28
Вс, апр

Разъяснение статьи 33 в конституции

Ответы Амира
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

(Вакансия поста халифа и выбор самого старшего муавина временным амиром)

Вопрос:

С именем Аллаха Великого, и у Него прошу помощи.

Дорогой наш учёный, мир Вам, милость Аллаха и Его благословение.

У меня два вопроса, и я любезно прошу Вас ответить на них. Прошу у Аллаха оградить Вас и всех, кто работает на пути возобновления исламского образа жизни, от ошибок.

В начале конституции в первой части на странице 135 (33 статья) приводится следующее: «Если халиф умер или покинул свой пост перед назначением временного амира, или же освобождение поста халифа было связано не с его смертью или отставкой, то самый старший из муавинов становится временным амиром». Какое доказательство есть на это? И почему временным амиром становится самый старший из муавинов?

Ответ:

И Вам мир, милость Аллаха и Его благословение.

Поистине, 33-я статья очень хорошо разъясняется во введении, и она связана с двумя положениями:

1. Назначение халифом перед смертью временного амира.

2. Указанная возрастная очерёдность назначения временного амира, если халиф перед смертью такого не назначил.

Что касается первого, то доказательством на это служит, как указано в статье, иджма (единогласие сподвижников), которая приводится во вступлении при разъяснении этой статьи.
 

Халиф, когда чувствует приближение смерти, перед тем, как освободиться от поста халифа в соответствующее время, определяет временного амира, который становится амиром мусульман на срок, в течение которого выбирается новый халиф. Он приступает к своим обязанностям сразу после смерти халифа, и его основным делом является заполнение пустоты отсутствия нового халифа, пока его не выберут в течение трёх дней.

Временный амир не может утверждать законы, потому как это полномочие халифа, которому присягает Умма. Также он не становится кандидатом на пост халифа и не устанавливает кандидатов, так как Умар, пусть будет доволен им Аллах, назначил временного амир при условии, чтобы он не был среди кандидатов на пост халифа.

Правление этого амира прекращается после установления нового халифа, потому как его обязанность – временна.

Доказательством на это является то, что сделал Умар, когда его ранили, и это произошло при собрании сподвижников, пусть Аллах будет доволен ими всеми, без того, чтобы они упрекали его за это, а значит – это иджма.

Умар, пусть будет доволен им Аллах, заявил о шести кандидатах после того, как был ранен: «Пусть Сухайб будет проводить намаз эти три дня, в течение которых вы будете проводить выборы», после чего он сказал Сухайбу, как приводится в «Тарихе» Ат-Табарий: «Проводи намаз с людьми три дня», а потом сказал: «Если пятеро объединились и согласились на шестом мужчине, а один начал противиться, то рассеки его голову мечом...», и это означает, что Сухайб был назначен амиром над ними и был назначен амиром в намазе, а быть амиром в намазе означало быть амиром над людьми, а также ему было дано полномочие в наказании («рассеки его голову»), а казнь приводит в исполнение только амир.

Это происходило в присутствии сподвижников, и никто из них не порицал этого, поэтому это было иджма – что халиф может определить временного амира, который будет править, пока происходят выборы нового халифа.

Что же касается второго, т. е. как устанавливается временный амир, если халиф не установил такового перед смертью, то приоритетом в этом деле является то, что это – административное дело, и дозволено принять статью, в которой бы упорядочивалось это административное дело, о чём и было указано в статье 33: «Самый старший из муавинов становится временным амиром, если он не захотел баллотироваться на пост халифа; в таком случае становится временным амиром следующий за ним по возрасту... Если же все муавины захотели баллотироваться на пост халифа, то становится временным амиром исполнительный визирь. Если же и все исполнительные визири захотели баллотироваться на пост халифа, то тогда ограничивается в этом праве самый младший из исполнительных визирей, и он становится временным амиром».

К вашему сведению, это было принято во внимание из соображения пользы, ибо муавины – самые сведущие из людей в законах, они больше всех остальных людей знают состояние дел при предыдущем халифе. За ними следуют исполнительные визири, которые имеют знание и опыт из-за контактов с халифом, работая с ним. А поэтому они – лучшие из людей, могущих быть временным амиром. И если было так, что все муаввины были одинаковы в своих полномочиях, и исполнительные визири – тоже, то было бы целесообразно и соответственно, чтобы был выбран самый старший из них подобно тому, как выбирается имам в намазе, когда молящиеся были равны в условиях приоритетности выбора имама, то выбирался самый старший из них. Вывел Муслим в своём «Сахихе» от Шаабы, от Исмаила ибн Раджа, который сказал: «Я слышал Ауса ибн Дамаджа, который говорил, что слышал, как Абу Масуд говорил, что сказал Посланник Аллаха ﷺ:

يَؤُمُّ الْقَوْمَ أَقْرَؤُهُمْ لِكِتَابِ اللهِ، وَأَقْدَمُهُمْ قِرَاءَةً، فَإِنْ كَانَتْ قِرَاءَتُهُمْ سَوَاءً، فَلْيَؤُمَّهُمْ أَقْدَمُهُمْ هِجْرَةً، فَإِنْ كَانُوا فِي الْهِجْرَةِ سَوَاءً، فَلْيَؤُمَّهُمْ أَكْبَرُهُمْ سِنًّا، وَلَا تَؤُمَّنَّ الرَّجُلَ فِي أَهْلِهِ، وَلَا فِي سُلْطَانِهِ، وَلَا تَجْلِسْ عَلَى تَكْرِمَتِهِ فِي بَيْتِهِ إِلَّا أَنْ يَأْذَنَ لَكَ، أَوْ بِإِذْنِهِ

«Руководить групповым намазом должен тот, кто лучше других знает писание Аллаха. Если они одинаково знают писание, то руководить намазом должен тот, кто раньше совершил хиджру. Если же они переселились одновременно, то предпочтение отдаётся тому, кто старше. И пусть никто из вас не руководит групповым намазом в присутствии семьи хозяина, и не в его владениях, и не садится в его доме на почётное место, кроме как если хозяин попросил или разрешил это»».

А поэтому, если дело было административным, то принятым считается в этом вопросе то, чтобы было первенство за самым старшим муавином, потом – за тем, кто следует вторым по старшинству, потом – за самым старшим из исполнительных визирей, потом – за тем, кто следует за ним и так далее.

 

Ваш брат Ата бин Халил Абу Ар-Рашта
Ответ взят со страницы амира в Фейсбуке

02 Шаъбана 1435 г.х.
31.05.2014 г.

Серия ответов шейха Ата ибн Халиля Абу ар-Рашты, амира Хизб ут-Тахрир, на вопросы, взятые с его страницы в сети Фейсбук

Главное меню