От Mohd Temiza
Вопрос: Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху, дорогой шейх!
Не могли бы Вы ответить мне на вопрос, на который я не получил удовлетворяющего ответа. Прошу Аллаха, чтобы я получил ответ от Вас!
Правда ли, что слово «рызк» означает лишь богатство, т.е. означает всё то, что считается имуществом, приобретённым исключительно шариатскими способами? Или же деньги, движимое и недвижимое имущество являются лишь частью рызка, поскольку рызк также включается в себя и другие вещи? Например, относится ли к рызку праведная жена? А здоровье, успех, праведное потомство — относятся ли к рызку?
Пусть Аллах воздаст Вам благом от нашего имени.
Мухаммад аль-Хариси.
Ответ: Ва алейкум ассаляму ва рахматуллахи ва баракятуху.
Рызк (удел) — это всё то, чем человек материально обладает.
1) В толковом словаре арабского языка «Лисан аль-Араб» говорится: «Разк (через букву А) — это дар, говорится: «رَزَقَهُ اللهُ» («Аллах наделил его даром»). Отсюда дождь тоже стали называть рызком, что отражается в словах Всевышнего:
وَمَا أَنزَلَ اللَّهُ مِنَ السَّمَاءِ مِن رِّزْقٍ فَأَحْيَا بِهِ الْأَرْضَ بَعْدَ مَوْتِهَا
«в рызке (уделе), который Аллах ниспосылает с неба и посредством которого Он оживляет землю после её смерти» (45:5),
وَفِي السَّمَاءِ رِزْقُكُمْ وَمَا تُوعَدُونَ
«На небе находится ваш рызк (удел) и то, что вам обещано» (51:22). Муджахид сказал, что речь идёт о дожде, что указывает на обширность арабского языка. Рызком воинов является их жалование; они искали рызк (иртазаку). Слово «ар-разка» (через букву А) указывает на рызк, полученный один раз. Множественным числом этого слова будет слово «ар-разакат» (через букву А), что означает жалование воинов. «Иртазака аль-джунду» — воины обрели свой рызк. Аллах говорит:
وَتَجْعَلُونَ رِزْقَكُمْ أَنَّكُمْ تُكَذِّبُونَ
«и делаете ваш рызк (удел) тем, что считаете ложью истину?» (56:82), — т.е. необходимо быть благодарным за свой рызк. А их слова «нам был послан сильный дождь» подобны словам:
وَاسْأَلِ الْقَرْيَةَ
«Спроси селение» (12:82), — т.е. спроси его жителей. Если амир снабдил своих воинов, то они стали обеспеченными (иртазаку иртизакан). Говорится: «воины получили один рызк; а давали им два рызка, т.е. давали два раза. Ибн Барри» (конец цитаты).
2) В толковом словаре арабского языка «Аль-Камус аль-Мухит» говорится: «Рызк означает то, что приносит пользу. Например, этим может быть как паёк солдата, так и дождь. Множественным числом слова «рызк» будет слово «арзак». Так же слово может приходить через букву «А» — разк. Если в конце слова добавляется «та марбута», то имеется в виду наделение рызком один раз. Множественным числом этого слова будет слово «разакат», что означает «жалование воинов». Выражение «Аллах наделил его рызком» означает, что Аллах предоставил ему рызк, а такой-то поблагодарил Его, отсюда и слова Всевышнего:
وَتَجْعَلُونَ رِزْقَكُمْ أَنَّكُمْ تُكَذِّبُونَ
«и делаете ваш рызк (удел) тем, что считаете ложью истину?» (56:82)» (конец цитаты).
3) В толковом словаре арабского языка «Таджу аль-люгати ва сихаху аль-арабийя» говорится: «Рызк — это то, что приносит пользу. Множественным числом будет слово «арзак». Разк — это дар. Поэтому это стало причиной для высказывания: «رَزَقَهُ اللهُ» («Аллах наделил его рызком»). Слово «ар-разка» (через букву А) указывает на рызк, полученный один раз, множественным числом этого слова будет слово «ар-разакат», что означает «жалование воинов». «Иртазака аль-джунду» означает, что воины взяли свой рызк. Аллах говорит:
وَتَجْعَلُونَ رِزْقَكُمْ أَنَّكُمْ تُكَذِّبُونَ
«и делаете ваш рызк (удел) тем, что считаете ложью истину?» (56:82), — т.е. необходимо быть благодарным за свой рызк. Слова Всевышнего:
وَاسْأَلِ الْقَرْيَةَ
«Спроси селение» (12:82), — указывают на спрашивание его жителей. Дождь тоже называется рызком, что отражается в словах Всевышнего:
مَا أَنزَلَ اللَّهُ مِنَ السَّمَاءِ مِن رِّزْقٍ فَأَحْيَا بِهِ الْأَرْضَ
«в рызке (уделе), который Аллах ниспосылает с неба и посредством которого Он оживляет землю» (45:5),
وَفِي السَّمَاءِ رِزْقُكُمْ
«На небе находится ваш рызк (удел)» (51:22). Такова обширность арабского языка» (конец цитаты).
4) В книге «Курраса» касательно рызка говорится следующее: «Что касается рызка, то в Коране имеется множество аятов, которые в своём категоричном указании говорят об одном — что рызк находится в руках Аллаха и что только Он наделяет им кого пожелает, и в это требуется вера. Вопрос рызка отличается от вопроса кадар. Кадар означает, что Аллах знает о том или ином событии до того, как оно произойдёт. Аллах заранее записал и предопределил его. Что же касается вопроса рызка, то о нём помимо того, что знал Аллах — у кого какой будет рызк, и что Он записал его и предопределил, — в Коране ещё говорится что, именно Аллах предоставляет рызк человеку, ведь именно Он наделяет человека рызком, а не человек сам себя. На это указывает огромное количество аятов:
لَا نَسْأَلُكَ رِزْقًا نَّحْنُ نَرْزُقُكَ وَالْعَاقِبَةُ لِلتَّقْوَى
«Мы не просим у тебя удела, ведь Мы Сами наделяем тебя уделом. А добрый исход — за богобоязненностью» (20:132),
وَكُلُوا مِمَّا رَزَقَكُمُ اللَّهُ حَلَالًا طَيِّبًا ۚ وَاتَّقُوا اللَّهَ الَّذِي أَنتُم بِهِ مُؤْمِنُونَ
«Ешьте из того, чем Аллах наделил вас, дозволенное и благое, и бойтесь Аллаха, в Которого вы веруете» (2:168),
اللَّهُ لَطِيفٌ بِعِبَادِهِ يَرْزُقُ مَن يَشَاءُ ۖ وَهُوَ الْقَوِيُّ الْعَزِيزُ
«Аллах добр к Своим рабам и наделяет уделом, кого пожелает. Он — Всесильный, Могущественный» (49:19)» (конец цитаты).
5) Что касается того, что не относится к вещам, которыми человек обладает в качестве имущества, такие как праведное потомство, здоровье, благополучие, то они относятся к сфере, где человек не доминирует, т.е. к сфере, где нет у него выбора действий. Данная сфера включает в себя как рызк, так и действия, которые исходят от человека или совершаются в отношении него, при этом это происходит без его воли. В книге «Курраса» в главе «Када и кадар» в теме «Правильное мнение в вопросе поступков людей» говорится: «Правильное мнение в вопросе поступков людей заключается в том, что жизнь человек протекает в двух сферах. В одной из сфер человек доминирует, т.е. он может совершать деяния по своей воле и выбору. В другой сфере он лишён права выбора, т.е. данная сфера доминирует над ним. В последней сфере действия, которые исходят от человека или совершаются в отношении него, происходят без его воли, поскольку он не властен над ними. Действия/события, происходящие во второй сфере, делятся на два вида:
а) действия/события, продиктованные законами мироздания;
б) действия/события, не продиктованные законами мироздания.
Что касается действий/событий, продиктованных законами мироздания, то над ними человек не имеет власти, т.е. он подчиняется им, а значит, вынужден действовать без права их изменения. Причина этого заключается в том, что человек живёт в этой Вселенной и движется по пути этой жизни согласно определённой системе, которая не имеет сбоев. Следовательно, в этой сфере в поступках/действиях человек лишён всякой власти и выбора <…> Все действия/события в сфере, где человек не доминирует, называются «када» (судьба). Причина этого заключается в том, что только Аллах решает, быть им или не быть. Следовательно, люди не будут спрошены за эти действия/события, какими бы они хорошими или плохими, любимыми или ненавистными ни были. Другими словами, как бы они ни были хороши или плохи по мнению человека, он не имеет возможности влиять на них, он не знает о них ничего, он не может их воссоздать, он абсолютно не может их предотвратить или привлечь. Поэтому человек обязан уверовать, что всё это — када (судьба), и что она исходит лишь от Аллаха» (конец цитаты).
Я надеюсь, что этот ответ будет достаточным, но Аллаху более ведомо!
11 Сафара 1444 г.х.
07.09.2022 г.
Серия ответов учёного Аты ибн Халиля Абу ар-Рашты, амира Хизб ут-Тахрир, на вопросы, заданные на его странице в «Фейсбуке» на тему «Фикх»