратное понимание аята таково: кто не последует пути Аллаха, тот окажется заблудшим и несчастным. Иначе говоря, причина заблуждения и страданий людей кроется в следовании страстям и желаниям.
Мы уже говорили, что правильное и разумное решение основной проблемы человека содержится в послании Мухаммада ﷺ. В следующих темах мы рассмотрим, как послание Мухаммада ﷺ, ответив на главную проблему человека, предоставляет решение всех второстепенных проблем.
Также мы говорили, что существование в этой жизни человека и всего, что его окружает, тесно связано с тем, что предшествовало этой жизни, и с тем, что последует после неё.
Проблемы возникают у человека, когда он ведёт жизнедеятельность в отрыве от решения своей главной проблемы в жизни, затем, естественно, каждое совершённое человеком действие заставляет его задавать вопрос, который не оставляет человека в покое — «Зачем?» и «Какой смысл?». Это — корень возникновения всех второстепенных проблем.
Человек, Вселенная и жизнь тесно связаны между собой, а также с тем, что стоит за ними изначально, что предшествовало всему этому. Эта связь выражена в созданности всех этих объектов. Также всё окружающее связано с тем, что последует после этой жизни, поскольку человек будет воскрешён после смерти. Помимо этого, существуют другие привязки, которые выражены в приказах и запретах Всевышнего Аллаха. Они определяют линию поведения человека в жизни или его образ жизни и связывают каждое его действие с Днём воскрешения.
Таким образом, человек существует в этой жизни, чтобы выполнять веления Всевышнего Аллаха. Если он не будет делать этого, значит:
— он ведёт жизнедеятельность в отрыве от решения своей главной проблемы в жизни;
— у него возникают второстепенные проблемы;
— за совершением каждого действия его продолжает беспокоить вопрос: «Зачем?» и «В чём смысл?».
Далее мы подробно рассмотрим все эти проблемы и покажем, каким образом Ислам нашёл им решение.
Специально для радио Центрального информационного офиса Хизб ут-Тахрир
Абу Мухаммад (Халифа Мухаммад), Иордания
7 Джумада аль-уля 1438 г.х.
04.02.2017 г.