01
Ср, мая

Признание хадиса как доказательство в шариатских хукмах

Ответы Амира
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

От Agus Trisa

Вопрос:

Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху.

Да хранит Вас Аллах и одарит Вас множеством Своих благ! Я бы хотел спросить Вас о хадисе ахад. В книге «Исламская личность», 1 том, говорится, что хадис ахад не может использоваться в качестве доказательства, и таково мнение Хизба. Однако среди учёных имеются разные мнения по этому поводу: одни считают, что хадис ахад пригоден быть как доказательство, другие же говорят о его слабости для этого. Так каким должно быть наше отношение как шабабов к хадису ахад?

Заранее выражаю Вам благодарность за ответ, и пусть Аллах благословит Вас!

Ответ:

Ва алейкум ассалям ва рахматуллахи ва баракятуху.

Да хранит Вас Аллах и пусть воздаст Вам благом!

Данный аспект мы разъяснили в книге «Исламская личность», 1 том, в теме «Признание хадиса как доказательство в шариатских законах»: «Доказательство, приводимое в области акыды, должно быть категорично достоверным. Поэтому хабар ахад не пригоден к тому, чтобы быть доказательством в акыде, даже если это хадис со стороны передачи (риваятан) и смыслового содержания (дираятан) является сахих. Что касается доказательства шариатского хукма, то достаточно, если оно будет некатегоричным (занни). Таким образом, как хадис мутаватир, так и хабар ахад пригодны быть доказательством в области шариатских хукмов. Тем не менее, хабар ахад, который может быть доказательством в области шариатских хукмов, должен быть сахих (достоверным) и хасан (хорошим) хадисом. Что касается даиф (слабого) хадиса, то он абсолютно не пригоден быть шариатским доказательством. Если кто-то приводит даиф хадис в качестве доказательства, то не считается, что он привёл шариатское доказательство.

Признание хадиса как сахиха или хасана осуществляется тем, кто приводит его в качестве доказательства, если он имеет на это необходимые познания в сфере хадисов, но это могут делать не все мухаддисы. Дело в том, что существуют передатчики, которые считаются надёжными у одних мухаддисов и ненадёжными у других, или у одних одни передатчики считаются неизвестными, у других — известными. Существуют хадисы, которые недостоверны по одному пути передачи и достоверны по другому. Есть иснады, которые недостоверны у одних мухаддисов и достоверны у других. Существуют хадисы, которые не признаны и дискредитированы одними мухаддисами, но признаны и использованы в качестве доказательств другими <…> Нельзя поспешно дискредитировать хадис и отвергать его, за исключением того, если известно, что его передатчик дискредитирован всеми, или если хадис всеми отвергнут (мардуд), или хадис использован в качестве доказательства только лишь некоторыми факихами, которые не имеют понимания в смысловом содержании (дираятан) хадисов. В таких случаях хадис дискредитируется и отвергается. Относительно хадиса обязательно должны иметь место осторожность и размышление до того, как дискредитировать его или отвергать. Тот, кто внимательно изучает хадисы и их передатчиков, находит много разногласий в этой области среди мухаддисов. Существует множество примеров этому:

— Например, Абу Давуд передал от Амра ибн Шуайба, а он — от своего отца, а он — от своего отца: «Посланник Аллаха ﷺ сказал:

اَلْمُسْلِمُونَ تَتَكَافَأُ دِمَاؤُهُمْ وَيَسْعَى بِذِمَّتِهِمْ أَدْنَاهُمْ وَيُجِيرُ عَلَيْهِمْ أَقْصَاهُمْ وَهُمْ يَدٌ عَلَى مَنْ سِوَاهُمْ يَرُدُّ مُشِدُّهُمْ عَلَى مُضْعِفِهِمْ وَمُتَسَرِّيهِمْ عَلَى قَاعِدِهِمْ

«Жизни мусульман равны. Даже самый жалкий из них может гарантировать безопасность от имени остальных, а далеко живущий из них может покровительствовать от их имени. Они едины в борьбе со своими врагами. Сильный делится со слабым, а участник битвы — с не участвовавшими».

Передача Амра ибн Шуайба от своего отца, а он — от своего, является известной вещью. И несмотря то, что много кто использует его хадис в качестве доказательства, но есть и те, кто не использует. Ат-Тирмизи сказал: «Мухаммад ибн Исмаил сказал: «Я видел, как Ахмад и Исхак — он упомянул ещё других, кроме них — использовали хадис Амра ибн Шуайба в качестве доказательства». Мухаммад ибн Исмаил также сказал: «Шуайб ибн Мухаммад слышал от Абдуллаха ибн Умара». Абу Иса сказал: «Те, кто говорил о хадисе Амра ибн Шуайба, считали этот хадис даиф хадисом, поскольку Амр ибн Шуайб передавал хадисы по записям своего деда, а значит, по их мнению, он не слышал эти хадисы от деда». Али ибн Абу Абдуллах аль-Мадини сказал: «Яхъя ибн Саид сказал: «Мы считаем хадис Амра ибн Шуайба неудовлетворительным».

Следовательно, если кто-то приводит в качестве доказательства на шариатский хукм хадис, переданный Амром ибн Шуайбом, то его доказательство считается шариатским, потому что хадис, переданный Амром ибн Шуайбом, используется в качестве доказательства некоторыми мухаддисами.

— Например, ад-Дарукъутни передаёт от Хасана, а он — от Убады и Анаса ибн Малика, что Пророк ﷺ сказал: 

مَا وُزِنَ مِثْلٌ بِمِثْلٍ إِذَا كَانَ نَوْعاً وَاحِداً وَمَا كَيْلَ فَمِثْلُ ذَلِكَ فَإِذَا اخْتَلَفَ النَّوْعَانِ فَلَا بَأْسَ بِهِ

«Всё, что взвешивается, меняется друг на друга один к одному, если они одного вида; всё, что отмеряется, меняется друг на друга один к одному, если они одного вида. Если же эти вещи разного вида, то можно менять один к одному».

В иснаде этого хадиса упоминается ар-Рабиа ибн Субайх, которого Абу Заръа посчитал надёжным, но другие посчитали его слабым. Этот хадис также приводит аль-Баззар, признавая его как сахих хадис. Поэтому если кто-то привёл этот хадис или другой хадис, в иснаде которого проходит Рабиа ибн Субайх, то он привёл шариатское доказательство, поскольку этот хадис считается достоверным группой учёных, ведь они считают Рабиа ибн Субайха надёжным. Здесь неправильно будет говорить, что если в отношении человека есть таадиль (основание считать его хадис достоверным или оправдать его) и джарх (основание не считать его хадис достоверным по определённым причинам), то джарх приоритетней, чем таадил. Предпочтение отдаётся джарху только тогда, когда это делает один человек. Когда же джарх и таъдил исходят от двух людей, один из которых дискредитирует передатчика, а другой нет, то это нормально, именно поэтому и происходит, что одни мухаддисы признают некоторых передатчиков, а другие не признают их <…>

Таким образом, становится ясным наличие многих расхождений между мухаддисами относительно хадисов, передатчиков и путей передачи. Многие расхождения происходят между мухаддисами, факихами и некоторыми муджтахидами. Если отвергать хадис из-за этого расхождения, то множество сахих и хасан хадисов в виде шариатских доказательств будут отвергнуты, а это недопустимо. Поэтому хадис следует отвергать исключительно по правильной причине, которая признана всеми мухаддисами, или отвергать его в том случае, если он не отвечает обязательным условиям для сахих или хасан хадиса. Позволяется использовать в качестве доказательства любой хадис, если он признан некоторыми мухаддисами и отвечает условиям сахих или хасан хадиса. Такой хадис считается шариатским доказательством, а хукм на его основе считается шариатским» (конец цитаты).

Я надеюсь, что этот ответ будет достаточным, но Аллаху более ведомо!

 

13 Раби уль-авваль 1444 г.х.
09.10.2022 г.

Серия ответов учёного Аты ибн Халиля Абу ар-Рашты, амира Хизб ут-Тахрир, на вопросы, заданные на его странице в «Фейсбуке» на тему «Фикх»

Главное меню