27
Сб, апр

Кто оживляет мёртвую землю, относящуюся к категории земель Хараджи?

Ответы Амира
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

Во имя Аллаха – Милостивого, Милосердного!

Вопрос Абу Такий аль-Макдиси.

Вопрос: Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху.

Вопрос связан с землёй: после прочтения книги «Экономическая система Ислама» в теме «Земельный кодекс» я понял, что земля бывает либо Ушри, либо Хараджи – согласно существующим на это доказательствам.

Также мне из наличия достаточных на эту тему доказательств стало понятным, что площадь земли Хараджи принадлежит государству, а её польза – индивидууму!

Мой вопрос относится к тому, что приводится на 136 странице (арабской версии книги) на тему освоения целины, где говорится: «И кто освоил землю из категории земель Хараджи, с которой ещё не собирался харадж, владеет её площадью и пользой, если он – мусульманин, и только пользой, если он – кяфир». И как же мне совместить то, что предшествовало из текста, с тем, что пришло в этом предложении относительно владения площадью земли Хараджи, если доказательство на последнее предложение отсутствует? И да вознаградит Вас Аллах добром от нас. Ваш брат Абу Такиюддин аль-Макдиси.

Ответ: Ва алейкум ассалям ва рахматуллахи ва баракятуху!

Относительно каждой категории из категорий освоенных и заброшенных земель имеются соответствующие законы согласно шариатским доказательствам. Ниже мы приведём разъяснение этих доказательств:

Первое: доказательства законов, связанных с освоенными землями:

1 – Вывел Муслим в своём «Сахихе» от Джабира, который сказал:

فِيمَا سَقَتِ الْأَنْهَارُ، وَالْغَيْمُ الْعُشُورُ، وَفِيمَا سُقِيَ بِالسَّانِيَةِ نِصْفُ الْعُشْرِ

«Посланник Аллаха ﷺ сказал: «На то, что орошается реками и осадками, налагается ушр, а на том, что орошается искусственно – половина ушра»».

Этот текст является общим (амм), то есть каждая освоенная земля является землёй Ушри, если только не придёт другой текст, обособляющий что-либо из этого общего текста.

2 – После завоеваний возникает новая проблема с завоёванными землями, которые были выведены из общего понимания текста и на которые был наложен харадж. Абу Убайд говорит: «Передал нам Язид ибн Харун от Ибн Аби Зиба, от Зухри, который сказал:

قَبِلَ رَسُولُ اللَّهِ، صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، الْجِزْيَةَ مِنْ مَجُوسِ الْبَحْرَيْنِ قَالَ الزُّهْرِيُّ: فَمَنْ أَسْلَمَ مِنْهُمْ قَبِلَ إِسْلَامَهُ، وَأَحْرَزَ إِسْلَامُهُ نَفْسَهُ وَمَالَهُ إِلَّا الْأَرْضَ، فَإِنَّهَا فَيْءٌ لِلْمُسْلِمِينَ، مِنْ أَجْلِ أَنَّهُ لَمْ يُسْلِمْ أَوَّلَ مَرَّةٍ وَهُوَ فِي مَنَعَةٍ

«Посланник Аллаха ﷺ принял джизью от многобожников Бахрейна»». Зухри добавил: «Кто из них принял Ислам, то от того принялось, и его Ислам сохраняет ему жизнь и имущество, кроме земли, потому что она является трофеем мусульман, так как он не принял Ислам вначале, и это служит ему препятствием». Так же распорядился Умар (р.а.) землями Савад в Ираке, сказав: «Я усмотрел удержать эти земли для их жителей, наложив на них харадж…».

А поэтому общее положение закона остаётся в своей общности: «Все освоенные земли в Дар уль-Ислям (Исламское государство) – это земли Ушри, с которых взимается закят», – согласно шариатским законам. И не выпадает из этого общего текста ничего, кроме того, что обособилось другим текстом, то есть земля Хараджи согласно шариатским законам. Другими словами, все освоенные земли в Дар уль-Ислям подпадают под категорию земли Ушри, кроме положения, когда есть частное доказательство на определённую землю, что она является землёй Хараджи. Это в подробностях разъяснено в наших книгах.

Второе: доказательства законов, связанных с заброшенными землями:

1 – Вывел Бухари от Аиши (р.а.), от Пророка ﷺ, который сказал:

مَنْ أَعْمَرَ أَرْضًا لَيْسَتْ لِأَحَدٍ فَهُوَ أَحَقُّ

«Кто засеял землю, никому не принадлежащую, то он имеет на неё преимущественное право».

Вывел ат-Тирмизи от Саида ибн Зайда, от Пророка ﷺ, который сказал:

مَنْ أَحْيَا أَرْضًا مَيِّتَةً فَهِيَ لَهُ

«Кто оживит мёртвую землю (кто освоит заброшенную землю), то она принадлежит ему».

Такой же риваят передаёт Абу Дауд.

И это – общие тексты, касающиеся того, что освоивший землю получает её в собственность. Если мусульманин осваивает землю из категории земель Ушри, то он становится собственником земли Ушри и на него возлагается выплата закята, а если освоивший относится к числу ахлю зимма (немусульмане, имеющие гражданство в Исламском Государстве), тогда он облагается хараджем, потому что неверный не может относиться к числу людей, выплачивающих закят, и поэтому на него возлагается харадж. Всё это происходит в силу того, что освоенная земля должна приносить один из видов дохода: либо закят, либо харадж.

Однако если освоение происходит на земле Хараджи, то эта земля будет Хараджи независимо от того, кем будет освоивший её: мусульманином или кяфиром из числа ахлю зимма…

На этом же мнении остановился Абу Юсуф, автор книги «Харадж», когда говорит: «Он сказал: «Передал мне Хасан ибн Имара от Зухри, от Саида ибн Мусайиба, который сказал: «Умар ибн аль Хаттаб (р.а.) сказал: «Кто оживил мёртвую землю, то она принадлежит ему, и нет права у того, кто не возделывает землю, после трёх лет»»»»… Абу Юсуф говорит: «Смысл этого хадиса, по нашему мнению, в том, что нет ни у кого прав и собственности на заброшенную землю; а кто освоит её, то она принадлежит ему: он засеивает её и сдаёт в издольщину, сдаёт её в аренду, и сдаёт в аренду её источники, и пользуется всей пользой, которая содержится в ней; и если она – из земель Ушри, то он отдаёт с неё ушр, а если она – из земель Хараджи, то отдаёт с неё харадж».

Следовательно, если мусульманин освоил заброшенную землю из земель Ушри, то он владеет её площадью и пользой, выплачивая с неё закят – ушр или половину ушра. А если её освоил кяфир из числа ахлю зимма, то он также владеет её площадью и пользой, выплачивая с неё харадж, потому что он не входит в категорию выплачивающих закят. И это – разъяснение того, что пришло в «Экономической системе»: «Кто освоил заброшенную землю из земель Ушри, владеет её площадью и пользой, является ли он мусульманином или кяфиром. И мусульманину полагается выплачивать с неё ушр, т.е. закят с растений и плодов, на которые распространяется выплата закята, если они достигают нисаба (необходимый ценз закята). Что касается кяфира, то ему обязательна выплата хараджа, но не ушра, потому что он не входит в число выплачивающих закят и потому что неправомерно высвобождать землю от одной из двух обязательств: либо ушр, либо харадж».

А если мусульманин освоил землю из земель Хараджи, то он владеет только её пользой, потому как земля остаётся Хараджи, то есть он владеет её пользой, не владея её площадью. И на эту землю налагается закят и харадж с урожая, если освоивший её – мусульманин, а если освоивший её – кяфир из числа ахлю зимма, то на неё налагается только харадж. Это – разъяснение того, что пришло в книге «Экономическая система»: «И кто освоил заброшенную землю из земель Хараджи, ранее облагаемую хараджем, то он владеет только её пользой, но не площадью, мусульманин он или кяфир, и на него ложится обязательство хараджа, так как к ней применимо положение завоёванной земли, на которую налагается харадж, и поэтому харадж за неё остаётся навсегда, будь владелец её мусульманином или кяфиром».

2 – Исключением из этого общего смысла (приобретение в собственность Хараджи и Ушри земель при помощи их оживления, которые становятся Ушри землями, если они ранее относились к категории Ушри земель, и Хараджи, если они ранее относились к категории Хараджи земель) может быть только частный текст, приведённый в определённых положениях, который гласит об обратном.

При изучении текстов, связанных с освоением заброшенных земель Хараджи, обнаруживается, что в этой теме существует положение, на которое имеется частный текст, который делает эту землю Ушри при освоении её мусульманином. И это – положение, когда заброшенная земля относится к категории Хараджи земель, но ранее с неё не взимался харадж.

Из этих текстов:

Когда мусульмане завоевали земли Ирака, Умар (р.а.) наложил на возделываемые земли харадж. Однако были и заброшенный земли на данной территории, на которые Умар (р.а.) не наложил хараджа; к таким землям относится участок, на котором была возведена Басра и то, что вокруг неё. Когда мусульмане освоили её, она стала землёй Ушри согласно Иджма ус-сахаба. Из этого следует, что из общего текста исключается мёртвая земля, относящаяся к категории Хараджи земель, но на которую прежде не был наложен харадж. Освоение её мусульманином делает её Ушри, несмотря на то, что она относилась к землям Хараджи, завоёванным силой. Об этом сообщается в нескольких источниках, приведём некоторые из них:

– Приводится в «Аль-Иная шарх уль-Хидая» при упоминании хадиса Посланника Аллаха ﷺ об освоении запустелой земли: «Кто освоил заброшенную землю, – а она у Абу Юсуфа определяется по прилегающей к ней земле, – то если она прилегает к земле Хараджи, то есть, находится рядом, то она – Хараджи, а если она прилегает к земле Ушри, то она – Ушри». Согласно Кыясу, Басра, по мнению ученика Абу Ханифы Абу Юсуфа, является землёй Хараджи, потому что она прилегает к землям Хараджи, на которые Умар (р.а.) наложил харадж. Однако она остаётся землёй Ушри, если её освоили мусульмане – в противоречии Кыясу. Это происходит по причине Иджма ус-сахаба. Автор «Аль-Иная шарх уль-Хидая» добавляет: «Согласно Кыясу, Басра являлась бы Хараджи, потому что она прилегает к землям Хараджи, если бы не то, что сподвижники наложили на неё ушр, поэтому Кыяс оставляется в пользу их Иджма».

– Соответствующее этому приходит в «Радд аль-Мухтар» и в «Хашия» Ибн Абидина, где говорится: «Согласно Кыясу, территория Басры является Хараджи по мнению Абу Юсуфа, потому что она находится рядом с землёй Хараджи. Однако он отверг Кыяс посредством Иджма ус-сахаба, да будет доволен ими Всевышний Аллах».

Из вышеперечисленного ясно, что заброшенная земля Басры, на которую не был прежде наложен харадж, стала землёй Ушри, когда её освоили мусульмане. То есть заброшенная земля, на которую не был прежде наложен харадж и реальность которой подходит под категорию земель Хараджи, становится землёй Ушри, если её освоил мусульманин. А если её освоил немусульманин, то она остаётся землёй Хараджи, согласно общему тексту.

Это – разъяснение того, что приводится в «Экономической системе»: «И кто освоил заброшенную землю из категории земель Хараджи, на которую прежде не был наложен харадж, владеет её площадью и пользой, если он – мусульманин, и владеет только её пользой, если он – кяфир. И на мусульманина возлагается за неё ушр, а не харадж. А на кяфира возлагается за неё харадж, как установлено для её неверующих жителей, когда они, при завоевании, остаются на земле взамен на выплату хараджа с неё».

Это – полный ответ на то, что Вы спросили, не ограниченный только темой самого вопроса, но и охвативший все ответвления вопроса освоения заброшенной земли.
И да пребудет с Вами Аллах!


Ваш брат, Ата ибн Халиль Абу ар-Рашта
2 Мухаррама, 1438 г.х.
03.10.2016 г.

Серия ответов амира Хизб ут-Тахрир шейха Аты ибн Халиля Абу ар-Рашты на вопросы посетителей его страницы в фейсбуке «Ответ фикхий»

Главное меню