Адресован Самиху Райхану Абу Майсара.
Вопрос:
Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракатуху!
Является ли термин «Халифат» для Исламского государства исламским правовым (фикхий) термином, который Всевышний Аллах вменил в обязанность этому государству, или же это политический термин?
Ответ:
Ва алейкум ассалям ва рахматуллахи ва баракатуху.
Как известно, система правления, которую Всевышний Аллах вменил в обязанность Умме, является Халифат, а затем уже является исламским правовым термином, т.е. шариатской единицей значения (хакика шария). Также известно, что Халифат – это система правления, т.е. это ведение политических дел со стороны халифа. Далее детальное пояснение:
1 – Что касается того, что Халифат является исламский правовым термином, т.е. шариатской единицей значения (хакика шария), то это понимается из шариатских текстов, указывающих на это.
- Всевышний Аллах говорит:
وَعَدَ اللَّهُ الَّذِينَ آمَنُوا مِنْكُمْ وَعَمِلُوا الصَّالِحَاتِ لَيَسْتَخْلِفَنَّهُمْ فِي الأرْضِ كَمَا اسْتَخْلَفَ الَّذِينَ مِنْ قَبْلِهِمْ وَلَيُمَكِّنَنَّ لَهُمْ دِينَهُمُ الَّذِي ارْتَضَى لَهُمْ وَلَيُبَدِّلَنَّهُمْ مِنْ بَعْدِ خَوْفِهِمْ أَمْنًا يَعْبُدُونَنِي لا يُشْرِكُونَ بِي شَيْئًا وَمَنْ كَفَرَ بَعْدَ ذَلِكَ فَأُولَئِكَ هُمُ الْفَاسِقُونَ
«Аллах обещал тем из вас, которые уверовали и совершали праведные деяния, что Он непременно сделает их наместниками на земле, подобно тому, как Он сделал наместниками тех, кто был до них. Он непременно одарит их возможностью исповедовать их религию, которую Он одобрил для них, и сменит их страх на безопасность. Они поклоняются Мне и не приобщают сотоварищей ко Мне. Те же, которые после этого откажутся уверовать, являются нечестивцами» (24:55).
- Вывел Ахмад по пути Хузайфа ибн Ямана, что «Посланник Аллаха ﷺ сказал:
إِنَّكُمْ فِي النُّبُوَّةِ مَا شَاءَ اللَّهُ أَنْ تَكُونَ، ثُمَّ يَرْفَعُهَا إِذَا شَاءَ أَنْ يَرْفَعَهَا، ثُمَّ تَكُونُ خِلَافَةٌ عَلَى مِنْهَاجِ النُّبُوَّةِ، فَتَكُونُ مَا شَاءَ اللَّهُ أَنْ تَكُونَ، ثُمَّ يَرْفَعُهَا إِذَا شَاءَ أَنْ يَرْفَعَهَا، ثُمَّ تَكُونُ مُلْكًا عَاضًّا، فَيَكُونُ مَا شَاءَ اللَّهُ أَنْ يَكُونَ، ثُمَّ يَرْفَعُهَا إِذَا شَاءَ أَنْ يَرْفَعَهَا، ثُمَّ تَكُونُ جَبْرِيَّةً، فَتَكُونُ مَا شَاءَ اللَّهُ أَنْ تَكُونَ، ثُمَّ يَرْفَعُهَا إِذَا شَاءَ أَنْ يَرْفَعَهَا، ثُمَّ تَكُونُ خِلَافَةٌ عَلَى مِنْهَاجِ النُّبُوَّةِ، ثُمَّ سَكَتَ.
«Пребудет среди вас пророчество, которое будет по воле Аллаха. Затем Аллах пожелает убрать его и уберет. Затем пребудет Халифат по методу пророчества, который будет по воле Аллаха. Затем Аллах пожелает убрать его и уберет. Затем пребудет монархия, которая пребудет по воле Аллаха. Затем Аллах пожелает убрать ее и уберет. Затем пребудет тирания, которая пребудет по воле Аллаха. Затем Аллах пожелает убрать ее и уберет. Затем пребудет Халифат по методу пророчества», и замолчал».
- Также Myслим передал от Абу Хазима (р.а.), который говорит: «Пять лет я находился вместе с Абу Хурайрой, и слышал от него, что Пророк ﷺ сказал:
كانت بنو إسرائيل تسوسهم الأتبياء، كلما هلك نبي خلفه نبي، وإنه لا نبي بعدي، وستكون خلفاء فتكثر، قالوا فما تأمرنا؟ قال: فوا ببيعة الأول فالأول، وأعطوهم حقهم، فإن الله سائلهم عما استرعاهم
«Сыны Израиля управлялись пророками. Всякий раз, когда умирал один пророк, за ним приходил следующий. После меня больше не будет пророков, но будет много халифов». Присутствовавшие спросили: «Что ты прикажешь нам делать в этом положении?», на что Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Соблюдайте присягу того, кому она была дана первому и потом опять первому, и отдавайте им их права. Поистине, Аллах спросит у них о том, выполняли ли они свои обязанности перед вами».
- Муслим передал от Абу Саида Худрий (р.а.), что Пророк ﷺ сказал:
إذا بويع لخليفتين فاقتلوا الآخر منهما
«Если присяга будет дана двум халифам, то последнего из них убейте».
Шариатские тексты поясняют, что система именуется Халифатом, а правителей в ней называют халифами. Посланник Аллаха ﷺ называл их этим титулом, и праведных халифов называли этим титулом. Халиф – это командующий верующих и предводитель мусульман, который правит по законодательству Всевышнего Аллаха. Таким образом, слова «Халифат» и «халиф» являются правовыми терминами, т.е. шариатской единицей значения (хакика шариа), о чем декларируют шариатские тексты, в том числе вышеупомянутые.
2 – Что касается того, что система Халифата вменена в обязанность, т.е. является фардом, то доказательства тому приводятся в Коране, Сунне и единодушии сподвижников (Иджма).
- Коран:
Всевышний Аллах обращается к Посланнику ﷺ со словами:
فَاحْكُمْ بَيْنَهُمْ بِمَا أَنْزَلَ اللَّهُ وَلا تَتَّبِعْ أَهْوَاءَهُمْ عَمَّا جَاءَكَ مِنَ الْحَقِّ
«Веди правление же их согласно тому, что ниспослал Аллах, и не потакай их желаниям, уклоняясь от явившейся к тебе истины» (5:48),
وَأَنِ احْكُمْ بَيْنَهُمْ بِمَا أَنْزَلَ اللَّهُ وَلا تَتَّبِعْ أَهْوَاءَهُمْ وَاحْذَرْهُمْ أَنْ يَفْتِنُوكَ عَنْ بَعْضِ مَا أَنْزَلَ اللَّهُ إِلَيْكَ
«Веди правление между ними согласно тому, что ниспослал Аллах, не потакай их желаниям и остерегайся их, дабы они не отвратили тебя от части того, что ниспослал тебе Аллах» (05:49).
Данное обращение, адресованное Посланнику Аллаха ﷺ, с приказом вести правление тем, что ниспослал Всевышний Аллах, также адресовано и его Умме (общине). Смысл этих слов заключатся в обязательности наличия правителя после Посланника Аллаха ﷺ, который будет править между людьми согласно тому, что ниспослал Аллах. Приказ в данном обращении приводится в категорической форме, сама тема обращения является обязательной, что служит предпосылкой категоричности, как это принято в исламском праве «усуль аль-фикх». Правитель, который ведет правление между мусульманами согласно тому, что ниспослал Аллах, после Посланника Аллаха ﷺ, именуется халифом. Следовательно, системой правления в Исламе является система Халифата. Более того, претворение уголовного кодекса (худуд) и множества законов является обязательным, а это невыполнимо без правителя. И согласно исламскому правовому правилу «то, без чего, невыполнимо обязательное, является обязательным» установление правителя, который будет претворять шариат, является обязательным. Правитель с такими характеристиками и задачами называется халифом, а система правления – системой Халифата.
- Сунна:
От Нафиа (р.а.) сообщается: «Абдуллах ибн Умар рассказал мне, как Пророк ﷺ сказал:
من خلع يداً من طاعة لقي الله يوم القيامة لا حجة له، ومن مات وليس في عنقه بيعة مات ميتة جاهلية
«Кто откажется от подчинения, тот предстанет перед Аллахом в день Суда, не имея никаких оправданий. Кто же умрет, не имея присяги, тот умрет невежественной (джахилийской) смертью» (Муслим). Пророк ﷺ вменил в обязанность каждому мусульманину долг принесения присяги, и назвал того, кто умер, не выполнив долг присяги, тот умер невежественной (джахилийской) смертью. Присяга после Посланника Аллаха ﷺ дается исключительно халифу и только. Хадис обязывает к тому, чтобы каждый мусульманин исполнил долг присяги, а это требует наличие халифа, который имел бы право на получение присяги от каждого мусульманина. В противном случае, проявляющий упущения в этом деле мусульманин умирает невежественной (джахилийской смертью). Это указывает на величину греха за бездействие в вопросе установлении халифа, который правил бы согласно Исламу.
- Иджма:
Что касается единогласия сподвижников, то они, да будет доволен ими Аллах, единодушно сошлись на обязательности избрания наместника (т.е. халифа) Посланника Аллаха ﷺ после его смерти.
Что касается единодушного мнения сподвижников Пророка, то по этому вопросу они, да будет доволен ими Аллах, единогласно сошлись на необходимости выбора халифа сразу после смерти Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Решительность единогласия сподвижников относительно установления халифа явно проявилась в том, что они отложили похороны Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сразу после его смерти, и занимались вопросом назначения халифа, хотя погребение умершего в самый короткий срок после смерти является обязательным (фарз). Людям, которые обязаны заняться подготовкой тела мертвого и его похоронами, запрещено (харам) заниматься другими делами, пока не завершатся похороны. Сподвижники же, которые были обязаны заняться подготовкой тела Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, и его похоронами, а точнее некоторая их часть, оставив это дело, занялась избранием халифа, а другая же часть сподвижников, имея возможность не согласиться с ними и заняться похоронами, промолчала относительно этого решения, и приняла участие в переносе похорон на две ночи, несмотря на то, что могла осудить это и выполнить погребальную процессию. Посланник Аллаха ﷺ умер утром в понедельник, и оставался лежать без погребения ночь и день вторника, до принесения присяги Абу Бакру. Затем Посланник Аллаха был погребен в середине ночи среды, т.е. две ночи он оставался без погребения, пока не была принесена присяга Абу Бакру. Это свидетельствует о единогласии сподвижников относительно приоритетности избрания халифа над погребением покойника, что недопустимо кроме, как только в том случае, если избрание халифа является наиболее обязательным, чем погребение покойника.
Вывод: На основании вышеперечисленного установление Халифата является обязательным (фард), как и избрание халифа является одним из наиважнейших обязательных предписаний (фард).
3 – Что касается того, что Халифат является системой правления в Исламе, где имеют место политические дела, выполняемые халифом, то это объясняется тем, что политика означает управление делами. Основной задачей халифа является управление делами Уммы, а управление делами со стороны правителя – это и есть политика.
Политика в арабском языке обозначается словом «ас-сияса» от глагола «саса (управлял); ясусу (управляет)», т.е. управляющий, заботиться о делах. В толковом словаре арабского языка «аль-Къамус аль-Мухит» приводится: [وسُسْتُ الرَّعِيَّةَ سِياسَةً: أمرْتُها ونَهَيْتُها] – управлял подданными; давал распоряжения и запрещал.
В другом толковом словаре «Мухтар ас-Саххах» приводится: [سَاسَ الرَّعِيَّةَ يَسُوسُهَا سِيَاسَةً بِالْكَسْرِ] «ведет политику подданных, управляет ими».
Имеются хадисы, которые отводят халифу управление делами Уммы. Вывел аль-Бухари от Ибн Шихаб, что Салим рассказал, как Абдуллах ибн Умар говорил: «Я слышал Посланник Аллаха ﷺ говорил:
كُلُّكُمْ رَاعٍ، وَكُلُّكُمْ مَسْئُولٌ عَنْ رَعِيَّتِهِ، الإِمَامُ رَاعٍ وَمَسْئُولٌ عَنْ رَعِيَّتِهِ...
«Поистине, каждый из вас является пастырем и несёт ответственность за свою паству. Имам (правитель) является пастырем и несёт ответственность за своих подданных…». Задачей халифа является управление делами, а управление делами со стороны правителя является политикой, согласно лексическому значению этого термина.
Ваш брат Ата ибн Халиль Абу ар-Рашта Серия ответов амира Хизб ут-Тахрир, шейха Ата ибн Халиль Абу ар-Рашта, на вопросы посетителей страницы в Фейсбуке.
21 Рабиъ уль-авваль 1435 г.х.
22.01.201
Ответ можно посмотреть на станице амира в фейсбук:
https://www.facebook.com/photo.php?fbid=254073401427411