С именем Аллаха, Милостивого и Милосердного!
Серия ответов учёного Ата ибн Халиля Абу ар-Рашты, амира Хизб ут-Тахрир, на вопросы, заданные на его странице в «Фейсбук» на фикхий тематику
Ответ на вопрос
Адресован Мухаммаду Али Боуазиз
Вопрос:
Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху!
Пусть Аллах поможет и вознаградит вас.
Есть такие понятия, как просьба о помощи, её принятие (или предоставление), а также победа Аллаха. Вопрос заключается в следующем: можно ли считать ответ на просьбу о помощи победой? Например, в Сире, насколько помню, Ибн Хишам упоминает: «Когда Аллах захотел даровать Своему рабу победу, Он привёл к нему группу людей из Медины».
Будет ли победа сопутствовать будущему Государству, которое перевернёт устоявшиеся порядки, объединит Умму под знаменем «Ля иляха илля Аллах, Мухаммад — Расулюллах», если позволит Аллах, и будет воевать, если Запад нападёт?
Может ли победа быть явной и ощутимой, как в битве при Бадре с участием ангелов или при Хандаке, где помощь пришла в виде ветра, или же она будет проявляться в виде подкрепления, поддержки и внушения страха в сердца врагов?
Прошу прощения за длинный вопрос, да воздаст вам Аллах благом.
Ответ:
Ваалейкум ассалям ва рахматуллахи ва баракятуху.
1. Помощь бывает разной формы. Например, когда идеи призыва начинают преобладать над другими — это помощь Аллаха. Когда люди поддерживают призыв и объединяются вокруг него — это тоже помощь. Также когда несущие этот призыв остаются верны своей миссии — это тоже одна из форм помощи Аллаха, и так далее.
2. Одной из форм помощи Аллаха является то, что обладающие силой и влиянием люди отвечают на призыв и оказывают ему поддержку. Но полная победа наступит только тогда, когда эта поддержка воплотится в реальность: Хизб придёт к власти, создаст Государство, начнёт претворять Ислам и распространять его идеи. Полнота победы в контексте призыва связана с тем, что появляется опорная точка, то есть Исламское государство. Без этого Ислам не может быть участником активной борьбы на мировой арене. Все другие формы победы, хоть и приносят пользу, но не являются решающими в воплощении Ислама в жизни. Для этого нужно государство, которое будет править согласно Исламу, чтобы он мог проявиться во всей своей полноте.
3. Мы уверены, что Второй Праведный Халифат будет установлен, он будет прочно стоять на ногах и поведёт Исламскую Умму к победе. На это указывают многочисленные доказательства, которые предвещают его создание, укрепление и справедливое управление. Например:
- Аллах в Коране говорит:
وَعَدَ اللهُ الَّذِينَ آمَنُوا مِنْكُمْ وَعَمِلُوا الصَّالِحَاتِ لَيَسْتَخْلِفَنَّهُمْ فِي الْأَرْضِ كَمَا اسْتَخْلَفَ الَّذِينَ مِنْ قَبْلِهِمْ وَلَيُمَكِّنَنَّ لَهُمْ دِينَهُمُ الَّذِي ارْتَضَى لَهُمْ وَلَيُبَدِّلَنَّهُمْ مِنْ بَعْدِ خَوْفِهِمْ أَمْناً يَعْبُدُونَنِي لَا يُشْرِكُونَ بِي شَيْئاً وَمَنْ كَفَرَ بَعْدَ ذَلِكَ فَأُولَئِكَ هُمُ الْفَاسِقُونَ
«Аллах обещал тем из вас, которые уверовали и совершали праведные деяния, что Он непременно сделает их наместниками на земле, подобно тому, как Он сделал наместниками тех, кто был до них. Он непременно одарит их возможностью исповедовать их религию, которую Он одобрил для них, и сменит их страх на безопасность. Они поклоняются Мне и не приобщают сотоварищей ко Мне. Те же, которые после этого откажутся уверовать, являются нечестивцами» (24:55).
Этот аят, хотя и имеет общий смысл, но также применим к будущему государству Халифат, Иншаллах. Из него понимается, что государство будет прочным и обеспечивающим безопасность своим подданным, что возможно только в случае одоления своих врагов.
- У Имама Ахмада, а также в Муснаде ат-Тиялиси приводится, что Хузейфа (р.а.) передал слова Пророка ﷺ:
إِنَّكُمْ فِي النُّبُوَّةِ مَا شَاءَ اللهُ أَنْ تَكُونَ، ثُمَّ يَرْفَعُهَا إِذَا شَاءَ أَنْ يَرْفَعَهَا، ثُمَّ تَكُونُ خِلَافَةٌ عَلَى مِنْهَاجِ النُّبُوَّةِ، فَتَكُونُ مَا شَاءَ اللهُ أَنْ تَكُونَ، ثُمَّ يَرْفَعُهَا إِذَا شَاءَ أَنْ يَرْفَعَهَا، ثُمَّ تَكُونُ مُلْكاً عَاضّاً، فَيَكُونُ مَا شَاءَ اللهُ أَنْ يَكُونَ، ثُمَّ يَرْفَعُهَا إِذَا شَاءَ أَنْ يَرْفَعَهَا، ثُمَّ تَكُونُ جَبْرِيَّةً، فَتَكُونُ مَا شَاءَ اللهُ أَنْ تَكُونَ، ثُمَّ يَرْفَعُهَا إِذَا شَاءَ أَنْ يَرْفَعَهَا، ثُمَّ تَكُونُ خِلَافَةٌ عَلَى مِنْهَاجِ النُّبُوَّةِ
«Пророчество среди вас продлится столько, сколько пожелает Аллах. Затем, когда пожелает Аллах, оно прекратится. Затем наступит период Халифата, основанного на методе пророчества. Он так же продлится столько, сколько пожелает Аллах. Затем, когда пожелает Аллах, он прекратится. Затем наступит период злой монархии, которая так же продлится столько, сколько пожелает Аллах. Затем, когда пожелает Аллах, он прекратится. Затем наступит период деспотичного правления, которое продлится столько, сколько пожелает Аллах. Затем, когда пожелает Аллах, он прекратится. А затем снова наступит период Халифата, основанного по методу пророчества». После этого Пророк ﷺ замолчал.
Очевидно, что будущий Халифат будет сильным и стойким, а иначе не было бы смысла его называть Халифатом по методу пророчества.
- Имам Муслим приводит хадис от Абу Хурайры (р.а.), где Посланник Аллаха ﷺ сказал:
لَا تَقُومُ السَّاعَةُ حَتَّى يُقَاتِلَ الْمُسْلِمُونَ الْيَهُودَ، فَيَقْتُلُهُمُ الْمُسْلِمُونَ
«Судный день не наступит, пока мусульмане не сразятся с иудеями и не одержат над ними победу...»
А в другой версии сказано:
تُقَاتِلُكُمُ يَهُودُ فَتُسَلَّطُونَ عَلَيْهِمْ
«Вы сразитесь с иудеями, после чего получите над ними власть».
Это указывает на полное уничтожение еврейского образования, что, скорее всего, станет возможным только с установлением Второго Праведного Халифата, его укреплением и устранением его врагов.
- В «Муснаде» имама Ахмада, а также в сборнике аль-Хакима (хадис признан достоверным, с чем согласился аз-Захаби) передано от Абу Кабиля: «Мы находились рядом с Абдуллахом ибн Амром ибн аль-Асом, когда он рассказал: «Однажды мы находились возле Пророка ﷺ, записывая его слова. Его спросили: «Какой из двух городов будет завоёван первым: Константинополь или Рим?» Пророк ﷺ ответил:
مَدِينَةُ هِرَقْلَ تُفْتَحُ أَوَّلاً، يَعْنِي قُسْطَنْطِينِيَّةَ
"Сначала будет завоеван город Ираклия, то есть Константинополь"».
Константинополь уже пал, и, если пожелает Аллах, Рим также будет завоёван. Это станет возможным, когда будет установлен Второй Праведный Халифат и когда он обретёт силу.
- Имам Ахмад в «Муснаде» передает хадис от Тамима ад-Дарийи:
لَيَبْلُغَنَّ هَذَا الْأَمْرُ مَا بَلَغَ اللَّيْلُ وَالنَّهَارُ، وَلَا يَتْرُكُ اللهُ بَيْتَ مَدَرٍ وَلَا وَبَرٍ إِلَّا أَدْخَلَهُ اللهُ هَذَا الدِّينَ، بِعِزِّ عَزِيزٍ أَوْ بِذُلِّ ذَلِيلٍ؛ عِزّاً يُعِزُّ اللهُ بِهِ الْإِسْلَامَ وَذُلّاً يُذِلُّ اللهُ بِهِ الْكُفْرَ
«Это дело непременно распространится повсюду, где день сменяется ночью, и Аллах не оставит жилища, будь оно из глины или шкуры, в которое Он не введёт эту религию посредством величия могущественного или унижением низкого — величием, которым Аллах возвеличит Ислам, и унижением, которым Аллах унизит неверие».
Аль-Байхаки в «Сунан аль-Кубра» и аль-Хаким в «Мустадраке» также передают схожий хадис.
Это ясно показывает, что будущий Халифат укрепится, будет стойким и распространит свою власть по всему миру.
4. Не следует думать, что Халифат будет побеждать в каждом сражении. Могут быть и случаи, когда он может проиграть какую-либо битву, но в конечном итоге победа останется за ним. Он может потерпеть поражение в отдельной битве, но в войне, с позволения Аллаха, не потерпит поражения. Так было и с первым Исламским государством: оно терпело поражения в некоторых сражениях, но одерживала победы в войнах, вследствие чего распространила своё влияние на значительную часть мира.
5. Что касается вашего вопроса о том, что может ли победа быть явной и ощутимой, как в битве при Бадре с участием ангелов или при Хандаке, где помощь пришла в виде ветра, или же она будет проявляется в виде подкрепления, поддержки и внушения страха в сердца врагов, то всё это вполне возможно. Всё находится в руках Аллаха, который помогает своим верующим рабам с помощью войск, известных только Ему:
وَمَا يَعْلَمُ جُنُودَ رَبِّكَ إِلَّا هُوَ
«Воинство твоего Господа не знает никто, кроме Него» (74:31).
Однако Шариат возлагает на нас обязанность должной подготовки, что подтверждается словами Аллаха:
وَأَعِدُّوا لَهُمْ مَا اسْتَطَعْتُمْ مِنْ قُوَّةٍ وَمِنْ رِبَاطِ الْخَيْلِ تُرْهِبُونَ بِهِ عَدُوَّ اللهِ وَعَدُوَّكُمْ وَآخَرِينَ مِنْ دُونِهِمْ لَا تَعْلَمُونَهُمُ اللهُ يَعْلَمُهُمْ وَمَا تُنْفِقُوا مِنْ شَيْءٍ فِي سَبِيلِ اللهِ يُوَفَّ إِلَيْكُمْ وَأَنْتُمْ لَا تُظْلَمُونَ
«Приготовьте против них сколько можете силы и боевых коней, чтобы устрашить врага Аллаха и вашего врага, а также тех, которых вы не знаете, но которых знает Аллах. Что бы вы ни израсходовали на пути Аллаха, вам будет возвращено сполна, и с вами не поступят несправедливо» (8:60).
Да поможет нам Аллах правильно понимать Его слова. Аллах же справедлив и ведает скрытое.
Ваш брат Ата ибн Халиль Абу ар-Рашта
22 Джумада аль-уля 1446 г.х.
24.11.2024