18
Сб, нояб

О поездке женщины в автомобиле без махрама

Ответы на вопросы
Typography
  • Smaller Small Medium Big Bigger
  • Default Helvetica Segoe Georgia Times

Вопрос: Может ли женщина сесть в частный автомобиль без махрама, если водитель является знакомым семьи?

Ответ:

1) Частный автомобиль, так же как и частный дом, то есть нуждается в разрешении на то, чтобы войти в него.

2) Поэтому женщина не может находиться в нем без мужа или махрама, подобно тому, как и в доме.

3) и не исключается из этого ни что, кроме того, что исключает текст касающийся наличия мужчин и женщин в домах, как например родственники, равным образом, являются ли они махрамами, как дядя, или немахрамами при отсутствие уединения, как двоюродный брат. Разрешается посещать своих близких родственников, как, например, в праздничные дни и т.п. Поскольку существуют общие тексты, указывающие на обязательность поддержания родственных связей с весьма близкими родственниками (махрамами) и на желательность поддержания родственных связей с неблизкими родственниками (немахрамами) с условием, чтобы не было уединения.

Это, и любое другое положение в котором шариатским текстом разрешается мужчинам и женщинам собираться в одном доме.

4) Существует другое исключение относительно частного средства передвижения (подобно дому, где требуется разрешение для входа). Это исключение на проезд женщины в транспорте вместе с водителем, но без уединения, если он имеет родственную связь с ней, а также в транспорте другого из знакомых или незнакомых лиц, равно являются ли они её махрамами или нет.

Доказательством этому исключению служит хадис, выведенный Бухарием от Асмы дочери Абу Бакра (да будет доволен ими Аллах). Асма рассказывает: «Я вышла замуж за Зубаира. Я переносила грузы семян на своей голове с земель Зубайра, которые выделил ему Посланник Аллаха (с.а.с.), на расстоянии трех миль (около пять с половиной километров). В один из дней, когда я несла груз семян на своей голове и встретилась с Посланником Аллаха (с.а.с.) вместе с небольшой группой ансаров. Он позвал меня и остановился, чтобы посадить меня на его верблюдицу. Я постеснялась идти вместе с мужчинами и вспомнила Зубайра и его ревность. Он был самым ревностным среди людей. Посланник Аллаха (с.а.с.) понял, что я застеснялась и пошел дальше».

Из этого понимается что:

Посланник Аллаха (с.а.с.) позволил Асме сесть на верховую верблюдицу Посланника (с.а.с.), которая была частной верблюдицей, а не для общественной перевозки.

Посланник Аллаха (с.а.с.) ехал вместе с группой сподвижников (да будет доволен ими Аллах) в одном караване.

Так же понимается, что поездка была короткой, а не длительной, обязывающей наличие махрама.

Посланник Аллаха (с.а.с.) предложил ей сесть на транспорт, Поскольку она была сестрой Аиши (да будет доволен ею Аллах), матери правоверных и жены Посланника Аллаха (с.а.с.).

Из предложения Посланника Аллаха (с.а.с.) понимается, что он знал ее, и она была его родственницей. Сюда так же входит женщина, которая использует транспорт знакомого человека имеющей близкие дружеские отношения с ее родителями, как это прослеживается в благородном аяте, который причислил близкого друга к родственникам в отношении темы застолья в частных домах. Всевышний Аллах сказал:

... أَنْ تَأْكُلُوا مِنْ بُيُوتِكُمْ أَوْ بُيُوتِ ءَابَائِكُمْ أَوْ بُيُوتِ أُمَّهَاتِكُمْ أَوْ بُيُوتِ إِخْوَانِكُمْ أَوْ بُيُوتِ أَخَوَاتِكُمْ أَوْ بُيُوتِ أَعْمَامِكُمْ أَوْ بُيُوتِ عَمَّاتِكُمْ أَوْ بُيُوتِ أَخْوَالِكُمْ أَوْ بُيُوتِ خَالاَتِكُمْ أَوْ مَا مَلَكْتُمْ مَفَاتِحَهُ أَوْ صَدِيقِكُمْ

"Не будет грехом для слепого, не будет грехом для хромого, не будет грехом для больного и для вас самих, если вы будете есть в ваших домах, или в домах ваших отцов, или в домах ваших матерей, или в домах ваших братьев, или в домах ваших сестер, или в домах ваших дядей по отцу, или в домах ваших теток по отцу, или в домах ваших дядей по матери, или в домах ваших теток по матери, или в тех домах, ключи которых в вашем распоряжении, или в доме вашего друга". (61:24)

Близкий друг это тот, в ком воплотилось значение дружелюбия, т.е. симпатия и привязанность.

Вывод: Разрешается женщине садиться в частный автомобиль, если водитель имеет с ней родственные отношения или настоящий близкий друг семьи, а также с отсутствием уединения, т.е. чтобы вместе с водителем были другие знакомые ей или водителю надежные пассажиры. Потому что вместе с Посланником Аллаха (с.а.с.) были сподвижники. При этом, следует учитывать, что если вместе с водителем имеется только один пассажир из знакомых ей или ему людей, то им должен быть её махрам. Это на основании совмещения доказательств: в хадисе Асмы Посланник Аллаха (с.а.с.) был вместе с группой ансаров, т.е. их было свыше одного, и они не были родственниками Асмы. В хадисе же о запрете уединения, Посланник Аллаха (с.а.с.) обусловил, чтобы вместе с ними был хотя бы один человек, и чтобы он был из числа махрамов. Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Мужчина не может находиться наедине с посторонней женщиной без присутствия махрама». Вывел Муслим.

Таким образом, женщина может находиться вместе с мужчиной в автомобиле, если он является её махрамом или близким другом семьи, избежание же уединения возможно либо с присутствием нескольких надежных знакомых ей или водителю людей, либо с присутствием одного её махрама. Также необходимо, чтобы поездка была короткой, а не долгой, требующей присутствия махрама.