Вопрос:
Zdig For'Allah: Уважаемый шейх, ассаламу алейкум ва рахматуллахи ва баракатух! У меня к Вам вопрос по поводу ведения торговли в компании по сетевому маркетингу. Да хранит Вас Аллах для победы исламского призыва.
Houssem Eddine: ассаламу алейкум ва рахматуллахи ва баракатух. Я бы хотел задать Вам вопрос о шариатском решении относительно компании «Q-NET», которая занимается сетевым маркетингом. Торговля, проводимая этой компанией, осуществляется продажей продукции сетевым путём. И если работнику удастся увеличить количество торговых агентов, то, соответственно, увеличивается и его материальное вознаграждения. Другими словами, с каждым увеличением торговых агентов увеличивается его комиссионная плата. И это происходит несмотря на то, что он не прилагал никаких усилий в торговле. Например, работник под номером 100 ведёт торговлю, а основатель компании получает материальное вознаграждение, несмотря на то, что он не приложил никаких усилий, а получил это имущество только из-за того, что является стороной или основателем данной торговой компании. Прошу Вас дать ясность в этом вопросе, особенно если учесть, что подобная торговля быстро распространяется в крупных городах исламских земель, в том числе и арабских.
Ответ:
Ва алейкум ассалам ва рахматуллахи ва баракатух!
Ваши вопросы касаются одной темы, даже если Вы не вдавались в подробности. В действительности, данный вид торговли распространился в настоящее время. Ко мне поступило множество вопросов с разных уголков мира. Я упомяну некоторые вопросы, поступившие с Юго-Восточной и Центральной Азии, для полной ясности картины, а затем дам ответ относительно этого вида торговли:
1 – Вопрос из Юго-Восточной Азии:
Торговая компания, которая занимается продажей продукции, относящейся к здоровью, взаимодействует со своими клиентами следующим образом:
Если клиент покупает у них продукцию, он получает право получать комиссионную плату (материальное вознаграждение) за двух клиентов, которых он приведёт в компанию. И эти два клиента, которые пришли по рекомендации или вместе с предшествующим покупателем, благодаря своей покупке товара у компании получают право на получение комиссионной платы (материального вознаграждения) за приведённых ими ещё двух клиентов вдобавок к тому, что первый (предшествующий им покупатель) получает добавочную материальную плату (материальное вознаграждение) за четверых покупателей, которые пришли по рекомендации или вместе с двумя покупателями, которых привёл первый покупатель. И так далее. Дозволяется ли это по Шариату?
2 – Вопрос из Средней Азии:
Компания «Q-NET» ведёт свою торговую деятельность в нашем регионе следующим образом:
Сеть «Q-NET» имеет свою продукцию… Для желающих торговать её продукцией она ставит условие, чтобы он купил что-либо из её продукции. Покупатель получает право привлекать других к покупке этой продукции взамен на комиссионную плату с тех, кого они приведут. Если ему удастся привлечь шестерых покупателей, то компания выплачивает ему 250 долларов. Далее процесс беспрерывно следует друг за другом. Например, первый покупатель привлекает двух людей, чтобы они купили продукцию компании, затем каждый из этих двух привлекает ещё по два покупателя. Итого, получается шесть покупателей. Тогда первый покупатель получает 250 долларов, а два последующих покупателя ничего не получают, пока каждый из них не приведёт шесть покупателей. И если им удастся привести по шесть покупателей, то каждый из этих двух покупателя получает по 250 долларов, а первый покупатель получает 500 долларов на том основании, что все последующие покупатели являются его сторонниками в покупке продукции компании.
И если покупатель пожелает продать продукцию компании, то получает за это прибыль. Ведь это является стимулом покупки продукции компании, т.е. стремление получить прибыль, а вовсе не просто покупка её продукции, поскольку ценность продукции не стоит десятой части той стоимости, которую компания установила для неё.
Но если покупатель не смог продать продукцию, т.е. найти покупателей, готовых купить у компании, то продукция, которую он купил, остаётся у него по той высокой цене, которую он выплатил, не беря у компании никакой суммы. Такой принцип взаимодействия приводит в конечном счёте к лишению тех покупателей, которые не имеют возможности привлечь других или тех, кто остаётся в конце цепочки покупателей. В нашем регионе (Средней Азии) многие принимают участие в такой торговле. Разрешается ли такая торговая операция?
Как видно, суть темы во всех вопросах – одна, невзирая на количество покупателей, с которых первый покупатель, а точнее – маклер, – берёт комиссионную плату. Как в Юго-Восточной, так и в Средней Азии реальность – одна, как это прослеживается в Ваших вопросах. И поэтому ответ будет один. Но в силу того, что вопрос из Средней Азии более раскрыт, я буду делать акцент на нём в своём ответе:
После изучения реальности компании «Q-NET» и различных способов её взаимодействия, а также других компаний сетевого маркетинга, можно сказать, что эта компания взаимодействует с покупателями, приводящими ей новых покупателей (клиентов), и даёт им комиссионную плату в соответствии с определёнными условиями. Другими словами, они являются маклерами в компании, находят покупателей и берут с них комиссионную плату. Если внимательно проанализировать реальность, то становится ясно следующее:
1 – Такие компаний практикуют данную сеть продажи (сетевой маркетинг) по различным товарам и ставят условия продавцам её продукции, чтобы они купили что-либо из её продукции. После этого компания предоставляет им право приводить клиентов взамен на комиссионную плату, т.е. делает их маклерами (торговыми агентами) компании, находить ей покупателей и получать за них комиссионную плату. Причём компания не даёт комиссионных, пока клиент не приведёт шесть покупателей согласно вопросу, заданному из Средней Азии, или двух согласно вопросу с другого региона, т.е. согласно программе компании, которую она приняла для этой цели.
Другими словами, первый покупатель берёт комиссионную плату за двух или шестерых последующих покупателей, которых он привёл в компанию. Вдобавок к этому, он берёт комиссионную плату за тех покупателей, которые приводятся последующими по его линии покупателями.
Работа по продаже товара продолжается в виде последовательной платы за маклерство по сетевой схеме продажи.
2 – Данный вид торговых операций противоречит Шариату по следующим причинам:
а) Компания ставит продавцу её продукции (маклеру) условие обязательной покупки, чтобы получить право на работу в ней в качестве маклера (торгового агента), т.е. находить для неё клиентов и получать за них комиссионную плату, равно получает ли он комиссионную плату после приведения шести или двух покупателей.
Это означает, что договор купли-продажи и договор на маклерство (работу в качестве торгового агента) устроены в одном договоре, т.е. две сделки находятся в одной сделке. Каждый из этих договоров привязан к другому, т.е. они оба обусловлены друг с другом, а это является харамом (запрещённым по Исламу). Вывел Ахмад от Абдуррахмана ибн Абдуллаха ибн Масуда от своего отца, что «Посланник Аллаха ﷺ запретил заключать две сделки в одной сделке». Нельзя говорить: «Если ты продашь мне, я возьму у тебя в аренду, или стану твоим маклером (торговым агентом), или куплю у тебя что-то», – и так далее. Именно эта реальность, как видно, является предметом вопроса. Купля-продажа и маклерство в одном договоре, т.е. обязательная покупка у компании является условием для работы маклером (торговым агентом), а точнее – для продажи продукции компании за получение комиссионной платы с покупателей, приведённых в компанию.
б) Маклерство – это договор между продавцом и тем, кто приводит ему покупателей. Комиссионная плата за маклерство в данном договоре предусматривается за тех двоих, кого маклер приводит в компанию, а не за тех, кого приводят другие, помимо этого маклера, люди. В вышеупомянутой операции компании маклер (маклер) получает комиссионную плату как за тех клиентов, которых он приводит сам, так и за тех клиентов, которых приводят другие, помимо него. Такое положение противоречит договору о маклерстве.
в) Цена покупки у компании содержит в себе чрезмерный обсчёт, даже если покупатель знает об этом. Тем не менее, само положение несёт в себе обман вследствие «запутанных» способов, используемых со стороны компании в продвижении своей деятельности. Так, они заставляют покупателя оплатить завышенную цену продукции компании, которая не соответствует даже обычной части реальной её стоимости. Это проходит только из-за многообещающего «светлого будущего», которое компания обещает покупателю. Ведь, по её словам, он получает возможность реализовывать продукцию компании взамен на комиссионную плату за тех покупателей, которых он приведёт в компанию, а также за тех покупателей, которые были приведены теми, кого он привёл вначале.
И когда покупатель оказывается неспособным привести других покупателей, т.е. найти клиентов, особенно если это касается тех, кто находится в конце цепочки покупателей, то обман постигает его, а сам он несёт убыток за ту большую цену, которую он оплатил за продукцию, которая не стоит и одной десятой части той суммы, которую он заплатил. Обман и обсчёт является харамом (запрещёнными по Исламу). Посланник Аллаха ﷺ говорил: «Кто обманывает, тот пребудет в огне…» (вывел Бухари от Ибн Абу Авфа). Также Посланник Аллаха ﷺ сказал человеку, который прибегал к обману во время торговли (при купле-продаже): «Если ты занимаешься куплей-продажей, то не обманывай (чрезмерно приукрашивая товар)». По своему тексту и содержанию эти хадисы указывают на запрет обмана во время торговли.
Таким образом, данная операция является недозволенной по Шариату.
Вывод:
Торговая операция, проводимая компанией «Q-NET» в том виде, который поясняется в вопросах, является противоречащей Шариату операцией. Прошу Всевышнего Аллаха помочь нам Своею милостью, помощью и величием установить Халифат и воплотить в жизнь исламскую экономическую систему, которая несёт безупречные экономические операции, гарантирующие благополучие и безопасность для всех граждан. Воистину, Аллах – Всемогущий и Наимудрейший.
Ассаламу алейкум ва рахматуллахи ва баракатух!
Ваш брат Ата ибн Халиль Абу ар-Рашта
19.08.2015
Серия ответов амира Хизб ут-Тахрир Аты ибн Халиля Абу ар-Рашты на вопросы посетителей его странички в «Фейсбук»