21
Сб, дек

Про обряды хаджа и жертвоприношение

Ответы Амира
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

بسم الله الرحمن الرحيم

Серия ответов учёного Ата ибн Халиля Абу ар-Рашты, амира Хизб ут-Тахрир, на вопросы, заданные на его странице в «Фейсбук» на фикхий тематику

Ответы на вопросы:

1 — Время бросания паломником камней в джамарат.

2 — Жертвоприношение откормленными телятами.

3 — Постановление о жертвоприношении птицами.

 

Первый вопрос Амира Тормана о времени бросания паломником камней в джамарат:

Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху!

Я прошу Аллаха, чтобы Вы были в добром здравии, и прошу Всевышнего, чтобы Он даровал Вам успех, чтобы благо исходило через ваши руки. Амин. С позволения Аллаха, я намерен совершить обязательный хадж в этом году, и у меня есть вопрос. Что касается бросания камней, некоторые бросают первый раз до полуночи и остаются на месте после полуночи, чтобы бросить второй раз. Я считаю, что это ошибка, поэтому я думаю, что паломник должен бросать камни до захода солнца в этот день, а затем ждать после захода солнца, чтобы бросить второй раз, поскольку день заканчивается с заходом солнца. Правильно ли это?

Да благословит Вас Аллах и направит Ваши шаги к истине.

Ответ:

Ва алейкум ассалям ва рахматуллахи ва баракятуху.

Для начала я обращаюсь ко Всевышнему Аллаху с мольбой облегчить Ваш путь, упростить Ваше дело и записать Вам принятый хадж, и чтобы Аллах Всевышний даровал Вам прощение.

Я советую Вам перед началом хаджа тщательно изучить его правила. Книг, рассказывающих о правилах хаджа, много, и есть подробные уроки и объяснения некоторых учёных о хадже и его правилах, сопровождаемые изображениями и пояснениями. Также Вы можете обратиться к специалистам во время хаджа, чтобы спросить о том, что Вам непонятно, и их там много. Вот ответ на Ваш вопрос:

1 — Бросание камней происходит в день жертвоприношения, в десятый день месяца Зуль-хиджа, первый день праздника, а также в три дня ташрика, то есть одиннадцатый, двенадцатый и тринадцатый дни месяца Зуль-хиджа, которые являются вторым, третьим и четвёртым днями праздника. Бросание камней в тринадцатый день месяца Зуль-хиджа, четвёртый день праздника, предназначено для тех, кто не торопится, а для тех, кто торопится, бросание камней происходит в день праздника и в два дня после него из дней ташрика, то есть одиннадцатый и двенадцатый дни месяца Зуль-хиджа.

2 — Что касается времени начала и конца бросания камней, то я считаю правильным (и я говорю о предпочтении своего мнения, потому что есть и другие мнения) следующее мнение:

а) Начало бросания камней:

— В день праздника бросание камней — это только бросание в большой столб Акаба семью камешками, без какого-либо бросания в другие столбы. Лучшее время для бросания — утро дня жертвоприношения, следуя примеру Посланника Аллаха ﷺ. Бухари передал в своём «Сахихе» от Джабира (р.а.), что он сказал: «Пророк бросал камни в день жертвоприношения утром, а после этого бросал после полудня». В версии Муслима: «Посланник Аллаха (с.а.с.) бросал камни в столб в день жертвоприношения утром, а после этого — когда солнце начинало уходить от зенита к закату». Тирмизи передал в своём «Сунане» от Ибн Аббаса: «Пророк отправил вперёд слабых из своей семьи и сказал: «Не бросайте камни в столб, пока не взойдёт солнце». Абу Иса сказал: «Хадис Ибн Аббаса — хороший достоверный хадис».

— Что касается трёх дней ташрика, то я вижу правильным, чтобы начало бросания происходило после полудня, и это по следующим причинам:

— Бухари передал в своём «Сахихе» от Джабира (р.а.), что тот сказал: «Пророк (с.а.с.) бросал камни в день жертвоприношения утром, а после этого бросал после полудня». В версии Муслима: «Посланник Аллаха (с.а.с.) бросал камни в столб в день жертвоприношения утром, а после этого — когда солнце начинало уходить от зенита к закату». Абу Дауд передал в своём «Сунане» от Аиши, что она сказала: «Посланник Аллаха (с.а.с.) покинул Мину в последний день, когда совершил полуденную молитву, затем вернулся в Мину и оставался там ночи дней ташрика, бросая камни в столб, когда солнце начинало уходить от зенита к закату, в каждый столб по семь камешков, произнося такбир с каждым камешком, и останавливаясь у первого и второго, долго стоя и взывая около них, а бросая в третий, он не стоял около него».

— В «Аль-Мугни» Ибн Кудамы (3/399), «Глава о бросании камней в день отъезда до полудня и в дни ташрика после полудня»:

«(2569) Глава: Не бросает камни в дни ташрика, кроме как после полудня, а если бросил до полудня, то повторяет заново. Это прямо указано. Это передаётся от Ибн Умара. Этого мнения придерживались Малик, Саури, Шафии, Исхак и ахлю р-рай (сторонники мнения). Передаётся, кроме того, от Хасана и Ата, что Исхак и сторонники мнения (рационального подхода) разрешили бросание камней в день отъезда до полудня, хотя отъезд можно совершать только после полудня.

У нас есть доказательство, что Пророк ﷺ бросал камни только после полудня; как сказала Аиша: «Он бросал камни в столб, когда солнце склонялось к закату». И слова Джабира в описании хаджа Пророка ﷺ: «Я видел, как Посланник Аллаха (с.а.с.) бросал камни в столб утром в день жертвоприношения, а после этого бросал после полудня». Пророк ﷺ также сказал: «Берите от меня ваши обряды». Ибн Умар сказал: «Мы выжидали, когда солнце склонится от зенита к закату, и тогда бросали». И в какое бы время он ни бросил после полудня, это засчитывается, но желательно поспешить с этим сразу после полудня, как сказал Ибн Умар. Ибн Аббас (р.а.) сказал, что «Посланник Аллаха (с.а.с.) бросал камни в столбы, когда солнце склонялось от зенита к закату, так что когда он заканчивал бросание, он совершал полуденную молитву» (Ибн Маджа)».

б) Что касается последнего времени бросания камней, то я отдаю предпочтение следующему:

— Время бросания камней в столб Акаба продолжается с утра (время «духа» после восхода солнца) дня жертвоприношения (первого дня праздника) до рассвета (фаджр) второго дня праздника, потому что Пророк ﷺ одобрил бросание ночью. Бухари передал в своём «Сахихе» от Ибн Аббаса (р.а.), что он сказал: «Пророка спрашивали в день жертвоприношения в Мине, и он говорил: «Нет греха». Один человек спросил его: «Я побрил голову до того, как принёс жертву». Он сказал: «Принеси жертву, и нет греха». Тот снова сказал: «Я бросил камни после того, как стемнело». Он сказал: «Нет греха». Также Табарани передал в «Аль-Муджам аль-Кабир» от Ата, от Ибн Аббаса, что «Посланник Аллаха (с.а.с.) разрешил пастухам бросать камни ночью». Ночь же заканчивается с наступлением рассвета.

— Что касается последнего времени бросания камней в дни ташрика, то это рассвет следующего дня, как мы уже упомянули ранее из того, что передал Бухари в своём «Сахихе» от Ибн Аббаса (р.а.), где он сказал: «Пророка спрашивали в день жертвоприношения в Мине, и он говорил: «Нет греха». Один человек спросил его: «Я побрил голову до того, как принёс жертву». Он сказал: «Принеси жертву, и нет греха». Тот сказал: «Я бросил камни после того, как стемнело». Он сказал: «Нет греха». Ночь же заканчивается с наступлением рассвета.

в) Исключением из этого является третий день праздника для тех, кто торопится. Для них последнее время бросания камней — до захода солнца, чтобы не вступить в четвёртый день праздника с заходом солнца третьего дня, всё ещё находясь в Мине. Потому что если они вступят в четвёртый день, находясь в Мине, не покинув её, то они должны остаться в Мине до четвёртого дня. Также исключением является четвёртый день праздника, где последнее время бросания камней — до захода солнца, потому что это последний день бросания камней.

3 — Основываясь на вышеизложенном, ситуации, упомянутые в Вашем вопросе, не применимы. Вы говорите: «Что касается бросания камней, некоторые бросают первый раз до полуночи и остаются на месте после полуночи, чтобы бросить второй раз. Я считаю, что это ошибка, поэтому я думаю, что паломник должен бросать камни до захода солнца в этот день, а затем ждать после захода солнца, чтобы бросить второй раз, поскольку день заканчивается с заходом солнца. Это правильно?». Очевидно, что Вы имеете в виду бросание камней в дни ташрика:

а) Первая ситуация, которую Вы описываете, — это бросание камней до полуночи одиннадцатого дня месяца Зуль-хиджа за первый день ташрика. Это бросание правильное. Но бросание после полуночи одиннадцатого дня месяца Зуль-хиджа за двенадцатый день месяца Зуль-хиджа — неправильное, потому что оно происходит до полудня двенадцатого дня месяца Зуль-хиджа. То же самое относится и к остальным дням ташрика.

б) Вторая ситуация, которую Вы описываете — это бросание камней до захода солнца одиннадцатого дня месяца Зуль-хиджа за первый день ташрика. Это бросание правильное. Но бросание после захода солнца одиннадцатого дня месяца Зуль-хиджа за двенадцатый день месяца Зуль-хиджа — неправильное, потому что оно происходит до полудня двенадцатого дня месяца Зуль-хиджа. То же самое относится и к остальным дням ташрика.

Таким образом, последнее время бросания камней в день жертвоприношения и дни ташрика — это то, что мы объяснили в пункте (2-б) выше.

Надеюсь, теперь вопрос стал ясен.

 

Второй вопрос: Жертвоприношение откормленными телятами

Вопрос Амджада ат-Таамири

Наш дорогой амир! Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху! Я прошу Аллаха, чтобы Вы были в добром здравии. Мой вопрос: допустимо ли приносить в жертву откормленных телят, если им меньше двух лет?

Вопрос Хайсам Абу Шухайдим

Ассаламу алейкум! Допустимо ли приносить в жертву откормленных телят, которым меньше двух лет?

Ответ:

Ваши вопросы по одной и той же теме, и вот ответ:

Ва алейкум ассалям ва рахматуллахи ва баракятуху.

1 — Жертвоприношение — это акт поклонения, и Посланник Аллаха ﷺ объяснил его условия и правила. Одним из условий жертвоприношения является возраст животного. Посланник Аллаха ﷺ сказал:

لَا تَذْبَحُوا إِلَّا مُسِنَّةً، إِلَّا أَنْ يَعْسُرَ عَلَيْكُمْ، فَتَذْبَحُوا جَذَعَةً مِنَ الضَّأْنِ

«Не закалывайте в жертву ничего, кроме взрослого животного, если только это не затруднительно для вас, тогда вы можете заколоть молодого барана» (Муслим). Взрослое животное из крупного рогатого скота (коров) — это то, которому два года или больше. Утверждение о том, что по единогласному мнению учёных допустимо приносить в жертву крупный рогатый скот (коров) моложе двух лет, если он жирный и мясистый, является неверным. Только немногие современные муфтии высказали мнение о допустимости принесения в жертву крупного рогатого скота моложе двух лет, если он мясистый, и их фетва противоречит доказательству и тому, что принято из высказываний муджтахидов из числа учёных праведных предшественников.

Установленные шариатом нисабы и меры — это шариатские нисабы и меры, которые не мотивируются (без иллята). В них учитывается сам нисаб или мера без объяснения мотива (иллят). Хадис Посланника Аллаха ﷺ ясен: «Не закалывайте в жертву ничего, кроме взрослого животного». Взрослое животное из крупного рогатого скота (коров) — это то, которому исполнилось два года и оно вступило в третий год. Запрет здесь является категоричным, и доказательство категоричности очевидно в тексте — это исключение для того, кому трудно, кому разрешено принести в жертву молодого барана. Молодой баран — это тот, которому исполнилось шесть месяцев.

Заклание жертвенного животного — это акт поклонения, и это поклонение, установленное Шариатом, как и все остальные виды поклонения. Оно выполняется в соответствии с его условиями и причинами, которые определил Шариат, и эти условия не мотивированы (без иллята). Жертвоприношение действительно только при соблюдении этих условий.

2 — В книге «Концепция Хизб ут-Тахрир» на странице 34 сказано: «Законы Шариата, касающиеся обрядов поклонения, нравственности, пищи и одежды, не мотивируются, т.е. у них нет иллят (мотива). Посланник ﷺ сказал:

حُرِّمَتِ الْخَمْرَةُ لِعَيْنِهَا

«Хамр (опьяняющее) запрещён из-за того, что он — хамр». А законы Шариата, касающиеся взаимоотношений и наказаний, мотивируются. Поскольку такой закон Шариата основывается на иллят, послужившей побудительной причиной для его возникновения. Многие люди, подвергаясь влиянию западного интеллектуального руководства и западной культуры, которые основой всех дел определяют выгоду, привыкли мотивировать все законы. Это противоречит интеллектуальному руководству Ислама, которое определяет дух основой всех дел, а его единение с материей — регулятором этих дел. В соответствии с этим законы, касающиеся обрядов поклонения, нравственности, пищи и одежды, абсолютно не мотивируются. Так как в этих законах отсутствует какая-либо иллят, и их необходимо принимать так, как они изложены в шариатских текстах. Намаз, пост, хадж, способ совершения намаза и количество его ракаатов, обряды хаджа, размер закята и тому подобное принимаются так, как они ниспосланы и имеются в шариатских текстах. В отношении этих законов должно иметь место их принятие с полным смирением без всякого поиска в них иллята. Молитва, пост, хадж, закят, способ совершения молитвы, количество ракаатов, обряды хаджа, нисабы закята и тому подобное принимаются как установленное, как они пришли, и воспринимаются с принятием и подчинением, независимо от их причины. Более того, для них не ищется причина».

Таким образом, возраст жертвенного животного нельзя игнорировать, независимо от того, очень ли упитан телёнок или нет, поскольку текст упоминает возраст без указания мотива (иллята), что делает это обязательным требованием.

 

Третий вопрос: Постановление о жертвоприношении птицами

Вопрос от Нумана Альмура:

Ассаламу алейкум! Каково решение Ислама о принесении в жертву птиц, учитывая, что есть высказывание Биляля (р.а.) о жертвоприношении петуха?

Ответ:

Ва алейкум ассалям ва рахматуллахи ва баракятуху!

Во-первых, жертвоприношение — это обряд и ритуал из обрядов Ислама, который следует совершать в соответствии с тем, что установлено шариатскими доказательствами, не отклоняясь от них. При изучении соответствующих шариатских доказательств становится ясно следующее:

1. Коран упоминает жертвоприношение в связи с животными из скота, как сказал Всевышний Аллах:

وَلِكُلِّ أُمَّةٍ جَعَلْنَا مَنْسَكاً لِيَذْكُرُوا اسْمَ اللهِ عَلَى مَا رَزَقَهُمْ مِنْ بَهِيمَةِ الْأَنْعَامِ

«Для каждой общины Мы установили места жертвоприношений (или религиозные обряды), чтобы они поминали имя Аллаха над скотиной, которой Он наделил их» (22:34). В толковании этого благородного аята в тафсире аль-Куртуби сказано: «Слова Всевышнего:

وَلِكُلِّ أُمَّةٍ جَعَلْنَا مَنسَكاً لِيَذْكُرُوا اسْمَ اللهِ عَلَى مَا رَزَقَهُم مِّن بَهِيمَةِ الْأَنْعَامِ فَإِلَهُكُمْ إِلَهٌ وَاحِدٌ فَلَهُ أَسْلِمُوا وَبَشِّرِ الْمُخْبِتِينَ

«Для каждой общины Мы установили места жертвоприношений, чтобы они поминали имя Аллаха над скотиной, которой Он наделил их. Ваш Бог — Бог Единственный. Будьте же покорны Ему. А ты сообщи благую весть смиренным» (22:34).

Когда в этих словах

وَلِكُلِّ أُمَّةٍ جَعَلْنَا مَنسَكاً

«Для каждой общины Мы установили места жертвоприношений» Всевышний Аллах упомянул жертвоприношения, Он разъяснил, что не оставил ни одну общину без них. «Община» (Умма) — это люди, объединённые одним вероучением. То есть для каждой верующей общины Мы установили обряд жертвоприношения. «Обряд» (мансак) — это заклание и пролитие крови, как сказал Муджахид. Говорят: «насака» — когда он принёс жертву (зарезал), «янсуку, насакан». Жертвенное животное называется «насика», во множественном числе — «нусук», отсюда слова Всевышнего:

أَوْ صَدَقَةٍ أَوْ نُسُكٍ

«или раздать милостыню, или принести жертву» (2:196). «Нусук» также означает подчинение (поклонение). Аль-Азхари сказал о словах Всевышнего

وَلِكُلِّ أُمَّةٍ جَعَلْنَا مَنسَكاً

«Для каждой общины Мы установили обряды»: это указывает на место заклания, в данном контексте имеется в виду место обряда. Говорят: «мансак» и «мансик» — два варианта произношения, оба были прочитаны. Куфийские чтецы, кроме Асима, читали с касрой над син, остальные — с фатхой. Аль-Фарра сказал: «Манасик» в арабском языке означает привычное место, будь то хорошее или плохое». И сказано, что под «мана́сик аль-хадж» подразумевается повторение людьми ритуалов хаджа, таких как стояние на Арафате, бросание камешков и бег. Ибн Арафа сказал о словах

وَلِكُلِّ أُمَّةٍ جَعَلْنَا مَنسَكاً

«Для каждой общины Мы установили обряды»: то есть путь покорности Аллаху. Говорят: «насака, нусука каумихи» — когда он последовал их пути. Также говорят: обряд — это праздник, как сказал аль-Фарра. Также говорят: хадж, как сказал Катада.

Первое мнение более очевидно из-за слов Всевышнего:

لِيَذْكُرُوا اسْمَ اللهِ عَلَى مَا رَزَقَهُم مِّن بَهِيمَةِ الْأَنْعَامِ

«...чтобы они поминали имя Аллаха над скотиной, которой Он наделил их» (22:34) — то есть над закланием того, чем Он наделил их. Всевышний повелел поминать Его имя при заклании и чтобы заклание было ради Него, ибо Он — Дарующий это».

Из этого толкования благородного аята ясно, что обряд — это заклание согласно наиболее предпочтительному мнению и что оно совершается над животными из скота. Таким образом, аят указывает на то, что обряд и ритуал совершаются путём заклания животных из скота. Это относится и к жертвоприношению, поскольку оно является обрядом и ритуалом.

2. Все шариатские тексты, говорящие о жертвоприношениях, которые совершал Посланник Аллаха ﷺ и его благородные сподвижники, упоминают исключительно животных из скота. Например:

— Бухари передаёт в своём «Сахихе» от Анаса ибн Малика (р.а.), что он сказал:

كانَ النَّبِيُّ ﷺ يُضَحِّي بِكَبْشَيْنِ وَأَنَا أُضَحِّي بِكَبْشَيْنِ

«Пророк (с.а.с.) приносил в жертву двух баранов, и я приношу в жертву двух баранов».

— Также Бухари передаёт от Анаса, что Посланник Аллаха ﷺ:

انْكَفَأَ إِلَى كَبْشَيْنِ أَقْرَنَيْنِ أَمْلَحَيْنِ فَذَبَحَهُمَا بِيَدِهِ

«обратился к двум рогатым белым баранам и заколол их своей рукой».

— Также в «Сахихе» Бухари от Аиши (р.а.) передаётся:

عَنْ عَائِشَةَ رَضِيَ اللهُ عَنْهَا قَالَتْ دَخَلَ عَلَيَّ رَسُولُ اللهِ ﷺ بِسَرِفَ وَأَنَا أَبْكِي فَقَالَ: «مَا لَكِ أَنُفِسْتِ؟ قُلْتُ نَعَمْ، قَالَ: إِنَّ هَذَا أَمْرٌ كَتَبَهُ اللهُ عَلَى بَنَاتِ آدَمَ فَاقْضِي مَا يَقْضِي الْحَاجُّ غَيْرَ أَنْ لَا تَطُوفِي بِالْبَيْتِ. قَالَتْ وَضَحَّى رَسُولُ اللهِ ﷺ عَنْ نِسَائِهِ بِالْبَقَر

«Посланник Аллаха (с.а.с.) вошёл ко мне в Сарифе, когда я плакала. Он спросил: «Что с тобой? У тебя месячные?». Я ответила: «Да». Он сказал: «Это то, что Аллах предписал дочерям Адама. Соверши всё, что совершает паломник, кроме обхода вокруг Каабы». Она сказала: «И Посланник Аллаха (с.а.с.) принёс в жертву коров за своих жён».

— Муслим передаёт в своём «Сахихе» от Аиши, что Посланник Аллаха ﷺ:

أَمَرَ بِكَبْشٍ أَقْرَنَ يَطَأُ فِي سَوَادٍ وَيَبْرُكُ فِي سَوَادٍ وَيَنْظُرُ فِي سَوَادٍ فَأُتِيَ بِهِ لِيُضَحِّيَ بِهِ فَقَالَ لَهَا يَا عَائِشَةُ هَلُمِّي الْمُدْيَةَ ثُمَّ قَالَ اشْحَذِيهَا بِحَجَرٍ فَفَعَلَتْ ثُمَّ أَخَذَهَا وَأَخَذَ الْكَبْشَ فَأَضْجَعَهُ ثُمَّ ذَبَحَهُ ثُمَّ قَالَ بِاسْمِ اللهِ اللَّهُمَّ تَقَبَّلْ مِنْ مُحَمَّدٍ وَآلِ مُحَمَّدٍ وَمِنْ أُمَّةِ مُحَمَّدٍ ثُمَّ ضَحَّى بِهِ

«велел привести рогатого барана, который ступает на чёрное, ложится на чёрное и смотрит на чёрное. Его привели, чтобы он принёс его в жертву. Он сказал ей: «О Аиша, принеси нож». Затем сказал: «Наточи его о камень». Она сделала это. Затем он взял его, взял барана, уложил его, затем зарезал его и сказал: «С именем Аллаха! О Аллах, прими от Мухаммада, семьи Мухаммада и Уммы Мухаммада!». Затем он принёс его в жертву».

— Ат-Тирмизи передаёт в своём «Сунане» от Аиши, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

مَا عَمِلَ آدَمِيٌّ مِنْ عَمَلٍ يَوْمَ النَّحْرِ أَحَبَّ إِلَى اللهِ مِنْ إِهْرَاقِ الدَّمِ إِنَّهَا لَتَأْتِي يَوْمَ الْقِيَامَةِ بِقُرُونِهَا وَأَشْعَارِهَا وَأَظْلَافِهَا وَأَنَّ الدَّمَ لَيَقَعُ مِنَ اللهِ بِمَكَانٍ قَبْلَ أَنْ يَقَعَ مِنْ الْأَرْضِ فَطِيبُوا بِهَا نَفْساً

«Нет деяния, которое совершает сын Адама в день жертвоприношения, более любимого для Аллаха, чем пролитие крови (жертвенного животного). Поистине, оно придёт в День воскресения со своими рогами, шерстью и копытами. И, поистине, кровь попадает на место у Аллаха прежде, чем упадёт на землю. Так пусть же ваши души будут довольны этим». Абу Иса сказал: «В этой главе также передаётся от Имрана ибн Хусайна и Зайда ибн Аркама». Абу Иса сказал: «Это хороший редкий хадис, мы знаем его от Хишама ибн Урвы только этим путём. Абу аль-Мусанна — это Сулейман ибн Язид, от него передавал Ибн Аби Фудайк». Абу Иса сказал: «Передаётся от Посланника Аллаха ﷺ, что он сказал:

فِي الْأُضْحِيَّةِ لِصَاحِبِهَا بِكُلِّ شَعَرَةٍ حَسَنَةٌ وَيُرْوَى بِقُرُونِهَا

«В жертвоприношении за каждый волосок — благое дело». И передаётся: «за каждый рог».

То, что жертвоприношение во времена Пророка ﷺ совершалось исключительно животными из скота, указывает на то, что другие животные не подходят для жертвоприношения.

3. Шариатские тексты, говорящие об условиях жертвенного животного с точки зрения возраста, за кого оно засчитывается, здоровья органов и т.п., все касаются только животных из скота. Не пришло ни одного шариатского текста, устанавливающего условия для других животных, кроме скота. Например:

— Муслим передаёт в своём «Сахихе» от Джабира, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

لَا تَذْبَحُوا إِلَّا مُسِنَّةً إِلَّا أَنْ يَعْسُرَ عَلَيْكُمْ فَتَذْبَحُوا جَذَعَةً مِنْ الضَّأْنِ

«Не закалывайте никого, кроме взрослого животного, если только это не затруднительно для вас. В таком случае закалывайте годовалого барашка».

— Бухари передаёт в своём «Сахихе» от аль-Бара ибн Азиба (р.а.), что он сказал:

ضَحَّى خَالٌ لِي يُقَالُ لَهُ أَبُو بُرْدَةَ قَبْلَ الصَّلَاةِ فَقَالَ لَهُ رَسُولُ اللهِ ﷺ: شَاتُكَ شَاةُ لَحْمٍ. فَقَالَ: يَا رَسُولَ اللهِ إِنَّ عِنْدِي دَاجِناً جَذَعَةً مِنْ الْمَعَزِ، قَالَ: اذْبَحْهَا وَلَنْ تَصْلُحَ لِغَيْرِكَ، ثُمَّ قَالَ: مَنْ ذَبَحَ قَبْلَ الصَّلَاةِ فَإِنَّمَا يَذْبَحُ لِنَفْسِهِ وَمَنْ ذَبَحَ بَعْدَ الصَّلَاةِ فَقَدْ تَمَّ نُسُكُهُ وَأَصَابَ سُنَّةَ الْمُسْلِمِينَ

«Мой дядя по имени Абу Бурда совершил жертвоприношение до праздничной молитвы, и Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал ему: «Твоя овца — это мясо (а не жертва)». Он сказал: «О Посланник Аллаха, у меня есть годовалая козочка». Он сказал: «Заколи её, но она не подойдёт никому другому в отличие от тебя». Затем он сказал: «Кто совершил жертвоприношение до молитвы, тот заколол для себя, а кто совершил жертвоприношение после молитвы, тот завершил свой обряд и последовал пути мусульман».

 

— Муслим передаёт в своём «Сахихе» от Джабира ибн Абдуллаха, что он сказал:

نَحَرْنَا مَعَ رَسُولِ اللهِ ﷺ عَامَ الْحُدَيْبِيَةِ الْبَدَنَةَ عَنْ سَبْعَةٍ وَالْبَقَرَةَ عَنْ سَبْعَةٍ

«Мы закололи с Посланником Аллаха (с.а.с.) в год Худайбии верблюда за семерых и корову за семерых».

— Аль-Хаким приводит в своём «Мустадраке» ряд хадисов о качествах приемлемого жертвенного животного:

Убайд ибн Файруз сказал: «Я спросил аль-Бара (р.а.): «Расскажи мне о том, что Посланник Аллаха не одобрял или запрещал в отношении жертвенных животных». Он ответил:

فَقَالَ رَسُولُ اللهِ ﷺ هَكَذَا بِيَدِهِ وَيَدِي أَقْصَرُ مِنْ يَدِ رَسُولِ اللهِ ﷺ: أَرْبَعٌ لَا يَجْزِينَ فِي الْأَضَاحِي: الْعَوْرَاءُ الْبَيِّنُ عَوَرُهَا، وَالْمَرِيضَةُ الْبَيِّنُ مَرَضُهَا، وَالْعَرْجَاءُ الْبَيِّنُ عَرَجُهَا، وَالْكَسِيرُ الَّتِي لَا تُنْقَى. قَالَ: قُلْتُ فَإِنِّي أَكْرَهُ أَنْ يَكُونَ نَقْصٌ فِي الْأُذُنِ وَالْقَرْنِ. قَالَ: فَمَا كَرِهْتَ فَدَعْهُ، وَلَا تُحَرِّمْهُ عَلَى غَيْرِكَ

«Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал так, показывая своей рукой, а моя рука короче руки Посланника Аллаха (с.а.с.): «Четыре вида животных не подходят для жертвоприношения: одноглазое животное с явным дефектом глаза, животное с явной болезнью, с явной хромотой и животное с явным переломом». Я сказал: «Я не люблю, когда есть недостаток в ухе или роге». Он ответил: «То, что ты не любишь, оставь, но не запрещай это другим».

Это достоверный хадис, который они (Бухари и Муслим) не передали из-за малого количества передач от Сулеймана ибн Абдуррахмана. Али ибн Аль-Мадини показал его достоинства и точность. У этого хадиса есть различные подтверждающие свидетельства с достоверными цепочками передатчиков, которые они так же не передали. Среди них:

От Али, (р.а.), что Пророк Аллаха ﷺ

نَهَى أَنْ يُضَحِّيَ بِأَعْضَبِ الْقَرْنِ وَالْأُذُنِ

«запретил приносить в жертву животное с обломанным рогом или отрезанным ухом». Катада сказал: «Я упомянул это Саиду ибн Аль-Мусайибу, и он сказал: «Обломанное — это половина или больше».

Среди них: «Я слышал, как Али, (р.а.), говорил: «Посланник Аллаха приказал нам внимательно осматривать глаз и ухо».

Среди них: «Человек спросил Али (р.а.) о корове, и он сказал: «За семерых». Тот спросил: «А рог?». Он ответил: «Хромота». Тот спросил: «Если она дошла до мест совершения обрядов?». Он сказал: «Посланник Аллаха ﷺ приказывал нам внимательно осматривать глаз и ухо».

Среди них: «От Абу Хумайда ар-Руайни, который сказал: «Мы сидели с Утбой ибн Абд ас-Сулями, когда пришёл Язид Зу Миср аль-Макраи и сказал Утбе: «О Абу аль-Валид, мы недавно вышли в поисках козлёнка для жертвоприношения и едва не нашли что-то подходящее, кроме того, что я нашёл жирную козу с обломанным зубом». Утба сказал: «Если бы ты привёл её к нам!». Тот ответил: «О Аллах, прости! Ты разрешаешь себе то, что не разрешаешь мне?». Утба сказал: «Да». Тот спросил: «Почему так?». Утба ответил: «Ты сомневаешься, а я не сомневаюсь». Затем Утба вытянул руку и сказал: «Посланник Аллаха ﷺ запретил пять видов животных: маусуля, мусаффара, бахка, мушиа и касра». Он сказал: «Маусуля — это животное, у которого отрезано ухо, мусаффара — у которого отломан рог, бахка — с явным дефектом глаза, мушиа — истощённое или больное, которое не может следовать за стадом».

а) Все эти хадисы говорят о животных из скота (бахимат уль-анам), и нет среди них ни одного хадиса о других животных или птицах. Они разъясняют общее положение, содержащееся в словах Всевышнего:

فَصَلِّ لِرَبِّكَ وَانْحَرْ

«Совершай молитву ради своего Господа и закалывай жертву» (108:2). Поэтому недопустимо использовать для жертвоприношения что-либо, кроме скота, так как другие животные не включены в это разъяснение.

б) Далее, установление условий относительно возраста животных из скота и отсутствия у них некоторых дефектов означает, что даже если животное из скота не соответствует этим условиям, оно не подходит для жертвоприношения. Так как же можно считать приемлемым то, что вообще не является скотом и о чём не пришло никакого доказательства?! То есть, есть доказательства того, что жертвоприношения должны быть из скота, и даже при этом, если не соблюдаются требуемые по Шариату условия, они не засчитываются. Это указывает на то, что животные, не относящиеся к категории скота, тем более не подходят для жертвоприношения.

Во-вторых: что касается доводов Ибн Хазма о допустимости жертвоприношения не из скота, то они не являются убедительными. В книге «Аль-Мухалла» Ибн Хазм приводит свои доводы по этому вопросу:

«Вопрос: допустимость использования для жертвоприношения любого животного, мясо которого разрешено употреблять в пищу.

Для жертвоприношения можно использовать любое животное, чьё мясо пригодно в пищу. Это касается как четвероногих животных, так и птиц. Например, подходят лошади, верблюды, дикие быки, петухи, а также другие животные и птицы, которых разрешено употреблять в пищу. При выборе животного для жертвоприношения предпочтение следует отдавать тем, чьё мясо считается вкусным, имеется в достаточном количестве и высоко ценится.

Мы уже упоминали в начале нашего разговора о жертвоприношениях слова Биляля: «Я бы не колебался принести в жертву даже петуха», — и от Ибн Аббаса о покупке мяса за два дирхама, когда он сказал: «Это жертвоприношение Ибн Аббаса». Аль-Хасан ибн Хайй разрешает жертвоприношение дикой коровы за семерых, а газель или оленя — за одного. Абу Ханифа и его последователи разрешили жертвоприношение потомством домашней коровы от дикого быка, и потомством козы от горного козла. Малик сказал: «Допустимо только из верблюдов, коров и овец». Малик считал, что овца, коза и козёл лучше верблюдов и коров для жертвоприношения. Абу Ханифа и Шафии не согласились с ним в этом, считая верблюдов лучшими, затем коров, затем овец, затем коз.

Мы не знаем доказательств этому мнению, чтобы привести их, разве что они заявляют об иджма (консенсусе) в допустимости этих видов скота и разногласиях относительно других.

Это ни на чём не основано, и им противоречит то, что достоверно передано об этом от Биляля, и неизвестно, чтобы кто-либо из сподвижников (р.а.) не соглашался с ним в этом. А это, по их мнению, является доказательством, когда согласуется с их позицией.

Абу Мухаммад сказал: «Что касается того, к чему следует обращаться при разногласиях, то это то, к чему Всевышний Аллах обязал обращаться. Мы обнаружили, что тексты (Корана и Сунны) свидетельствуют в пользу нашего мнения. Это потому, что жертвоприношение — это способ приближения к Всевышнему Аллаху. Приближение к Всевышнему Аллаху посредством всего, что не запрещено Кораном или явным текстом Сунны, является благим делом. Всевышний сказал:

وَافْعَلُوا الْخَيْرَ لَعَلَّكُمْ تُفْلِحُونَ

«Творите добро, — быть может, вы преуспеете» (22:77). Приближение ко Всевышнему Аллаху посредством того, что не запрещено использовать для приближения к Нему, является совершением добра.

Передал Юнус ибн Абдуллах ибн Мугис, передал Ахмад ибн Абдуллах ибн Абдуррахим, передал Ахмад ибн Халид, передал Мухаммад ибн Абдуссалям аль-Хушани, передал Мухаммад ибн Башшар Бундар, передал Сафван ибн Иса, передал Ибн Аджлян от своего отца, а он — от Абу Хурайры (р.а.), который сказал: «Посланник Аллаха ﷺ сказал:

مَثَلُ الْمُهَجِّرِ إلَى الْجُمُعَةِ كَمَثَلِ مَنْ يُهْدِي بَدَنَةً، ثُمَّ كَمَنْ يُهْدِي بَقَرَةً، ثُمَّ كَمَنْ يُهْدِي بَيْضَةً

«Тот, кто заблаговременно приходит на пятничную молитву, подобен тому, кто приносит в жертву верблюда, следующий подобен тому, кто жертвует корову, а затем подобен тому, кто жертвует яйцо».

Передаётся по цепочке от Малика, от Сумайя (вольноотпущенника Абу Бакра), от Абу Салиха ас-Саммана, от Абу Хурайры, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

مَنْ اغْتَسَلَ يَوْمَ الْجُمُعَةَ ثُمَّ رَاحَ فَكَأَنَّمَا قَرَّبَ بَدَنَةً، وَمَنْ رَاحَ فِي السَّاعَةِ الثَّانِيَةِ فَكَأَنَّمَا قَرَّبَ بَقَرَةً، وَمَنْ رَاحَ فِي السَّاعَةِ الثَّالِثَةِ فَكَأَنَّمَا قَرَّبَ كَبْشاً أَقَرْنَ، وَمَنْ رَاحَ فِي السَّاعَةِ الرَّابِعَةِ فَكَأَنَّمَا قَرَّبَ دَجَاجَةً، وَمَنْ رَاحَ فِي السَّاعَةِ الْخَامِسَةِ فَكَأَنَّمَا قَرَّبَ بَيْضَةً

«Кто совершит полное омовение в пятницу и пойдёт пораньше в мечеть, тот словно пожертвовал верблюда. Кто пойдёт во второй час — словно пожертвовал корову. Кто пойдёт в третий час — словно пожертвовал рогатого барана. Кто пойдёт в четвёртый час — словно пожертвовал курицу. А кто пойдёт в пятый час — словно пожертвовал яйцо».

В этих двух сообщениях говорится о жертвовании курицы, воробья, а также о жертвовании яйца. И нет сомнения, что жертвоприношение — это способ приближения к Аллаху. В этих текстах также указывается на превосходство более крупного над меньшим по размеру и пользе для нуждающихся. Также нет никаких возражений против этих двух текстов». Конец цитаты.

1. Что касается аргументации Ибн Хазма относительно совершения благих дел в меру возможностей при жертвоприношении, то она неверна, поскольку Шариат чётко определил правила жертвоприношения и то, какие животные могут использоваться для этого. Недопустимо совершать жертвоприношение с использованием того, что не установлено Шариатом. Доказательством недопустимости жертвоприношения животными, не относящимися к скоту, является то, что Шариат разъяснил общее законоположение относительно жертвоприношения и определил, что оно должно совершаться именно скотом. Недопустимо отклоняться от этого шариатского разъяснения, поскольку разъяснение общего положения является обязательным с точки зрения Шариата.

Также его аргументация хадисом о достоинстве раннего прихода на пятничную молитву неуместна, поскольку этот хадис не относится конкретно к обрядовому жертвоприношению, а говорит о приближении к Аллаху через любую форму милостыни. Доказательством этого является упоминание яйца в конце хадиса: «Кто пойдёт в пятый час — словно пожертвовал яйцо». Несомненно, яйцо не может использоваться для жертвоприношения, поскольку жертвоприношение обязательно должно сопровождаться пролитием крови. Поэтому этот хадис не был ниспослан для разъяснения правил жертвоприношения, и неправильно использовать его как доказательство в вопросах жертвоприношения.

2. Что касается его аргументации, основанной на сообщении от Биляля (р.а.), которое Ибн Хазм подробно приводит в другом месте «Аль-Мухалля» следующим образом: «По цепочке от Саида ибн Мансура передаёт Абу аль-Ахвас от Имрана ибн Муслима аль-Джуафи, от Сувейда ибн Гафала, который сказал: «Сказал мне Биляль: «Я бы не колебался принести в жертву даже петуха, и если бы я взял стоимость жертвенного животного и раздал её в качестве милостыни нуждающемуся бедняку — это было бы для меня предпочтительнее, чем совершить жертвоприношение»; это неуместная аргументация, поскольку высказывание Биляля (р.а.) не может опровергнуть доводы, основанные на словах и действиях Пророка ﷺ, а также не может противостоять тому, что передано от остальных благородных сподвижников, что они приносили в жертву исключительно скот. К тому же, Биляль (р.а.) фактически не приносил в жертву петуха, и нет сообщений о том, что кто-либо совершал жертвоприношение петухом. Его высказывание изначально не относится к разъяснению того, что допустимо использовать для жертвоприношения, а указывает на необязательность жертвоприношения и на то, что милостыня, по его мнению, лучше, как это ясно видно из его слов «если бы я взял стоимость жертвенного животного и раздал её в качестве милостыни нуждающемуся бедняку — это было бы для меня предпочтительнее, чем совершить жертвоприношение».

3. Также довод Ибн Хазма про Ибн Аббаса о том, что он купил мясо за два дирхама и сказал: «Это жертвоприношение Ибн Аббаса», — очевидно, несостоятелен, поскольку то, что сделал Ибн Аббас (р.а.), не является жертвоприношением с точки зрения Шариата. Жертвоприношение должно быть заклано, а покупка мяса на рынке и его раздача не считается жертвоприношением с точки зрения Шариата и не заменяет его, а является лишь разновидностью милостыни.

Исходя из этого, мы можем с большой уверенностью сказать, что птица не подходит для жертвоприношения, и с точки зрения Шариата жертвоприношение может быть совершено только из скота (верблюды, коровы и овцы) в соответствии с условиями, на которые указывают шариатские доказательства.


Ваш брат Ата ибн Халиль Абу ар-Рашта
2 Зуль-хиджа 1445 г.х.
08.06.2024 г.