Откуда появился человек?
وَلَقَدْ خَلَقْنَا الْإِنسَانَ مِن سُلَالَةٍ مِّن طِينٍ
«Воистину, Мы сотворили человека из эссенции глины» (23:12).
Что его ожидает?
ثُمَّ إِنَّكُمْ بَعْدَ ذَلِكَ لَمَيِّتُونَ ، ثُمَّ إِنَّكُمْ يَوْمَ الْقِيَامَةِ تُبْعَثُونَ
«После этого вы непременно умрёте. А потом, в День воскресения, вы непременно будете воскрешены» (23:15,16).
Для чего он был создан?
وَمَا خَلَقْتُ الْجِنَّ وَالْإِنسَ إِلَّا لِيَعْبُدُونِ
«Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне» (51:56).
Каков результат всего этого?
فَإِمَّا يَأْتِيَنَّكُم مِّنِّي هُدًى فَمَنِ اتَّبَعَ هُدَايَ فَلَا يَضِلُّ وَلَا يَشْقَى ، وَمَنْ أَعْرَضَ عَن ذِكْرِي فَإِنَّ لَهُ مَعِيشَةً ضَنكاً
«Если же к вам явится от Меня верное руководство, то всякий, кто последует Моему верному руководству, не окажется заблудшим и несчастным. А кто отвернётся от Моего Напоминания, того ожидает тяжкая жизнь» (20:123,124).
Откуда появился человек? Что его ожидает? Для чего он был создан? Предоставление полной мысли о человеке, жизни и Вселенной будет решением этой основной проблемы человека. Когда же найдёт своё решение основная проблема, тогда решатся и остальные.
Основная и второстепенные проблемы человека
Часть 10
Рассматривая природу человека, мы находим его бессильным, ограниченным и нуждающимся. Его нужда проявляется не только в еде, воде, кислороде, сне и т.п. Помимо всего этого, он нуждается в порядке, системе, согласно которой будет происходить удовлетворение инстинктов и органических потребностей. А также эта система должна регулировать отношения человека с самим собой, как то: принятие пищи, вид одежды, мораль и нравственность; затем — отношения с Создателем, т.е. обряды поклонения; и, наконец, отношения с окружающими людьми, обществом — торговые отношения, система наказаний. Из этих трёх направлений вытекает множество различных систем — политическая, экономическая, социальная и т.п. Человек, в свою очередь, неспособен придумать такую правильную систему, согласно которой можно было бы построить достойную, счастливую жизнь. Нынешнее состояние обществ капиталистического мира — наглядный тому пример. Результатом претворения над людьми капиталистической системы стали страдания, разрушения, опустошения, разграбление богатств и ресурсов целых стран и народов. Маленькая горстка капиталистов в мире хорошо устроилась на шеях миллионов людей. Не осталось практически ни одного вида извращений и аморальных поступков, свидетелем чего не стало бы современное человечество на протяжении всего времени существования капитализма как доминирующей идеологии в мире с его идеями свобод. На самом деле, нынешнее состояние обществ капиталистических стран — самый яркий пример того, когда человек по своей природе не в состоянии выдумать и установить такой правильный порядок для жизни, систему, которая привела бы человечество к благополучию и счастью.
Однажды на официальном приёме обыкновенный солдат мусульманской армии, направленный для переговоров — Раби ибн Амир, — сказал главнокомандующему персидской армии — Рустаму: «Аллах послал нас к вам, чтобы избавить вас от поклонения творениям и перейти к поклонению Творцу и избавить вас от стеснённости этого мира, поведя к необъятности вечной жизни, от угнетающей религии — к справедливости Ислама...». Обычный мусульманский воин произнёс эти слова в лицо одного из самых великих лидеров того времени, который владел обширными территориями и пользовался всеми благами земли, в то время как одежда Раби ибн Амира походила на старый кусок материи, а его дневной рацион составляли несколько фиников. Несмотря на эту разницу, Раби обратился к Рустаму так, будто перед ним находится обыкновенный человек, за спиной которого не находится огромных богатств и власти. Этот мир был просторным для Раби ибн Амира и оказался тесным для того, кто владел всеми видами богатств и, казалось бы, неограниченной властью. Насколько же была велика разница между двумя переговорщиками! Таков Ислам.
Кто принял исламскую акъыду, со всеми вытекающими нормами, законами, идеями, критериями и системами, тот смотрит на этот мир всесторонне и видит его обширным, несмотря на то, что владеет немногим. Тот же, чья жизнь проходит в отрыве от Создателя, ощущает тесноту этого мира, поскольку видит только то, чем он сам владеет.
Всесторонне взглянуть на этот мир сможет только тот, кто уверовал в Аллаха, Его посланников и другие столпы веры, а также тот, кто подчинился повелениям Аллаха. Всевышний Аллах говорит:
وَلَقَدْ ذَرَأْنَا لِجَهَنَّمَ كَثِيرًا مِّنَ الْجِنِّ وَالإِنسِ لَهُمْ قُلُوبٌ لاَّ يَفْقَهُونَ بِهَا وَلَهُمْ أَعْيُنٌ لاَّ يُبْصِرُونَ بِهَا وَلَهُمْ آذَانٌ لاَّ يَسْمَعُونَ بِهَا أُوْلَـئِكَ كَالأَنْعَامِ بَلْ هُمْ أَضَلُّ أُوْلَـئِكَ هُمُ الْغَافِلُونَ
«Мы сотворили для Геенны много джиннов и людей. У них есть сердца, которые не разумеют, и глаза, которые не видят, и уши, которые не слышат. Они подобны скотине, но являются ещё более заблудшими. Именно они являются беспечными невеждами» (7:179).
Кто отдалился от пути Аллаха и не стремится решить свою главную проблему в жизни правильным образом, придя к Исламу, тот беспечен. Он не использовал свой слух и зрение по назначению, поэтому он далёк от правильного понимания и полноценного рассуждения. Аллах сделал из него подобие животного и даже хуже. Ведь животное живёт согласно той системе, которую Аллах внушил ему без права выбора, тогда как человек по собственному выбору отказывается от пути Аллаха и отворачивается от порядка, установленного Всевышним. Кто же не принял систему, утверждённую Аллахом для человека, тот впал в явное заблуждение и будет страдать от своей беспечности. Кто же последовал пути Аллаха, тот непременно обретёт счастье и спасение в обоих мирах.
Каждый человек задаётся вопросами: кто он? Каково его место в этой жизни? Кому он принадлежит? Предоставлен ли он самому себе? Если человек приходит к ответу, что он предоставлен самому себе, тогда пусть спросит себя о каждой клетке в его организме. Что он знает о них, об их связи с другими клетками и остальными органами? Может ли он назвать себя полноценным хозяином хотя бы одной клетки в своём организме? Он остаётся заложником своих узких желаний и ставит себя на место Господа! Однако когда его коснётся зло, он не в состоянии избавить себя от постигшего. Всевышний Аллах говорит:
كَلَّا إِنَّ الْإِنسَانَ لَيَطْغَىٰ أَن رَّآهُ اسْتَغْنَىٰ
«Но нет! Человек преступает границы дозволенного, когда ему кажется, что он ни в чём не нуждается» (96:6,7).
Откуда появился человек?
إِنَّا لِلّهِ وَإِنَّـا إِلَيْهِ رَاجِعونَ
«Воистину, мы принадлежим Аллаху и к Нему наше возвращение» (2:156).
Если начало и конец человека очевидны, то, в таком случае, чем он владеет? Он обязан принять простую истину, что человек ничем не владеет и сам себе не принадлежит. Он должен полностью подчиниться Аллаху и отдалиться от наущений сатаны. Первая часть аята гласит: «Мы принадлежим Аллаху», — чтобы человек знал своё место. Вторая часть аята указывает на то, чтобы он понимал, как ему поступать и как себя спасти.
فَمَنْ زُحْزِحَ عَنِ النَّارِ وَأُدْخِلَ الْجَنَّةَ فَقَدْ فَازَ ۗ وَمَا الْحَيَاةُ الدُّنْيَا إِلَّا مَتَاعُ الْغُرُورِ
«Кто будет удалён от Огня и введён в Рай, тот обретёт успех, а земная жизнь — всего лишь наслаждение обольщением» (3:185).
Специально для радио Центрального информационного офиса Хизб ут-Тахрир
Абу Мухаммад (Халифа Мухаммад), Иордания
9 Джумада аль-уля 1438 г.х.
06.02.2017 г.