22
Пт, нояб

Есть ли харадж за жилые территории?

Ответы Амира
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

Вопрос:

Мир тебе, милость Аллаха и Его благословение, наш дорогой шейх!

В книге «Экономическая система» на стр. 129 говорится: «Харадж за землю – это когда государство берёт у владельца земли определённую сумму, высчитываемую с земли согласно плодородию, которое ей присуще по обыкновению, а не по факту. С земли взимается плата по умеренной цене, дабы не были притеснены ни владелец земли, ни казна. Харадж выплачивается каждый год владельцем земли, всё равно, была ли возделана земля или нет, был ли год урожайным или не был».

Вопрос таков: «Отменяется ли харадж, если на земле-хараджий был возведён дом, или владелец земли платит харадж за землю вне зависимости от того, была ли она использована для возделывания или нет?».

Пусть Аллах благословит тебя, направит тебя и даст победу твоими руками.

Твой любящий брат Бадр Аджраб (Bader Ajrab).

Ответ:

И тебе мир, милость Аллаха и Его благословение!

Ниже я упомяну некоторые положения, связанные с этим вопросом:

1. Земля хараджа подразумевает то, что её владелец извлекает из неё пользу, но не является её владельцем навсегда. Он выплачивает с неё харадж. Она передаётся в наследство так же, как и земля ушрий, но наследуется её польза, а не она сама как постоянная собственность, потому как она является собственностью всех мусульман. Умар ибн аль-Хаттаб установил для владельцев хараджий земли то, что они будут владеть именно пользой этой земли до скончания времён. Польза берётся в использование и наследуется. Владелец пользы ведёт её расход любым образом: продаёт, закладывает, дарит, завещает и т.д.

2. Земля должна оставаться таковой до скончания времён, кто бы ни был её владельцем и сколько бы раз она ни переходила из рук в руки, потому как её свойство оценивается по её сути как завоёванной земли. Она остаётся таковой до скончания времён, и её положение не меняется. Переход владения её пользой из рук неверного в руки мусульманина не меняет её свойства. Так же не заменяется харадж, который должен взиматься с неё, потому как харадж привязан к завоёванной территории, а не к её владельцу.

3. Тот, кто владеет пользой земли, тот имеет право продавать эту пользу и устанавливать её цену, потому как польза продаётся и дозволяется её оценивать. Никто не может её отнять у её владельца, даже халиф мусульман. Сказал Абу Юсуф: «Какую бы землю ни завоевал Имам силой, если он не разделил её (среди воинов), увидев благо в том, чтобы закрепить её за её жителями, как это сделал Умар ибн аль-Хаттаб в Судане, то он имеет на это право, и она становится землёй харадж. После этого он не может забрать её у них. Она является их владением, которое они наследуют, продают и выплачивают за неё харадж». Таким образом, если государство стало нуждаться в том, чтобы забрать часть земель-хараджий в интересах самих же мусульман, то оно должно заплатить владельцу земли цену стоимости пользы от этой земли, но не цену самой земли, потому как её владелец владеет на самом деле её пользой, а не ею самой. Сама она является собственностью мусульман. А поэтому государство должно заплатить ему цену именно того, чем он владеет, т.е. цену пользы земли, какой бы большой или малой эта польза ни была. Выплачиваемая цена не уменьшается от того, что на этой земле расположено здание или растёт дерево, ибо, в противном случае, это расценивается как покушение на право владельца, который является собственником того, на чём расположены здания и на чём растут деревья, как и является собственником выработки этой земли. От пользы этой земли и высчитывается цена за неё при том, что владелец земли мог купить её за десятки тысяч, а здания и деревья на ней не стоят и десятков сотен. Уменьшение цены за здания и деревья – это притеснение против него, расточительство его прав. Если государство не даёт всей цены за землю согласно её пользе, то оно становится узурпатором. Так же обходятся с любой иной пользой при продаже, и необходимо давать за неё полную цену.

4. Это то, что касается земли-хараджий, предназначенной для возделывания. Что же касается жилой территории на завоёванных землях, то закон в их отношении отличается от законов возделываемых земель. За жилые территории нет хараджа. Её собственник владеет как её пользой, так и ею самой. На то есть иджма сахабов. Когда мусульмане завоевали Ирак, они распределили Куфу и Басру, разделив их между собой. Городские территории стали их собственностью, они стали владельцами самих земель и их пользы ещё во времена Умара ибн аль-Хаттаба с его же разрешения. Этими поселенцами были сподвижники Посланника Аллаха ﷺ. То же самое происходило и в отношении Шама, Египта и прочих завоёванных земель. С жилых территорий на них не платится харадж никаким образом. Они продаются и покупаются, как и любая иная собственность. За них не выплачивается закят, кроме как если они были взяты как предмет торговли, и в таком случае за них выплачивается закят как за предмет торговли.

Харадж выплачивается за землю-хараджий, предназначенную для возделывания, а жилые территории на земле-хараджий не требуют выплаты хараджа. Владельцы жилых территорий являются собственниками как этой территории, так и её пользы, т.е. полноценными владельцами, а не владельцами просто земли-хараджий.

Мир вам, милость Аллаха и Его благословение!
Ваш брат, Ата ибн Халиль Абу ар-Рашта


Ответ взят со страницы амира в «Фейсбуке».

11 Зуль-каъда 1436 г.х.
26.08.2015 г.

Серия ответов шейха учёного Аты ибн Халиля Абу ар-Рашты, амира Хизб ут-Тахрир, на вопросы, приведённые на его странице в Фейсбуке «Фикх»