Серия ответов учёного Ата ибн Халиля Абу ар-Рашты, амира Хизб ут-Тахрир, на вопросы, заданные на его странице в «Фейсбук» на фикхий тематику
Ответ на вопрос
Адресован Хаммам Ибрагиму
Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху!
Да пребудет с вами мир, милость и благословение Аллаха, дорогой мой брат по вере.
У меня есть вопрос, на который я хотел бы получить более детальный ответ.
Вопрос:
Разрешена ли онлайн-торговля с малазийской компанией DXN, которая занимается продажей пищевых добавок, шампуней, кремов для кожи и других подобных товаров?
Эта компания предлагает скидку 6%, если ваш баланс достигает 100 баллов. Чем больше баллов вы наберёте, тем больше скидка. Эти баллы могут быть преобразованы в денежные средства, которые отправляются вам либо по почте, либо зачисляются на ваш банковский счёт ежемесячно.
Кроме того, вы можете привлекать новых участников в компанию. Каждый привлечённый вами человек получает свои баллы за покупки, и вы тоже получаете баллы за участников, зарегистрированных через вас. Вы можете привлечь любое количество людей, и чем выше их баллы, тем больше баллов получаете и вы, а вместе с этим увеличивается и ваш доход. В итоге вы можете стать партнёром компании и получать значительную прибыль.
Прошу вас внимательно изучить деятельность этой компании и дать развёрнутый ответ. Благодарю вас.
Ответ:
Ваалейкум ассалям ва рахматуллахи ва баракятуху.
Ранее мы получили аналогичный вопрос от одной из сестёр относительно работы с малазийской компанией DXN. Ответ на этот вопрос был опубликован нами 7 ноября 2024 года. Её вопрос содержит больше деталей, чем ваш. Я приведу текст того вопроса и наш ответ на него, надеюсь, этого будет достаточно, по воле Аллаха:
Вопрос:
Наш уважаемый шейх, ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху!
Я работаю в малазийской компании DXN, которая занимается производством товаров для здоровья и личной гигиены. Познакомилась с женщиной из Иордании, которая зарегистрировала меня в этой компании и предоставила номер участника. Я спросила у нескольких человек, дозволена ли деятельность компании с точки зрения Шариата, и мне ответили, что она дозволена. Однако после посещения тренингов, лекций и ознакомления с финансовым планом компании у меня появились сомнения относительно её деятельности. Есть ли в её деятельности что-то запретное?
Деятельность компании осуществляется двумя способами продаж:
Первый способ — прямая продажа. Я покупаю продукцию по оптовой цене, используя свой личный номер участника, в пунктах продаж компании. Затем я перепродаю её с наценкой, которую устанавливаю самостоятельно. Компания начисляет определённое количество баллов за каждый приобретённый мной товар. Если за месяц я набираю 100 баллов и более, то получаю денежный бонус, который на начальном этапе составляет 6%. Если я набираю меньше 100 баллов, бонус не начисляется, но баллы остаются на моём счёте и накапливаются, чтобы в дальнейшем я могла достичь уровня «звёздного агента».
Второй способ (до которого я ещё не дошла) — сетевой многоуровневый маркетинг. Здесь создаётся команда. Например, лидер команды «С» формирует группу, состоящую из участников «С1», «С2», «С3». Если каждый из участников группы наберёт по 100 баллов, то лидер «С» сможет получить свои доходы от деятельности команды только при условии, что сам наберёт 100 баллов. При этом доля участников группы сохраняется, и никто из них не теряет своей прибыли.
Комиссия за командную работу рассчитывается следующим образом: разница между долей продаж лидера и долей члена команды умножается на 35%, а затем на количество баллов, набранных членом команды. Баллы, набранные членом команды и всей его группой, сохраняются на его накопительном счёте до достижения статуса «звёздного агента».
Прошу прощения за длинный вопрос и пояснения. Пусть Аллах укрепит вас в стремлении установить Праведный Халифат. Надеюсь, что вопрос я изложила ясно. Пусть благословит вас Аллах и направит нас всех к тому, чем Он доволен.
Ответ:
Ва алейкум ассаляму ва рахматуллахи ва баракятуху.
Прежде всего пусть благословит вас Аллах за ваши добрые мольбы в наш адрес. Мы также молим Аллаха о благе для вас.
1. Что касается первого способа работы с компанией, то, как вы упомянули в вопросе, вы покупаете товары по оптовой цене, затем продаёте их с надбавкой. Помимо этого, если вы продаёте определённое количество товаров в соответствии с условиями компании, вам выплачивается дополнительная денежная премия (бонус). То есть компания обязывает себя выплачивать вам этот бонус, если вы ежемесячно выполняете требуемый объём продаж. Вероятнее всего, это сделано для того, чтобы стимулировать клиентов увеличивать свои продажи.
Если всё обстоит именно так, как мы описали выше, то данный способ торговли разрешён с точки зрения Шариата, поскольку покупка товаров по оптовой цене и их продажа с целью получения прибыли является дозволенной формой торговли. Это соответствует словам Всевышнего Аллаха:
وَأَحَلَّ اللَّهُ الْبَيْعَ وَحَرَّمَ الرِّبَا
«Аллах разрешил торговлю и запретил ростовщичество» (2:275).
Также компания вправе обещать вам денежную премию при выполнении определённого объёма продаж, что считается видом подарка. В ответе на вопрос, датированный 14.05.2007 года, мы говорили о похожей ситуации следующее:
Условия разрешения первого способа взаимодействия с компанией:
Первый способ продажи, при котором клиент получает бонус за покупку определённого количества товаров, является дозволенным, но при соблюдении двух условий:
Первое: Покупка должна производиться по оптовой цене, соответствующей рыночным оптовым ценам. Цена не должна быть завышенной до уровня чрезмерного обсчёта, где покупателя вводят в заблуждение обещанием денежного бонуса и тому подобного. Чрезмерное завышение цены является харамом. В хадисе, переданном Бухари, Абдуллах ибн Умар (р.а.) сообщил, что один человек сказал Пророку ﷺ, что его обманывают при продажах. Пророк ﷺ ответил:
إِذَا بَايَعْتَ فَقُلْ لَا خِلَابَةَ
«Когда будешь заключать сделки, говори: «Без обмана! /Ля хиляба!/»». Ведь обман запрещён.
Второе: Первый способ продаж не должен быть связан со вторым. Если выполнение первого способа является обязательным для реализации второго, то на него распространяются те же шариатские ограничения, что и на второй способ.
2. О втором способе взаимодействия с компанией:
Что касается второго способа, то в вопросе он описан не совсем ясно, однако он, по-видимому, не сильно отличается от сетевого маркетинга, принципы которого уже рассматривались нами в предыдущих ответах, в которых мы подробно объяснили, почему сетевой маркетинг запрещён с точки зрения Шариата.
Приведу ответы на вопросы, похожие на ваш:
Ответ на вопрос от 19 августа 2015 года, касающийся компании QNET, работающей по принципу сетевого маркетинга:
После изучения реальности компании QNET и различных способов её взаимодействия, а также других компаний сетевого маркетинга, можно сказать, что эта компания взаимодействует с покупателями, приводящими ей новых покупателей (клиентов) и даёт им комиссионную плату в соответствии с определёнными условиями. Другими словами, они являются маклерами в компании, находят покупателей и берут с них комиссионную плату. Если внимательно проанализировать реальность, то становится ясно следующее:
1. Компании подобного типа используют сетевой маркетинг для продвижения своих продуктов. Они ставят условие: чтобы стать маркетологом, необходимо купить у компании какой-либо из её товаров. Только после этого человек получает право привлекать клиентов для компании и получать комиссионные за их покупки, то есть выступать в роли агента, который приводит покупателей и получает за это вознаграждение.
Комиссионные не выплачиваются, пока не будет привлечено определённое количество клиентов, например, шесть, исходя из вопроса из Средний Азии, или два, исходя из вопроса из другого региона, согласно политике компании.
Другими словами, первый покупатель получает комиссионные за двух (или шестерых) клиентов, которых он привлёк сам, а также дополнительное вознаграждение за четырёх (или шестерых) клиентов, которых привлекли привлечённые им люди.
Работа по продаже товара продолжается в виде последовательной платы за маклерство по сетевой схеме продажи.
2. Данный вид коммерческой деятельности противоречит Шариату по следующим причинам:
а) Компания ставит продавцу её продукции (маркетологу) условие обязательной покупки, чтобы получить право на работу в ней в качестве маклера (торгового агента), т.е. находить для неё клиентов и получать за них комиссионную плату. Это условие действует независимо от того, выплачивается ли комиссия после привлечения шести клиентов или же двух.
Таким образом, договор купли-продажи и договор на маклерство (работу в качестве торгового агента) являются единым контрактом, или, иначе говоря, это две сделки в рамках одной. Каждый из этих договоров привязан к другому, т.е. они оба обусловлены друг с другом, а это является харамом (запрещённым по Исламу). Ахмад от Абдуррахмана ибн Абдуллаха ибн Масуда, а тот от своего отца, передают хадис, в котором говорится:
نَهَى رَسُولُ اللهِ ﷺ عَنْ صَفْقَتَيْنِ فِي صَفْقَةٍ وَاحِدَةٍ
«Посланник Аллаха ﷺ запретил заключать две сделки в рамках одной»
То есть как если бы я вам сказал: «Если ты продашь мне, я арендую у тебя» или: «Я стану твоим агентом», и так далее.
В данном случае ясно, что происходит объединение двух сделок в одну: покупка товара у компании становится обязательным условием для работы в качестве её торгового агента, а точнее – для продажи продукции компании за получение комиссионной платы с покупателей, приведённых в компанию.
б) Маклерство представляет собой договор между продавцом и лицом, привлекающим клиентов. Комиссионное вознаграждение выплачивается маклеру только за клиентов, которых он привёл лично, но не за тех, кого привели другие. Однако в описанной модели работы компании агент получает комиссионные не только за своих клиентов, но и за клиентов, привлечённых другими. Такое положение противоречит договору о маклерстве.
в) Цена товаров компании значительно завышена, что может быть квалифицировано как обсчёт. Хотя покупатель может и понимает это, однако методы «скрытого воздействия», используемые компанией для продвижения своей продукции, подталкивают его к покупке товара по явно завышенной цене. Эти методы включают обещания «светлого будущего», возможность заработка на комиссионных за привлечение покупателей, а также за тех, кого приведут привлечённые им покупатели. В результате клиент соглашается на покупку товара, стоимость которого во много раз выше его реальной цены.
Когда покупатель не может привлечь новых клиентов, особенно тот, кто находится в конце цепочки, он оказывается обманутым, неся убытки в виде покупки товара, реальная стоимость которого несоизмеримо ниже. Обман и обсчёт является харамом (запрещёнными по Исламу). Посланник Аллаха ﷺ говорил:
الخَدِيعَةُ فِي النَّارِ
«Кто обманывает, тот пребудет в огне…» (вывел Бухари от Ибн Абу Авфа). Также Посланник Аллаха ﷺ сказал человеку, который прибегал к обману во время торговли (при купле-продаже):
إِذَا بَايَعْتَ فَقُلْ لاَ خِلاَبَةَ
«Когда будешь заключать сделки, говори: “Без обмана! /Ля хиляба!/”» (Вывел Бухари от Абдуллаха ибн Умара, да будет доволен Аллах ими обоими).
По своему тексту и содержанию эти хадисы указывают на запрет обмана во время торговли.
Вывод: Торговая операция, проводимая компанией QNET в том виде, который поясняется в вопросах, является противоречащей Шариату операцией.
Это то, что я считаю правильным в этом вопросе, но Аллах об этом знает лучше.
Подводя итог, можно утверждать, что второй способ взаимодействия с компанией DXN, описанный выше, также противоречит шариатским нормам. (ответ на вопрос от 7.11.2024 г.)
Надеюсь, что приведённый выше ответ на ваш вопрос будет исчерпывающим, а Аллах знает об этом лучше.
Ваш брат Ата ибн Халиль Абу ар-Рашта
17 Джумада ас-сани 1446 г.х.
19.12.2024