18
Пт, окт

Относительно шариатского закона о финансовых и торговых операциях в интернете

Ответы Амира
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

Серия ответов учёного Ата ибн Халиля Абу ар-Рашты, амира Хизб ут-Тахрир, на вопросы, заданные на его странице в «Фейсбук» на фикхий тематику

Ответ на вопрос

адресован Саиду Хатибу

Вопрос:

Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху!

Каков шариатский закон в отношении торговли, когда человек покупает, к примеру, валюту, нефть или золото в период низких цен, а затем продаёт их при повышении цен с целью получения прибыли? Учитывая, что все эти операции совершаются через интернет, а деньги можно перевести на банковский счёт и снять их в любой момент.

Второй вопрос: обязательно ли при обмене валют их фактическое получение в руки, или достаточно обмена онлайн без физического контакта?

Дополнительно: если человек купил нефть, обязан ли он ею овладеть физически? И может ли он её продать, не получив на руки?

Необходимо отметить, что при покупке нефти, металлов, золота или денег их невозможно получить физически до тех пор, пока они не будут обменены на доллары. И только так в долларах их можно вывести. То есть, если вы купили нефть, её нельзя получить на руки. Она должна быть обменена на доллары и выведена только в виде долларов.

В книге по экономической системе также упоминается, что в случае с товарами, для завершения сделки которых требуется физическое получение на руки, нельзя продавать то, чем вы фактически не овладели. Это касается таких вещей, как товары, отмеряемые по объёму, весу или количеству. Однако те вещи, для продажи которых не требуется физическое овладение (например, животные, земля или недвижимость), могут быть проданы до их фактического получения на руки.

Отсюда вопрос:

Каков критерий для определения того, является ли вещь отмеряемой по объему, весу или количеству? В качестве примера приводятся животные или дома, которые, как указывается, не подпадают под категорию отмеряемых. Однако в некоторых странах, например, овца оценивается по весу при продаже, и её цена определяется в зависимости от веса. Это указывает на то, что она относится к категории взвешиваемых вещей. Кроме того, квартира определяется как одна или две, что относит её к категории количественно измеряемых товаров. Как в таком случае следует понимать, что животные и дома не являются товарами, отмериваемыми по весу или количеству?

Ответ:

Ваалейкум ассалям ва рахматуллахи ва баракятуху.

Что касается ваших вопросов о торговле, то мы уже отвечали на подобные вопросы, и я приведу часть ответа, которая касается ваших вопросов:

Что касается первого вопроса о торговле через интернет, то ответ будет следующим:

1. Относительно нефти (топлива) ваш вопрос не совсем ясен.

Если вы имеете в виду, что заправляете свой автомобиль на автозаправочной станции с помощью электронной карты, передавая её сотруднику, который заливает бензин в ваш автомобиль, то это допустимо. Даже если деньги будут списаны с вашего счёта через день или два, это разрешено, так как вы получили товар (бензин для вашего автомобиля), а продавец получил оплату сразу или же через день-два. Если это ваш случай, то здесь нет ничего запрещённого.

Однако если под торговлей подразумевается покупка определённого объёма нефти с последующей продажей его до фактического получения на руки, то это запрещено, так как при продаже этих товаров требуется фактическое овладение товаром. Абу Дауд передал хадис от Зейда ибн Сабита:

فَإِنَّ رَسُولَ اللَّهِ ﷺ نَهَى أَنْ تُبَاعَ السِّلَعُ حَيْثُ تُبْتَاعُ حَتَّى يَحُوزَهَا التُّجَّارُ إِلَى رِحَالِهِمْ

«Посланник Аллаха ﷺ запрещал продавать товары там же, где они были куплены, пока торговцы не перевезут их к себе».

Это означает, что такие товары нельзя продавать до их фактического получения на руки. Таким образом, фактическое получение (передача) является обязательным условием для законности продажи таких товаров, кроме случаев, когда есть исключительный текст, разрешающий продажу конкретного товара до его получения на руки, что в данном случае отсутствует. Следовательно, продажа нефти до её получения является запрещённой с точки зрения Шариата.

Если вы в своём вопросе имели в виду участие в добыче нефти путём вложения денег посредством электронного перевода в интернете, то это не дозволено, так как нефтяные скважины являются общественной собственностью и не могут находиться в частном владении.

Если же вы имели в виду что-то другое, то уточните, пожалуйста.

2. Торговля золотом и серебром.

Что касается золота и серебра, то их покупка и продажа, будь то за деньги или обмен между собой, должны происходить в формате «из рук в руки» (на месте), как упоминается в хадисе, переданном Бухари и Абу Даудом от Умара:

الذَّهَبُ بِالْوَرِقِ رِباً إِلَّا هَاءَ وَهَاءَ

«Продажа золота за серебро является ростовщичеством, если только оно не передаётся из рук в руки».

Это означает, что обмен должен происходить незамедлительно. Поэтому покупка золота за серебро или за деньги недействительна без немедленной передачи того и другого.

После изучения реальности торговли через интернет мы выяснили, что передача товара либо денег не происходит немедленно, она может занять несколько часов или даже дней. Поэтому покупка золота и серебра с использованием электронного платежа через интернет не допускается, за исключением случаев, когда при покупке золота или серебра средства списываются с вашего счёта немедленно в момент получения на руки золота или же серебра, то есть в формате «из рук в руки». Поскольку в торговле через интернет овладение не происходит сразу, а может занять несколько дней, то такая купля-продажа запрещена.

3. Торговля акциями и облигациями запрещена, потому что акции относятся к акционерным обществам, которые не соответствуют требованиям Шариата, а облигации связаны с процентами (риба). Мы подробно рассмотрели вопрос акционерных обществ в книге «Экономическая система» и в брошюре «Кризисы на финансовых рынках», а также в других книгах. В брошюре «Кризисы на финансовых рынках» мы кратко изложили следующее:

Что касается шариатского постановления относительно торговли акциями и облигациями, то она запрещена. Акции принадлежат акционерным обществам, которые являются недействительной компанией с точки зрения Шариата. Они представляют собой капитал, состоящий из смешанных средств — вложенного капитала и недозволенной прибыли согласно недействительному договору. Каждая из таких акций является долей в активах компании, и эти активы являются частью недействительных сделок, которые запрещены Шариатом и поэтому считаются незаконными. Продажа и покупка таких акций запрещены. Такая же ситуация с долговыми облигациями, которые связаны с процентными сделками, как, например, облигации банков или аналогичных организаций. Эти сделки также основываются на незаконном капитале, и, следовательно, их покупка и продажа являются запретными, так как они включают в себя незаконное имущество.

4. Торговля валютой через интернет, будь то долларами или евро, является запрещённой (харам), поскольку в таких операциях отсутствует немедленная передача (из рук в руки), что является обязательным условием при обмене денежных средств. Немедленная передача является условием не только для золота и серебра, но и требуется для бумажных денег, исходя из их использования в качестве средств обозначения стоимости товаров и услуг. Мы уже рассматривали этот вопрос в ответе на вопрос от 11 июля 2004 года, где сказано:

Торговля ценными бумагами.

То, что относится к золоту и серебру, применимо и к бумажным деньгам с точки зрения ростовщичества и других положений, касающихся денег. Причина заключается в том, что они подпадают под реальность денег (используются в качестве средств обозначения стоимости товаров и услуг), в виду чего к ним применяются все положения Шариата, касающиеся денег.

Поэтому покупка ростовщических товаров [1] за бумажные деньги также должна происходить по принципу «из рук в руки», то есть не откладывая часть оплаты на потом.

Пророк ﷺ сказал:

الذَّهَبُ بِالذَّهَبِ، وَالْفِضَّةُ بِالْفِضَّةِ، وَالْبُرُّ بِالْبُرِّ، وَالشَّعِيرُ بِالشَّعِيرِ، وَالتَّمْرُ بِالتَّمْرِ، وَالْمِلْحُ بِالْمِلْحِ، مِثْلًا بِمِثْلٍ، سَوَاءً بِسَوَاءٍ، يَداً بِيَدٍ، فَإِذَا اخْتَلَفَتْ هَذِهِ الْأَصْنَافُ فَبِيعُوا كَيْفَ شِئْتُمْ إِذَا كَانَ يَداً بِيَدٍ

«Обменивайте золото на золото, серебро на серебро, пшеницу на пшеницу, ячмень на ячмень, финики на финики, соль на соль — одинаковые товары в равном количестве из рук в руки. Если же вы обмениваете один из этих товаров на другой, то обменивайте их как вам угодно, но только из рук в руки» (хадис передан Бухари и Муслимом от Убада ибн ас-Самита, да будет доволен им Аллах).

В тексте ясно говорится, что при обмене разного вида вещей между собой можно обменивать как угодно, но при условии, что расчёт будет производиться на месте. Слово «виды» пришло в общей форме, поэтому ничего нельзя исключить из этого списка, если только не будет отдельного текста. А поскольку такого текста нет, то хукм дозволяет обмен, к примеру, пшеницы на ячмень, или пшеницы на золото, или ячменя на серебро, или фиников на соль, или фиников на золото, или соли на серебро и так далее по договорённой цене, но при условии, что это будет осуществляться с полным расчётом на месте, а не в рассрочку. И то, что касается золота и серебра, так же применимо и в отношении бумажных денег из-за наличия у них общего иллята (использование в качестве средства обозначения стоимости товаров и услуг).

После изучения того, как происходит торговля золотом через интернет, стало ясно, что при покупке и продаже золота получение товара или расчёты могут задерживаться на один или два дня с момента заключения сделки. Это противоречит обязательному условию передачи и товара, и денег на месте, о котором упоминается в хадисе Пророка ﷺ: «...из рук в руки». Бухари от аль-Бара ибн Аазиба передал:

«Мы спросили Пророка ﷺ об этом, и он сказал:

مَا كَانَ يَداً بِيَدٍ فَخُذُوهُ وَمَا كَانَ نَسِيئَةً فَذَرُوهُ

«То, что было из рук в руки, возьмите, а то, что было с отсрочкой, оставьте».

Также Муслим передал хадис от Малика ибн Ауса ибн аль-Хадтхана, в котором сообщается:

«Я спросил, кто обменяет дирхамы. Тальха ибн Убайдуллах сказал: «Покажи нам своё золото, а затем приди, когда вернётся наш слуга, и мы дадим тебе серебро». На это Умар ибн аль-Хаттаб сказал: «Нет, клянусь Аллахом, ты либо отдашь ему его серебро, либо вернёшь его золото», так как Посланник Аллаха ﷺ сказал:

الذَّهَبُ بِالْوَرِقِ رِباً إِلَّا هَاءَ وَهَاءَ

«Продажа золота за серебро является ростовщичеством, если только оно не передаётся из рук в руки».

Таким образом, торговля евро, долларами и другими валютами через интернет запрещена, поскольку не происходит немедленного обмена (из рук в руки).

Что касается вашего вопроса о том, как определить, является ли товар отмеряемым по объёму, количеству или весу, то мы давали ответ на подобный вопрос. Вот часть нашего ответа на вопрос от 12.02.2006 года:

«...Взгляните, каким образом на рынке происходит продажа того либо иного товара. Продаётся ли данный товар как маъдуд, то есть продаётся по N-ной цене за штуку? Или же продаётся как маузун, т.е. продаётся по N-ной цене за кг? Или же продаётся по N-ной цене за метр? Или же продаётся по N-ной цене за саъ?

Если дело обстоит именно так, как упомянуто в вопросах, то товар можно описать либо как маъдуд, либо как маузун, либо как макиль. И здесь не важно, идёт речь об одной единице товара или о нескольких.

Например:

пшеница и ячмень продаются как килограммами, так и сосудами;

бананы и апельсины — килограммами и поштучно;

ткань — метрами, локтями и т.д…

...Но при этом очень важно описать сам товар, это позволяет устранить неясность в сделке. Поэтому, когда говорят, что имеется 100 кг пшеницы на продажу, то этого недостаточно для её описания, ещё необходимо в обязательном порядке обозначить вид пшеницы. Только тогда в обозначенном весе товара можно устранить неясность в сделке. То же самое касается вещей категории макиль и маъдуд.

Что касается животных, то их продажа обычно не происходит по количеству. Например, не объявляют «каждый верблюд стоит тысячу». Покупатель обычно осматривает животное и определяет его стоимость. Животные могут различаться по качеству, и продажа по числу не подходит, поскольку каждый верблюд или овца могут сильно отличаться. Поэтому животные обычно не продаются по количеству.

Что касается того, продаются ли животные поштучно? Ведь бывает так, что торговец зазывает, говоря: «Каждый верблюд стоит 1000». Но, посмотрев на него, покупатель заявляет, что верблюд столько не стоит, и выбирает подходящего для этой цены. Учитывая это, разве можно сказать, что один верблюд равен другому с точки зрения продажи поштучно?

Или, например, продажа домов и квартир, разве они продаются как маъдуд, маузун или как макиль в том значении, что разве торговец десяти домов зазывает, говоря: «Каждый дом продаётся за 1000»? Или же купля-продажа недвижимости осуществляется посредством видения, так как один дом отличается от другого?

Поэтому и говорится, что животные и недвижимость не относятся к вещам категории маъдуд, маузун, макиль. Кто-то может сказать, что есть люди, продающие животных по весу. Но так происходит не со всеми животными. Ведь, например, если один определённый баран продаётся по весу, то его стоимость невозможно применить к каждому барану, ведь у каждого барана свой вес. То же самое с коровами и другими животными...

Кто-то может также сказать, что есть люди, которые продают недвижимость по метражу. Однако это не применяется к каждому дому. Ведь в одном доме 10м², а в другом их 20. Здесь стоит учесть, что недвижимость не описывается посредством метров. Плюс никто не говорит, что у него 100м² дома, а говорит у него есть дом в 100м²…».

Надеюсь, что этого ответа будет достаточно. Аллах знает лучше, и Он — самый Справедливый и Мудрый.

 

 

Ваш брат Ата ибн Халиль Абу ар-Рашта
11 Раби уль-авваль 1446 г.х.
14.10.2024г.


1. Ростовщические товары (амваль рибавийя) — это категории товаров, упомянутых в исламском праве, обмен которых подчиняется особым условиям для предотвращения риба (ростовщичества). К таким товарам относятся золото, серебро, пшеница, ячмень, финики и соль. При обмене одинаковых товаров из этих категорий должны соблюдаться условия равного количества и немедленной передачи (из рук в руки). Нарушение этих условий, а также любые отсрочки или неравенство в весе или объёме считаются формой риба и запрещены в Исламе.