21
Чт, нояб

Вопрос, в котором нельзя следовать более одном муджтахиду

Ответы на вопросы
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

Вопрос: Не могли бы дать исчерпывающее пояснение того, что является вопросом, в котором нельзя следовать более чем одному муджтахиду? Как мне понять, что это один вопрос или несколько?

Да воздаст вам Аллах благом!

Ответ:

В книге «Исламская личность» (I том) в теме «Переход между муджтахидами» на странице 234 и 235 в арабской версии приводится:

«В этой связи, необходимо иметь ясное представление о том условии, что вопрос, закон которого ему позволяется оставить и следовать в том же вопросе другому закону, должен быть вопросом отдельным от другого вопроса. В результате оставления его не должно происходить нарушение других шариатских законов. Если этот вопрос связан с другим вопросом, то ему не позволяется оставлять его, пока он не оставит все, связанные с ним, вопросы, поскольку все они считаются одним вопросом. Например, может быть, что вопрос является условием другого закона или одним из рукнов (столпов) полного действия. Как, например, намаз, омовение и рукны (столпы) намаза. Так последователю имама аш-Шафии не позволяется следовать Абу Ханифе в его высказывании, что прикосновение к женщине не нарушает омовение, если он продолжает при этом совершать намаз по мазхабу аш-Шафии. Он не может следовать тому, кто утверждает, что многочисленные движения в намазе, сколько бы их не происходило, не нарушают намаз, или, что чтение суры «аль-Фатиха» не является одним из рукнов (столпов) намаза, и при этом продолжать совершать намаз, следуя тому, кто утверждает, что многочисленные действия нарушают намаз, и что чтение суры «аль-Фатиха» является одним из рукнов (столпов) намаза. Закон, который можно оставлять, это закон, оставление которого не влияет на действия, выполняемые согласно другим шариатским законам».

Исходя из этого, становится ясно, что определение вопроса зависит от его обособленности от других вопросов и оставление его не нарушает другие законы, а также не является рукном (столпом), условием заключения или условием действительности других законов. В противном случае, вопрос не будет отдельным от других, помимо него, вопросов.

Для более ясного пояснения:

а) «аль-масаля» (вопрос) – это, в данном случае, означает каждое действие или комплекс действий, от которых не зависит действительность других действий.

б) Часть «аль-масаля» (вопроса) – это каждое действие, которое необходимо осуществить для действительности «аль-масаля» (вопроса). Как, например, условия (шарт) и столпы (рукны).

Примеры:

1 – «аль-Вудуу» (малое омовение): Это действия, от которых зависит действительность другого вопроса. Действительность ас-салята (намаза) зависит от аль-вудуу (малого омовения). Поэтому аль-вудуу (малое омовение) не является аль-масаля (вопросом), согласно вышеупомянутому определению. Оно считается частью ас-салята (намаза), которое необходимо осуществить для действительности ас-салята (намаза).
2 – «ас-Салят» (намаз): это действия, от которых не зависит действительность других действий. Следовательно, это отдельный вопрос, т.е. аль-масаля. И все, что необходимо осуществить для его действительности, является часть его. Например, столпы (рукны) и условия действительности, как чистота и направленность в сторону аль-Къыблы (Заповедной мечети в Мекке).

3 – «ан-Ният» (намерение) в посте: Это действие, от которого зависит действительность другого вопроса. Действительность поста зависит от намерения. Поэтому намерение не является отдельным вопросом, а напротив, служит часть другого вопроса.

4 – «ас-Савм» (пост): Это действие, от которого не зависит действительность других, помимо него, вопросов. Следовательно, это отдельный вопрос, а все, что необходимо осуществить для его действительности, является частью его. Как, например, ан-ният (намерение) и воздержание от всего, что нарушает пост.

Поэтому, если человек следует какому-нибудь муджтахиду в ас-саляте (намазе), он должен следовать ему во всех частях ас-салята (намаза). Как, например, в аль-вудуу (малое омовение), аль-гусуль (полное омовение), ат-таямум (очищение песком), аль-къыбла (направление) и соблюдение рукнов (столпов) ас-салята (намаза). Если человек следует какому-нибудь муджтахиду в вопросе ас-савм (пост), он должен следовать ему во всех частях ас-савм (поста), как, например, в ан-нияте (намерении) и обязательности определения его в каждый день или за весь месяц, или можно ли брать его днем или необходимо брать его с ночи, а также то, что нарушает пост и обстоятельства, позволяющие разговляться. При этом ему разрешается следовать какому-нибудь муджтахиду в другом вопросе.

Все это касается того положения, если человек является мукъаллидом. Однако если у него появилась возможность разбирать доказательства и выявлять наиболее сильное из них, то ему разрешается оставить муджтахида, которому он следует, и следовать наиболее сильному доказательству.

Надеюсь, вопрос прояснился. Да поможет Всевышний Аллах, Он – лучший из помощников.

22 Шавваль 1433 г.х.
06.09.2012