27
Сб, апр

Кто найдёт риказ (клад), тот должен отдать его 1/5 часть

Ответы Амира
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

От Абу Ахмада

Вопрос: Хвала Аллаху, да пребудут молитвы и мир с нашим господином Ахмадом (т.е. Пророком Мухаммадом).

Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху. Я из Палестины. У нас есть те, кто ищет драгоценные металлы на чужой земле; если они находят вещи османского периода, в частности — периода 1916 г., то на данный момент они не могут вернуть их туркам. Отсюда возникают вопросы: кто найдёт подобные вещи, будет ли он иметь свою долю в этом, или же только хозяин земли получает свою плату за хранение сокровищ на своей земле? Должны ли сокровища, которые, по сути, принадлежат Исламскому Государству, быть полностью переданы нищим и беднякам, или же только 1/5 часть передаётся им?

Мы благодарим Вас, просим Аллаха даровать Вам победу, пусть Аллах хранит Вас и искренних сынов Уммы!

Ответ: Ва алейкум ассаляму ва рахматуллахи ва баракятуху.

Мы уже отвечали на подобный вопрос. Приведу Вам цитаты:

1) В ответе от 11.08.2013 мы писали: «Что же касается второй части вопроса о риказе (кладе), то тот, кто нашёл риказ, должен отдать 1/5 часть в Байт уль-Маль Исламского Государства, которое, в свою очередь, потратит его на благо мусульман, а 4/5 риказа достаются тому, кто нашёл его, при условии, что он нашёл риказ не на чужой земле. Но если нет Исламского Государства, как это обстоит сегодня, то нашедший риказ отдаёт 1/5 часть нищим, бедным, на благо мусульман… соблюдая права в этом вопросе, а оставшаяся часть риказа остаётся ему» (конец цитаты).

Доказательством этому является следующее:

а) Риказ — это богатство, зарытое в земле, будь то серебро, золото, драгоценности, жемчуг или оружие. Это также могут быть как сокровища древних народов, таких как египтяне, вавилоняне, ассирийцы, сасаниды, римляне, греки, так и деньги, драгоценные украшения, драгоценные камни, помещённые в гробницы царей и вождей или находящиеся в развалинах древних городов. К риказу также относятся золотые и серебряные деньги в кувшинах или других сосудах, спрятанные во времена джахилии или во времена Исламского Государства.

Слово «риказ» образовано от глагола «раказа», что означает положение, когда вещь скрыта. Говорится: «رَكَزَ الرُّمْحَ», когда речь идёт о втыкании копья в землю. Учитывая этот аспект, говорится, что слово «рикз» означает тихий голос, Аллах говорит:

أَوْ تَسْمَعُ لَهُمْ رِكْزًا

«или слышишь их шёпот?» (19:98). Что касается полезных ископаемых (маадин), то это то, что Аллах создал на земле в тот День, когда были сотворены небеса и Земля. К полезным ископаемым относятся золото, серебро, медь, свинец и т.п. Слово «маадин» образовано от глагола «адана», что означает «поселяться в месте», поэтому словосочетание «Эдемский сад» (джаннату адн) образовано от этого глагола, поскольку это место, где будут жить и где будут находиться вечно. Полезные ископаемые созданы Аллахом, а не зарыты человеком, поэтому их положение отличается от положения риказа, потому что риказ был зарыт человеком.

б) Основой для риказа и полезных ископаемых служит хадис Абу Хурайры, когда Посланник Аллаха ﷺ сказал:

الْعَجْمَاءُ جَرْحُهَا جُبَارٌ وَالْمَعْدِنُ جُبَارٌ وَالْبِئْرُ جُبَارٌ وَفِى الرِّكَازِ الْخُمُسُ

«За то, что совершили животные, нет ни компенсации, ни наказания, а за риказ (клад) — 1/5 часть» (привёл Абу Дауд). Передаётся от Абдуллаха ибн Амра, что Пророка ﷺ спросили об имуществе, найденном в древних руинах, на что он ﷺ сказал:

فِيهِ وَفِي الرِّكَازِ الْخُمْسُ

«Выделяется из него и из риказа 1/5 часть». Передаёт Али ибн Абу Талиб, что Пророк ﷺ сказал:

وَفِي السُّيُوبِ الْخُمُسُ، قَالَ: السُّيُوبُ عُرُوقٌ مِنَ الذَّهَبِ وَالْفِضَّةِ الَّتِي تَحْتَ الْأَرْضِ

«И за суюб — хумс». [Али продолжил:] Далее он сказал: «Суюб — это золото и серебро, которые были зарыты в землю» (привёл Ибн Кудама в книге «Аль-Мугни»).

в) Таким образом, с любого имущества, будь то золото, серебро, украшения, драгоценные камни и т.п., которое находится в могилах, руинах, на невозделанной земле, будь то имущество времён джахилии или времён Ислама, должна быть уплачена 1/5 часть в пользу Байт уль-Маль, оставшаяся же часть переходит в имущество нашедшего. Что касается найденных полезных ископаемых, которые в малых количествах, такие как золото, серебро, будь то в виде жил или руды, на невозделанной земле, которая никому не принадлежит, то с них должна быть уплачена 1/5 часть в пользу Байт уль-Маль, оставшаяся же часть переходит в имущество нашедшего. Касательно ископаемых, которые находятся в рудниках, т.е. которые не имеют ограниченного количества, то на них распространяется хукм общественной собственности, а это уже другие детали.

Что касается 1/5 части риказа, полученной от искателя сокровищ и полезных ископаемых, то на неё распространяется хукм о файе (добыче), поэтому данная часть помещается в Байт уль-Маль в отдел фая и хараджа. Следовательно, данная часть будет расходоваться как фай и харадж. Само расходование возложено на халифа, т.е. именно он согласно своему иджтихаду определяет то, на какие дела и интересы Уммы необходимо расходовать.

г) Кто найдёт риказ или полезные ископаемые на своей земле, в своём строении, и не важно, унаследовал он эту землю или строение или купил их у кого-либо, то они переходят в собственность нашедшего. Кто же найдёт риказ или полезные ископаемые на чужой земле или в чужом строении, то они будут собственностью владельца земли или строения, а не того, кто нашёл» (конец цитаты).

2) В ответе от 18.09.2014 мы писали: «Привели Бухари и Муслим от Ибн Шихаба, а он — от Саида ибн Мусайяба, а он — от Абу Саляма ибн Абдуррахмана, а он — от Абу Хурайры, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

وَفِي الرِّكَازِ الْخُمْسُ

«Выделяется из риказа 1/5 часть».

Клад (риказ) — это давно зарытое имущество или ограниченные рудные жилы полезных ископаемых… они будут имуществом того, кто нашёл их на своей земле или в своём строении. Что касается риказа или полезных ископаемых, найденных на чужой земле или в чужом строении, то они будут считаться имуществом владельца земли или строения, в котором они были найдены. Из найденного имущества (риказа или полезных ископаемых) полагается отдать 1/5 часть в Байт уль-Маль, при этом запрещается затягивать выплату 1/5 части.

Что кается вопроса: является ли 1/5 часть закятом, или это фай (государственное имущество), то ответ заключается в том, что это не закят, а фай. Доказательством тому служит то, что передал Абу Убайда от Муджалида, а он — от Шааби: «Некий человек нашёл тысячу динаров закопанными за пределами Медины, затем он пришёл с ними к Умару ибн аль-Хаттабу. Умар забрал у него 1/5 часть, что равнялось двумстам динарам, а оставшуюся часть вернул ему. Далее двести динаров были распределены среди присутствующих мусульман, и даже кое-что осталось из этого. Тогда Умар спросил: «Где хозяин динаров (т.е. найденного риказа)?». Человек подошёл к Умару, и он сказал: «Возьми эти динары, они твои!». Из хадиса Шааби становится понятным, что Умар забрал из найденного риказа лишь 1/5 часть, а оставшиеся 4/5 части вернул нашедшему. Также очевидно, что найденное не рассматривалось как закят, а рассматривалось в качестве файя, ведь если бы это было закятом, то 1/5 часть раздалась бы тем, кто имеет право на закят. Более того, Умар ничего из оставшегося не отдал бы назад нашедшему, поскольку нашедший риказ стал богатым, а закят не дозволен для богатого.

Поэтому какой бы ни была ценность риказа, 4/5 от этого риказа принадлежит нашедшему, а 1/5 передаётся в Байт уль-Маль. И это не связано с нисабом закята, т.к. это не закят. Поэтому не важно, достиг ли риказ размера нисаба, или же он меньше этого, всё равно 1/5 риказа отдаётся в Байт уль-Маль. В настоящее время не существует Байт уль-Маль, поэтому нашедшему необходимо потратить 1/5 часть риказа на интересы мусульман или отдать нуждающимся из их числа. Пусть нашедший поступает так, как видит наиболее полезным» (конец цитаты).

Я надеюсь, что этот ответ будет достаточным, но Аллаху более ведомо!

 

19 Сафара 1444 г.х.
15.09.2022 г.

Серия ответов учёного Аты ибн Халиля Абу ар-Рашты, амира Хизб ут-Тахрир, на вопросы, заданные на его странице в «Фейсбуке» на тему «Фикх»

Главное меню