بسم الله الرحمن الرحيم
Серия ответов учёного Аты ибн Халиля Абу ар-Рашты, амира Хизб ут-Тахрир, на вопросы, заданные на его странице в «Фейсбук» на фикхий тематику
Ответ на вопрос
Возмещение пропущенных дней поста Рамадана
адресован Eenas Mohammed
Вопрос:
Ассаляму алейкум, я хочу узнать о возмещении пропущенных дней поста…
Я точно не помню, возместил ли все пропущенные дни поста за прошлые годы, то есть я возмещал часть, но остались дни, которые не возместил. Некоторые члены моей семьи говорят, что я возмещал вместе с ними, а другие говорят, что не помнят, чтобы я полностью завершил возмещение. Что мне следует делать в таком случае? Я много спрашивал, и ответы были разные: одни говорили об искуплении деньгами, другие утверждали, что нужно и выплатить, и поститься. Даже если я обязан поститься, то я не помню, сколько дней следует возместить. Как поступить?
Ответ:
Ва алейкум ассалям ва рахматуллахи ва баракятуху.
Ранее, 13.05.2019, мы уже опубликовали ответ на подобный вопрос, и там мы писали:
«Дорогой брат, мы не делаем табанни в обрядах поклонения. Напротив, мы оставляем это на усмотрение самих мусульман, чтобы они последовали какому-либо мазхабу в вопросах поста, намаза и т.д. Здесь я лишь упомяну для Вас некоторые мнения ряда факихов по восполнению поста. К какому мнению Ваше сердце раскроется, и Вы ощутите спокойствие, тому можете последовать:
1) В книге «Нихаяту аль-матлаб фи дираяти аль-мазхаб», автор — шафиитский факих Абдуль-Малик аль-Джувайни (Имам аль-Харамейн) (умер в 478 г.х.), приводится: «Кто пропустил несколько дней поста месяца Рамадан, и он способен восполнить их, тот не может откладывать это до следующего Рамадана. То, что мы говорим, не является мустахабом (желательным), напротив, это является обязательным при наличии возможности, и не должно быть никаких отговорок. Далее, если человек затянул восполнение поста (када) до следующего года без шариатской причины (узр) (т.е. наступил новый месяц Рамадан), то уже наряду с восполнением поста (када) за каждый пропущенный день необходимо выплатить 1 мудд (мера сыпучих тел) еды. Если человек затянул восполнение поста (када) на два года или более лет, то в отношении вопроса об увеличения размера фидьи имеется два мнения:
1) Фидья не увеличивается, т.е. остаётся 1 мудд, как это происходит, когда человек затянул восполнение поста (када) на один год…
И более правильным среди этих мнений будет то, что фидья увеличивается, т.е. за каждый пропущенный год фидья будет прибавляться в размере 1 мудда. Поэтому в случае, когда человек затянул с восполнением поста (када) на два года, то за каждый пропущенный день он обязан восполнить как сам день, так и выплатить 2 мудда за каждый день пропущенного поста. (Чем дальше будет затягиваться восполнение, тем больше) будет прибавляться количество мудда. Такова позиция в отношении фидьи».
Это означает, что восполнение поста месяца Рамадан должно быть до наступления следующего Рамадана. Если человек затянет выполнение до следующего Рамадана, то после ему необходимо помимо восполнения также выплатить фидью в размере 1 мудда. Если же человек затянет восполнение на два года, то помимо восполнения пропущенных дней он должен также выплатить по 2 мудда за день.
2) В книге «Кашшаф аль-кина ан мутун аль-икна», автор — ханбалитский факих Мансур ибн Юнус аль-Бахути (умер в 1051 г.х.), приводится: «Кто пропустил пост месяца Рамадана, и при этом не важно, Рамадан был полным или нет (30 дней или меньше)… тот восполняет пропущенные дни поста (када)… Также дозволяется отсрочить восполнение пропущенного поста до следующего Рамадана, без наличия на то шариатской причины (узр)… Если человек отсрочит восполнение поста до следующего Рамадана или до следующих Рамаданов, то он должен будет помимо восполнения ещё накормить бедных (мискин) за каждый пропущенный день, как это происходит при каффарате (искупление) за пост. Однако количество фидьи не увеличивается, даже если прошёл не один Рамадан. Причина этого заключается в том, что постоянное затягивание не приводит к увеличению ваджиба, ведь, например, оставление совершения обязательного хаджа на несколько лет не влечёт за собой обязательность совершить его несколько раз».
Это означает, что пропуск поста в месяц Рамадан и затягивание его восполнения до следующего Рамадана влечёт за собой помимо самого восполнения и выплату фидьи.
3) Что касается мазхаба Абу Ханифы, то в нём, сколько бы лет человек ни затягивал с восполнением поста (када), выплата фидьи на него не возлагается. Он должен лишь восполнить пропущенные дни, и не более. В книге «Аль-Мабсут», автор — ханафитский факих Сарахси (умер в 483 г.х.), приводится: «Тот, на ком лежит восполнение пропущенных дней поста в Рамадан, и он не восполнил их до наступления следующего Рамадана… должен лишь восполнить пропущенные дни поста, без добавления фидьи. Таково наше мнение! Что касается мнения Имама Шафии (да смилуется над ним Аллах), то он считал, что наряду с восполнением поста также ложится обязанность накормить одного бедняка (мискин) за каждый пропущенный день… Для нас в качестве аргумента выступают слова Аллаха:
فَعِدَّةٞ مِّنۡ أَيَّامٍ أُخَرَ
«пусть постится столько же дней в другое время» (2:184).
Здесь мы не видим установления какого-либо временного периода. Поэтому установление временного отрезка «от Рамадана до Рамадана» будет добавочным аспектом. Да, мы согласны, что данное поклонение (пост в Рамадан) имеет отведённое время, но восполнение поста не имеет временных ограничений…».
В книге «Бадаи ас-санаи фи тартиб аш-Шараи», автор — ханафитский факих Абу Бакр аль-Касани (умер в 587 г.х.), приводится: «Путь наших товарищей (ханафитов) заключается в том, что обязанность по восполнению поста не ограничена временным отрезком. Ведь как мы уже упомянули, вопрос восполнения поста не имеет какого-либо временного ограничения, в связи с чем остаётся неограниченным временем. Поэтому наши товарищи сказали: «Если человек затянет восполнение поста месяца Рамадан настолько, что наступит следующий Рамадан, то на него не будет возложена фидья».
Это означает, что мазхаб Абу Ханифы сделал обязательным восполнение поста без выплачивания фидьи, т.е. восполняются только пропущенные дни месяца Рамадана.
Как я упомянул в самом начале: «Мы не делали табанни в вопросах поклонения». Поэтому с моей стороны был упомянут ряд мнений мазхабов Абу Ханифы, Шафии и Ханбаля. Поэтому к какому мнению Ваше сердце раскроется, так и поступайте. Пусть Аллах направит Вас к тому, что Он любит и что ведёт к Его довольству!
Ата ибн Халиль Абу ар-Рашта
1 Рамадана 1440 г.х.
06.05.2019 г.]. Конец предыдущего ответа.
Вывод:
1 — Оцените и выверите такое количество пропущенных дней поста, к которому вы склоняетесь преимущественно.
2 — После этого изучите приведённые мнения и выберите то, которому больше доверяете. Как видите, одни говорят о возмещении поста вместе с фидьей, а другие утверждают, что достаточно только возмещения без фидьи.
Что касается размера одной фидьи, упомянутой выше в один мудд, то вес мудда составляет 544 грамма пшеницы, как указано в книге «Аль-Амваль»:
Мудд = 11/3 багдадского ратля.
Мудд = 11/3 ратля × 408 гр. (вес ратля) = 544 гр. (вес мудда пшеницы).
Некоторые считают немного больше, но примерно так же.
Я прошу Аллаха, чтобы Он принял посты и ночные выстаивания!
Ата ибн Халиль Абу ар-Рашта
04.02.2025 г.