Вопрос от Hafedh Gharsallah [видео]
Мир Вам от Аллаха милость и благословение. Дорогой брат, пусть Аллах воздаст тебе за твое разъяснение.
Позволь мне задать тебе эти вопросы:
Представь себе, что ты наемный рабочий или сотрудник, и тебя лишили заработной платы или жалования за прошлые годы. Считаешь ли ты справедливым, чтобы тебе отдали твою плату, которой ты был лишен, с той же ценностью, которая была десять лет назад? Например, если я взял у тебя 84 грамма золота, то я должен вернуть тебе 84 грамма золота, даже если возврат происходит через десять лет. Это шариат Аллаха.
О, мой брат, 84 грамма золота сейчас стоят 7230 динаров. А десять лет назад 84 грамма золота стоили 1200 динаров. Если я занял у тебя 1200 динаров и вернул тебе через десять лет 1200 динаров, то я верну тебе шестую часть стоимости, т.е. 14 грамм золота, а это убавление твоего имущества. Аллах запретил нам это в Коране, сказав:
وَلا تَبْخَسُوا النَّاسَ أَشْيَاءَهُمْ وَلا تَعْثَوْا فِي الأرْضِ مُفْسِدِينَ
«Не убавляйте людям того, что им причитается, и не творите на земле зла, распространяя нечестие» (26:183)
Согласно моему пониманию в этом и кроется цель запрета ростовщичества. Разве ты не считаешь, о, мой брат, что вещь (динар, стоимость которого не определяется по себе, а это согласованная цена) должна привязываться к основе (золоту)?
Ответ:
Мой дорогой брат. И тебе мир от Аллаха, милость и благословение.
Что касается нынешних бумажных денег, то к ним применимы законы, связанные с деньгами с учетом общего денежного мотива, т.е., использование этих бумаг в виде цены и оплаты. Все что используется в виде цены и оплаты считается деньгами, и к этому применимы законы, связанные с деньгами до тех пор, пока они бывают в обращении людей и не отменены по закону.
Что касается доказательства принятия этой бумаги в качестве денег, к которой применимы законы, связанные с деньгами, то оно следующее:
Поскольку эти бумаги обязательные, и условно они считаются деньгами, ценой вещей, оплатой услуг и пользы, и посредством них покупается золото и серебро также как и покупаются остальные товары, то в таком случае в них есть денежный мотив, т.е., использование их в виде цены и платы, что в наличии в золоте и серебре, из которых чеканятся динары и дирхемы. Поэтому законы валют, связанных с золотом и серебром, применимы к обязательной денежной валюте, и с них взимается закят и запрещается в отношении них ростовщичество. Поэтому нельзя возвращать долг больше взятого, иначе это будет ростовщичеством. Также не дозволено обменивать их в валюте не иначе, как одинаково и равным образом… согласно законам шариата, связанным с валютой, золотом и серебром.
Поэтому долг тебе другие должны возвращать без надбавок, даже если стоимость валюты упала или выросла, пока эта валюта действует законом.
Я признаю, упомянутые тобой проблемы в результате падения стоимости валюты и, как ты сказал, если кто-то должен был тебе 1000 динаров десять лет назад, и он хочет погасить долг сегодня, то понятно, что тебе тяжело из-за падения стоимости валюты в течение десяти лет. Но истине нужно следовать в любом случае. До тех пор пока к этим бумагам можно отнести реальность валюты, то к ним применяются их законы с точки зрения ростовщичества. В таком случае, нельзя погашать долг больше тем, чем взято до тех пор, пока эта бумажная валюта признана законом.
Я прошу Аллаха, чтобы Он благословил тебя, твое имущество, семью и детей.
Ваш брат Ата ибн Халил Абу ар-Рашта
06 Раджаб 1434 г.х.
16 мая 2013 г.
Из серии ответов шейха, ученого Ата ибн Халила Абу ар-Рашта, амира Хизб ут-Тахрир, на вопросы посетителей его страницы на «Facebook».