Вопрос:
Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху! Как Вы знаете, дорогой брат, в продаже золота не дозволена отсрочка, напротив, купля-продажа должна проводиться налом за нал (из рук в руки) в равном весе, как об этом сообщено в хадисе… Распространяется ли этот хукм на украшения?
Суть вопроса в следующем:
Золото, продаваемое в виде украшения, имеет пробу 18 карат, а не 24 карата…
Проба в 24 карата – это чистое золото, где процент содержания золота в сплаве достигает 99,9%, и из него трудно сделать изделие. Однако проба в 18 карат – это сплав, в котором содержание золота составляет 75%, а остальное – металл, такой как медь или железо, что позволяет делать из такого золота изделие. Даже становится возможным окрашивать золото в зависимости от металлической добавки. Затем, во время продажи такого украшения, ювелир добавляет стоимость работы поверх стоимости веса золота в изделии.
Считается ли украшение в данном положении товаром, как и любой другой товар, в котором присутствует золото, и тогда его дозволено продавать в рассрочку и в долг? Или же товар не перестаёт оставаться золотом даже при содержании золота в нём ¾ или 75% от общей массы, и при этом на него распространяются законы о золоте?
Вопрос следующий: когда ювелир продаёт украшение, например браслет, в котором небольшой кусочек – замочек, к примеру – не является золотом, это может быть платина или цирконий и т.п., всё это взвешивается вместе и оценивается по цене золота, т.е. всё изделие продаётся как золото. Правильно ли это, если это очень маленькая часть изделия? Или же необходимо вычитать стоимость этой детали из всего изделия? Или же следует её посчитать как плату за выполненную ювелиром работу? Или иначе, как Вы считаете?
Да благословит Вас Аллах и вознаградит, и простите нас за то, что мы отвлекаем Вас…
Ответ:
Ва алейкум ассалям ва рахматуллахи ва баракятуху!
Прежде чем начать отвечать, я бы хотел обратить Ваше внимание на законы (ахкамы) обмена товаров, которые относятся к категории ростовщических (риба), – в этих законах не рассматривается превосходство одного товара над другим… Эти ростовщические категории перечислены в хадисе, выведенном ан-Насаий от Убады ибн ас-Самита, где Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Обменивайте золото на золото, серебро на серебро, финики на финики, пшеницу на пшеницу, соль на соль, ячмень на ячмень в равных количествах и наличными. Если же товары различаются, то покупайте и продавайте как пожелаете при согласии каждой из сторон».
Таким образом, если человек продаёт какой-либо товар из этих перечисленных категорий за товар из его же рода (т.е. золото за золото или пшеницу за пшеницу), то необходимо совершать сделку один к одному, как бы ни разнилось качество товара. Так, не дозволяется обменивать 1 кг фиников хорошего качества на 2 кг фиников плохого качества, или обменивать мешок чистой качественной пшеницы на два мешка грязной пшеницы низкого сорта. Так же – и с солью, ячменём, с серебром и золотом. Т.е. не дозволяется обменивать (или продавать) слиток чистого золота на полтора слитка золота с примесями, кроме как один к одному, т.е. в равном весе.
Это – частные законы обмена, отличающиеся от других операций с золотом. Например, в выплате закята учитывается только чистое золото и серебро, т.е. закят со слитка чистого золота 24 пробы будет по весу отличаться от закята со слитка золота 18 пробы, т.к. учитывается только вес чистого золота в соответствии с нисабом (установленный Шариатом размер имущества, с которого необходимо выплачивать закят). Так, нисаб чистого золота 24 пробы будет равен 85 г, а нисаб золота 18 пробы будет немного больше, т.к. золото имеет примеси в соотношении 3:1, т.е. в золотом слитке 18 пробы чистого золота 24 пробы ¾ от массы всего слитка. Таким образом, нисаб будет составлять начальный вес и ещё треть, т.е. 113,33 грамма. Отсюда следует, что тот, кто обладает 85 г чистого золота 24 пробы, обладает нисабом, и по истечении года он должен будет выплатить закят в размере 2,5% от общего веса. Однако тот, кто обладает 85 г золота 18 пробы, – не считается, что он обладает нисабом, т.к. нисаб золота 18 пробы составляет 113,33 г, и только после этого по истечении года человек должен будет выплатить закят в размере 2,5% от общего веса золота. Таким образом, становится очевидным, что в выплате закята значение имеет только вес чистого золота.
Однако, что касается обмена, то здесь присутствуют частные законы… И каков бы ни был класс товара из ростовщической категории (чистый или грязный, хороший или плохой, с примесями или без), обмен его необходимо совершать один к одному до тех пор, пока сделка совершается на товар его же рода. Однако это будет иметь место при условии, что чистый товар и примеси смешаны между собой, т.е. не являются отдельными частями, а также что золота в изделии больше – это учитывается для того, чтобы товар назывался золотом.
Доказательством этому является то, что передал Абу Саид, который сказал: «Как-то Билял принёс фиников сорта «Барни» (прим.: финик наилучшего сорта, имел жёлтый цвет и округлую форму). Тогда Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Откуда у нас это?», – на что Билял ответил: «Финики, которые были у нас, плохого качества. А потому я продал два саъа (мера сыпучих тел) нашего плохого финика за один саъа этого, чтобы угостить Пророка». Тогда Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Ох! Ох! Это и есть риба (ростовщичество). Не делай так! Если ты желаешь купить фиников, то продай свои финики одной сделкой и купи другие другой сделкой»», – вывел Муслим. Также передаётся от Абу Саида и Абу Хурайры (р.а.), что Посланник Аллаха ﷺ использовал одного человека для ведения дел (т.е. тот был валием) в Хайбаре, откуда он принёс южные финики сорта «Джаниб» (высокого качества), и тогда Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Все финики Хайбара такого качества?». Он ответил: «Нет, клянусь Аллахом, о Посланник Аллаха! Мы покупаем 1 саъа (мера веса) этого сорта фиников за 2 саъа другого сорта, или 2 саъа этого сорта за 3 саъа другого». Тогда Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Не делайте этого. Продавай свои финики за дирхамы, а затем покупай южные финики (джаниб) за дирхамы», – муттафакъун алейх. Этот хукм распространяется и на остальные виды ростовщических товаров. Приводится в книге «Экономическая система Ислама» на стр. 128 следующее: «Не разрешается покупать один нормальный динар за два поддельных динара. Однако можно купить один нормальный динар за серебряные дирхамы, а затем купить за дирхамы два поддельных динара, равно купил ли человек их у того же, кто продал ему, или у другого. Передаёт Абу Саид: «Билял принёс Пророку ﷺ качественные финики, и Посланник Аллаха ﷺ спросил его, откуда он взял эти финики. Билял ответил: «Наши финики испортились, и я продал их по два саъ за один с тем, чтобы угостить Пророка». В ответ на это Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Именно это и есть ростовщичество, не делай так. Когда захочешь купить финики, продай свои иным образом, а затем купи то, что хочешь»», – передаёт Муслим. Также передают Абу Саид и Абу Хурайра, что Посланник Аллаха ﷺ назначил некоего человека администратором в регионе Хайбар. Однажды он принёс южные финики, и Посланник Аллаха ﷺ спросил его: «Все ли финики Хайбара такие?». Человек ответил: «Нет. Клянусь Аллахом, Посланник Аллаха, мы берём их по два саъа за один, или три саъа за два». В ответ на это Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Не делай так. Продай свои финики и за полученные дирхамы покупай эти южные финики (джаниб)»».
Отсюда становится очевидным, что все обменные операции товаров из категории ростовщических (риба) могут проходить только в соотношении один к одному, как бы ни различалось качество обмениваемого товара, до тех пор, пока товар носит одно из названий, приведённых в хадисе, будь то золото на золото, серебро на серебро, пшеница на пшеницу, финики на финики или соль на соль.
Итак, ответом на Ваш вопрос будет следующее:
1 – украшения из серебра или золота, какой бы пробы они ни были, – в операциях обмена товара на его же вид необходимо соблюдать вес один к одному. Так, например, продажа золотой монеты времён Харуна ар-Рашида за браслет или иное, будь то золото 21-й пробы или 18-й, необходимо соблюдать вес один к одному, и совершенно не дозволена надбавка ни в весе изделия, ни в виде доплаты. Выходом из подобной ситуации будет (если одна из сторон не желает обмениваться один к одному по весу) продажа золота (лом) за деньги, а затем покупка за деньги браслета, цепочки и т.д.
2 – при покупке браслета, в котором небольшой кусочек, как замочек, к примеру, не является золотом и не является частью сплава золотого изделия, и его можно отделить от золота – в таком случае золото взвешивается отдельно и продаётся за товар его же рода один к одному, а не золотая часть изделия – замочек – продаётся по другой оговорённой цене. Это всё происходит в случае продажи золотого браслета за золото.
Однако если покупатель желает приобрести изделие (браслет), в котором есть кусочек не из золота (замочек), за деньги, то Вы можете продать это изделие по любой согласованной цене. И даже если Вы взвесите всё изделие целиком и продадите за согласованную с покупателем сумму, то в этом нет ничего плохого, т.к. операция купли-продажи проходит не золото на золото, а золото (т.е. изделие – браслет) на бумажные деньги.
Ваш брат Ата ибн Халиль Абу ар-Рашта.
15 шавваля 1436 х.
31.07.2015
Серия ответов амира Хизб ут-Тахрир Аты ибн Халиля Абу ар-Рашты на вопросы посетителей его странички в «Фейсбук»