Серия ответов учёного Ата ибн Халиля Абу ар-Рашты, амира «Хизб ут-Тахрир», на вопросы, заданные на его странице в «Фейсбуке» на фикхий тематику
Ответ на вопрос
Адресован Абу Мухаммаду Салиму
Вопрос:
Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху!
Прошу Всевышнего Аллаха, чтобы Он даровал вам здоровья, даровал Вам великую победу, и чтобы Он открыл вашими руками врата благ.
Я адресую нашему шейху, дорогому амиру «Хизб ут-Тахрир» Ата ибн Халилю Абу ар-Раште, следующий вопрос:
Один брат спросил меня о работе на заводе в поселении Баркан, который занимается производством контейнеров. В последнее время часть этого завода была перепрофилирована для нужд «израильской» армии, где стали производить платформы для перевозки электрогенераторов и других нужд армии. Дозволено ли Шариатом работать в этом отделе, который производит оборудование для нужд армии?
Да благословит вас Аллах и воздаст вам наилучшей наградой.
Да убережёт вас Аллах, защитит и укрепит вас и дарует победу и величие вашими руками. Прошу Всевышнего Аллаха уберечь вас от всякого зла и вреда.
Буду очень благодарен за быстрый ответ.
Ответ:
Ва алейкум ассалям ва рахматуллахи ва баракятуху!
Что касается упомянутого завода (В последнее время часть этого завода была перепрофилирована для нужд «израильской» армии, где стали производить платформы для перевозки электрогенераторов и других нужд армии). То есть этот завод принадлежит еврейскому образованию — государству, находящемуся в состоянии фактической войны с мусульманами. Ответ можно разделить на два положения.
Первое положение касается мусульман, находящихся под оккупацией.
Второе положение касается мусульман, находящихся вне оккупированных территорий.
Что касается первого положения, то на них распространяется положение мусульман, оставшихся в Мекке после установления Исламского Государства в Медине. Таким образом, жителям Палестины, находящимся под оккупацией еврейского образования, дозволяется вести торговлю и иные формы взаимодействия, за исключением той деятельности, которая способствует усилению врага.
Аналогично, мусульманин, обладающий, например, американским гражданством, приравнивается по своему положению к мусульманам, оставшимся в Мекке и не совершившим хиджру. Ему дозволено вести дела с фактически воюющим государством (Дар аль-Харб), в котором он проживает, за исключением того, что способствует усилению неверующих в их противостоянии с мусульманами. Оценка таких действий осуществляется на основе анализа конкретных обстоятельств (тахкик аль-манат).
Что касается второго положения, то мы уже давали несколько ответов на подобные вопросы, среди них:
В ответе на вопрос от 31 марта 2009 года говорится:
«1. Работать напрямую со странами, находящимися в состоянии фактической войны с мусульманами, не дозволено с точки зрения Шариата. Также недопустима работа с компаниями этих государств, поскольку взаимоотношения с фактически воюющими сторонами рассматриваются в контексте военных, а не мирных отношений.
2. Работа с организациями, которые сотрудничают с фактически воюющими странами. В этом случае следует различать:
А. Если проект, осуществляемый такой организацией, предназначен для Дар уль-Харб, то работать с этой организацией в рамках данного проекта не дозволено Шариатом.
Б. Если же проект предназначен не для воюющей страны, а для нужд местного населения, как строительство школы или прокладка дороги, то грех ложится на саму организацию, которая сотрудничает с воюющей страной. Работа в рамках такого проекта дозволена, при условии, что сам проект не направлен на интересы воюющей стороны».
В ответе на вопрос от 24 июля 2011 года говорится:
«Прямое заключение контрактов с компаниями и организациями государств, оккупирующих земли мусульман (то есть фактически находящихся в состоянии войны), не дозволено, поскольку такое взаимодействие рассматривается как сотрудничество с воюющей стороной.
Что же касается заключения контрактов с местным (находящимся под оккупацией) органом власти или местной организацией, которая не подчинена оккупационному государству напрямую, но имеет с ним отношения, то здесь следует учитывать следующее:
1. Если отношения местной организации с оккупационным государством заключаются в военных проектах, то это не дозволено.
2. Если отношения местной организации с оккупационным государством заключаются в коммерческих проектах, которые не наносят вреда стране, то это дозволено. Однако предпочтительнее воздержаться из-за подозрения вероятного вреда.
3. Если работник трудоустроен в местном государстве, но трудовой контракт заключён напрямую с оккупационным государством, то это запрещено.
4. Если работник трудоустроен в местном государстве и его трудовой договор заключён с этим же правительством, то такая работа дозволена при условии, что заработная плата выплачивается местным правительством, даже если оно получает финансовую помощь от оккупационного государства.
5. Если работник трудоустроен в местном государстве и его трудовой договор заключён с этим же правительством, но свою зарплату он получает напрямую от оккупационного государства, то это не дозволено».
Что же касается доказательств на всё вышесказанное, то ими являются законы, регулирующие отношения с фактически воюющими государствами.
Надеюсь, что достаточно раскрыл вопрос. Только Аллах Всезнающий и Мудрый.