Адресован Юсуфу Абу Исляму
Вопрос:
Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху, наш дорогой амир! Да укрепит Вас Аллах и одарит нашу Умму победой через Ваши руки!
Если Вы позволите, у меня два вопроса:
Первый: в ответе на вопрос относительно акций Вы сказали: «Если Вы уполномочили свою маму-немусульманку продать акции после того, как узнали о запретности этого имущества, на протяжении определённого времени, то от прибыли от акций в течение указанного времени вы должны избавиться, отдав её в интересах Ислама и мусульман». Какое доказательство на то, что человек должен отдать прибыль в интересах мусульман, если согласно Шариату он изначально не считается владельцем этого имущества и не имеет права распоряжаться им?
Второй: я работаю розничным продавцом овощей. Я закупаю товар на рынке отдалённостью примерно в сорок километров от места моего нахождения. Иногда, по возвращении с рынка, я обнаруживаю брак в товаре. Как правило, если при следующей закупке обратиться по поводу бракованного товара к оптовику, то он делает скидку. Если я в тот же день по прибытии на место, обнаружив брак, сделаю возврат товара, то те же транспортные расходы выйдут мне дороже, чем сам товар. Могу ли я получать скидку на бракованный товар (т.е. ту разницу между ценой на хороший товар и бракованный)?
Ответ:
Ва алейкум ассалям ва рахматуллахи ва баракятуху.
Ответ на первый вопрос относительно избавления от имущества, приобретённого запретным путём:
1 — У Вас, прочитав наши слова: «От прибыли от акций на протяжении пяти месяцев вы должны избавиться, отдав её в интересах Ислама и мусульман», — произошла путаница в понимании; Вы посчитали, что мы имеем в виду отдать эти средства в качестве садакъа и получить за это награду (саваб). Однако, это не так. Мы сказали «избавиться». Это можно сравнить с тем, когда в доме стоит ненужная вещь, и человек хочет избавиться от неё. Нет сомнений в том, что этой ненужной вещи найдётся своё соответствующее место, её не выкинешь просто так посреди улицы. Эта ненужная вещь будет оставлена там, где не станет мешать другим, и для этого будет найдено соответствующее место. Разве не так? Неправильно, когда кто-то возьмёт и выбросит эту вещь прямо на дорогу так, что она станет мешать остальным.
И поэтому в ответе говорилось, что нужно «избавиться», отдав это имущество в пользу мусульманам, а не просто выбросить на дорогу или в мусорку. Таким образом, мой брат Юсуф, мы предлагаем избавиться от этого имущества лучшим образом, однако это не будет считаться садакъа, за которое обещана награда. Вывел Ахмад в своём «Муснаде» от Абдуллаха ибн Масъуда, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
… وَالَّذِي نَفْسِي بِيَدِهِ... لَا يَكْسِبُ عَبْدٌ مَالًا مِنْ حَرَامٍ، فَيُنْفِقَ مِنْهُ فَيُبَارَكَ لَهُ فِيهِ، وَلَا يَتَصَدَّقُ بِهِ فَيُقْبَلَ مِنْهُ، وَلَا يَتْرُكُ خَلْفَ ظَهْرِهِ إِلَّا كَانَ زَادَهُ إِلَى النَّارِ، إِنَّ اللَّهَ عَزَّ وَجَلَّ لَا يَمْحُو السَّيِّئَ بِالسَّيِّئِ، وَلَكِنْ يَمْحُو السَّيِّئَ بِالْحَسَنِ، إِنَّ الْخَبِيثَ لَا يَمْحُو الْخَبِيثَ
«…Клянусь Тем, в Чьей длани душа моя… Какой бы раб ни приобрёл имущество из харама, потратив которое он не получит благодать, или отдаст в качестве садакъа, но от него не будет принято, или оставит у себя — за это ему только прибавится наказание в Аду. Аллах не стирает грехи совершением других грехов, однако стирает благими деяниями. Дурной поступок не стирается дурным поступком».
2 — К сведению, некоторые факихи ясно указали на то, каким образом человек должен распорядиться имуществом, приобретённым запретным путём. В качестве доказательства они приводят то, что передано от Асима ибн Куляйба, от его отца, от одного из ансаров, который сказал: «Однажды мы отправились вместе с Посланником Аллаха ﷺ на похороны. Там я увидел, как Посланник Аллаха ﷺ, стоя над могилой, говорил копавшему, чтобы тот копал шире со стороны ног и головы. По возвращении одна женщина пригласила его ﷺ. Он ответил на приглашение и отправился к ней, после чего принесли еду. Посланник Аллаха ﷺ и все остальные принялись есть еду. Затем он посмотрел на наших родителей, а во рту у него был кусочек мяса, и сказал:
إِنِّي أَجِدُ لَحْمَ شَاةٍ أُخِذَتْ بِغَيْرِ إِذْنِ أَهْلِهَا
«Я вижу что это мясо овцы было взято без разрешения владельца».
Тогда пригласившая его женщина обратилась: «О Посланник Аллаха! Я отправила человека на рынок аль-Бакиъ, чтобы тот купил овцу, однако овцы не нашлось. Тогда я отправила его к соседу, который недавно купил овцу, чтобы он продал мне её, однако его не застали на месте. Тогда я обратилась к его жене, и она передала мне эту овцу». На что Посланник Аллаха ﷺ ответил:
أَطْعِمُوهَا الأُسَارَى
«Накормите этим мясом пленников».
Многие другие факихи сказали о том, что имущество, приобретённое запретным путём, должно тратиться в пользу мусульман. Все учёные были единогласны в том, чтобы отдавать это имущество туда же, куда отдаётся садакъа — бедным и на строительство мечетей. Так сказали ханафиты, как это приходит в книге Ибн Абидина «Хашия» (223/3), так же сказали маликиты, как приходит в книге Куртуби «Аль-Джами ли ахкям аль-Къуран» (336/3).
Некоторые факихи сказали: «Нужно потратить такое имущество на пути Аллаха», — т.е. на джихад. Этого мнения так же придерживался шейх уль-Ислям Ибн Таймия, как об этом сказано в книге «Маджмуъ аль-фатава» (401/28): «Если кому-либо в руки запретным путём попало имущество, и он не может вернуть его владельцу из-за того, что не знает его… тогда пусть потратит его на пути Аллаха. Это будет правильным. Кто совершил много грехов, тому лучшее лекарство — это джихад, а кто решил избавиться от имущества, приобретённого запретным путём, и покаяться, но не может найти владельца имущества, тогда пусть потратит его на пути Аллаха от имени владельца. Это — лучший путь избавиться от этого имущества, учитывая награду за джихад…», — кроме этого, имеется ещё много других мнений учёных по этому вопросу.
Ответ на второй вопрос относительно торговли овощами. Вопрос был задан следующим образом: «Я работаю розничным продавцом овощей. Я закупаю товар на рынке отдалённостью примерно в сорок километров от места моего нахождения. Иногда, по возвращении с рынка, я обнаруживаю брак в товаре. Как правило, если при следующей закупке обратиться по поводу бракованного товара к оптовику, то он делает скидку. Если я в тот же день по прибытии на место, обнаружив брак, сделаю возврат товара, то те же транспортные расходы выйдут мне дороже, чем сам товар. Могу ли я получать скидку на бракованный товар (т.е. ту разницу между ценой на хороший товар и бракованный)?».
Ответ на данный вопрос содержится в книге «Экономическая система Ислама» в разделе «Тадлис (мошенничество) в купле-продаже». Там пишется следующее: «Не разрешается мусульманину при любых обстоятельствах мошенничать в товаре или валюте, чтобы ускорить их реализацию или продать с большей стоимостью, напротив, он должен разъяснять дефект товара и фальшь валюты. Передал Ибн Маджа от Укъбы ибн Амра, что Пророк ﷺ сказал:
الْمُسْلِمُ أَخُو مُسْلِمٍ، وَ لَا يَحِلُّ لِمُسْلِمٍ بَاعَ مِنْ أَخِيهِ بَيْعًا فِيهِ عَيْبٌ إِلَّا بَيَّنَهُ لَهُ
«Мусульманин — брат мусульманина. Не позволительно ему продавать своему брату товар, содержащий дефект, за исключением как с осведомлением его об этом».
Передаёт Бухари от Хакима ибн Хаззама, что Пророк ﷺ сказал:
الْبَيْعَانِ بِالْخِيَارِ مَا لَمْ يَتَفَرَّقَا، فَإِنْ صَدَقَا وَ بَيَّنَا بُورِكَ لَهُمَا فِي بَيْعِهِمَا، وَإِنْ كَتَمَا وَكَذِبَا مُحِقَتْ بَرَكَةُ بَيْعِهِمَا
«Покупатель и продавец имеют выбор, пока не разойдутся. Если будут честны и покажут все недостатки товара, то каждый из них получит благословение в своей продаже. А если будут обманывать и скрывать, то лишаться благословения в своей продаже».
Передают Ибн Маджа и Абу Давуд от Абу Хурайры, что Пророк ﷺ сказал:
لَيْسَ مِنَّا مَنْ غَشَّ
«Кто подделывает, тот не из нас».
Если кто-то через мошенничество и подделку приобрёл что-либо, то оно не является его собственностью, ибо оно приобретено посредством запрещённых способов приобретения. Имущество, приобретённое таким образом, является запрещённым и незаконным имуществом. Передаёт Ахмад от Джабира ибн Абдуллаха, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
لَا يَدْخُلُ الْجَنَّةَ لَحْمٌ نَبَتَ مِنْ سُحْتٍ، النَّارُ أَوْلَى بِهِ
«Не войдёт в Рай плоть, питавшаяся на незаконно заработанные деньги. Огонь — достойное место для неё».
Если мошенничество будет иметь место, равно в товаре или в валюте, то обманутый имеет право выбора: либо расторгнуть договор, либо оставлять его в силе, и не больше этого. Взятие компенсации, то есть разницы между стоимостью товара в небракованном виде и стоимостью в бракованном виде является неразрешённым. Пророк ﷺ, наряду с предоставлением выбора на возвращение и оставление, лишил права на компенсацию за брак. Передаёт Бухари от Абу Хурайры, что Пророк ﷺ сказал:
إِنْ شَاءَ أَمْسَكَ، وَإِنْ شَاءَ رَدَّهَا
«При желании может оставить или вернуть».
Согласно вышесказанному, если был обнаружен недостаток в товаре после его покупки, то сохраняется выбор: либо вернуть товар владельцу и забрать то, что было уплачено, либо оставить товар у себя. Однако не дозволено брать компенсацию за брак (то есть разницу между стоимостью товара в небракованном виде и стоимостью в бракованном виде). Расстояние не имеет значения, даже если спрашивающий и живёт вдали от рынка — это не влияет на хукм. Как сказано в хадисе, сохраняется лишь два варианта: «При желании может оставить или вернуть».
Ваш брат Ата ибн Халиль Абу ар-Рашта
15 Шавваля 1438 г.х.
09.07.2017 г.
Серия ответов учёного шейха Аты ибн Халиля Абу ар-Рашты, амира Хизб ут-Тахрир, на вопросы посетителей его страницы в «Facebook» «Фикхий»