02
Чт, мая

Наличие Халифа является условием действительности джума намаза?

Ответы на вопросы
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

Вопрос:

В разговоре с одним из людей, который совершает пятикратную молитву, выяснилось, что он не совершает джума намаз, а вместо него совершает обеденный (зухр). Когда я попытался опровергнуть его, он сказал, что наличие халифа является условием действительности джума намаза.

Говорит ли об этом кто-нибудь из ученых? И каков взгляд Хизба на данный вопрос?

Пусть Аллах воздаст вам благом!

Ответ:

Джума намаз является обязанностью, существует ли халиф или нет. Доказательства по этому поводу известны, из них:

Слова Всевышнего:


يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا إِذَا نُودِيَ لِلصَّلاةِ مِنْ يَوْمِ الْجُمُعَةِ فَاسْعَوْا إِلَى ذِكْرِ اللَّهِ وَذَرُوا الْبَيْعَ ذَلِكُمْ خَيْرٌ لَكُمْ إِنْ كُنْتُمْ تَعْلَمُونَ
«О, те, которые уверовали! Когда призывают на намаз в пятничный день, то устремляйтесь к поминанию Аллаха и оставьте торговлю. Так будет лучше для вас, если бы вы только знали» (62:9).

А также вывел Хаким в «Мустадрак» от Абу Мусы, от Пророка ﷺ, что он сказал: «Джума намаз джамаатом (коллективом) – это обязанность каждого мусульманина, кроме четырех: раба, женщины, мальчика и больного». Хаким сказал, что данный хадис достоверный на условиях двух шейхов (аль-Бухари и Муслим), но они не вывели его. Также вывел Насаий от Ибн Умара от Хафсы, жены Пророка ﷺ, что Пророк ﷺ сказал: «Прийти на джума намаз является обязанностью каждого совершеннолетнего».

Из этих доказательств становится очевидным, что джума не ограничивается Имамом (халифом).

Так же говорят и три мазхаба: Малики, Шафии, ибн Ханбаль. Однако Ханафиты указали из условий джума следующее:

«Разрешение Султана на проведение джума или его присутствие, или присутствие его заместителя, т.к. именно таким образом происходило во время Пророка ﷺ и во время Праведных халифов. Это в случае, если в городе, где проводится джума, существует Имам (правитель) или его заместитель. Если же ни одного из них нет по причине смерти или смуты или подобного этому, и наступило время джума намаза, в этом случае люди избирают из своего числа одного, который возглавляет над ними джума намаз».

Потому условие разрешение Султана на проведение джума является слабым (марджух) у нас.

Заключение: джума намаз фард, независимо, существует ли халиф или нет.

29 шаабан 1433 г.х.
19.07.2012

Главное меню