Дорогой брат, приветствую Вас исламским приветствием.
Доказательством на запрет перебивать торговлю другого служит следующий хадис:
لَا يَبِعْ بَعْضُكُمْ عَلَى بَيْعِ بَعْضٍ وَلَا يَخْطُبْ عَلَى خِطْبَةِ أَخِيهِ إِلَّا أَنْ يَأْذَنَ لَهُ
«Пусть никто не перебивает торговлю своему брату по вере и пусть никто не сватается к (той женщине, к которой уже) посватался его брат, если только сам он не разрешит ему (сделать это)» (Муслим).
В версии же ан-Насаи (иснад достоверный) упоминается:
لَا يَبِعْ بَعْضُكُمْ عَلَى بَيْعِ بَعْضٍ حَتَّى يَبْتَاعَ أَوْ يَذَرَ
«Не перебивайте друг другу торговлю, пока (товар) не будет куплен, или пока не будет оставлен».
Из данных хадисов понимается, что запрещено (харам) перебивать торговлю другого, если она находится на стадии заключения сделки, т.е. пока сделка не заключилась и не приобрела силу. Другими словами, запрещено перебивать торговлю другого в момент хияр уль-маджлис или хияр уш-шарт. Под хияр уль-маджлис подразумевается право сторон на расторжение договора, пока они не разошлись с места его заключения, т.е. пока товар не приобретён и стороны не разошлись. Под хияр уш-шарт подразумевается положение, когда в договоре между сторонами оговариваются условия его расторжения, при этом упоминается, в течение какого времени это произойдёт. Например, если кто-то скажет: «Я покупаю товар, но на определённых условиях, и если всё сложится, то сделка завершается, если же нет, то расторгается».
В момент этих положений (хияр уль-маджлис и хияр уш-шарт) будет харамом перебивать торговлю брата по вере.
Если же сделка осуществилась (вступила в силу), то не разрешается её расторгать.
Сделка становится обязательной, вступает в силу:
— либо когда товар куплен и стороны разошлись (т.е. когда право на хияр уль-маджлис пропадает),
— либо когда истёк срок оговорённых условий (т.е. тогда право на хияр уш-шарт пропадает).
После того, как сделка завершилась, любая очередная сделка между продавцом и покупателем будет считаться новой. И нет ничего предосудительного, если продавец предложит покупателю тот же товар, но уже дешевле. Причина этого заключается в том, что первая сделка окончена, т.к. истёк период хияр уль-маджлис и хияр уш-шарт.
Всё это в корне отличается от аль-габн аль-фахиш (обсчёт), т.к. аль-габн — это когда покупателю становится понятным, что он купил товар по цене, которая в разы превышает рыночную, т.е. его обманули. Если происходит подобный обман, то обманутый может либо вернуть товар, либо оставить его себе. Однако это совсем другая тема, и она не относится к теме «перебивать торговлю брата».
В заключение: если торговая сделка происходит во время хияр уль-маджлис или хияр уш-шарт, то другой продавец не может вмешиваться и предлагать тот же товар, но дешевле. Ведь таким образом он влияет на сделку между покупателем и первым продавцом. А такое действие подпадает под категорию харам, и в отношении него применяются хадисы о запрете перебивать торговлю брата.
Если торговая сделка завершилась и стала обязательной, то в таком случае другой продавец может подойти и предложить тот же товар, но дешевле. И здесь нет ничего запретного, т.к. покупатель не может расторгнуть сделку с первым продавцом. Единственное, что он может — это либо купить ещё раз тот же товар, но дешевле, либо не покупать. Доказательством этому служит:
حَتَّى يَبْتَاعَ أَوْ يَذَرَ
«… пока (товар) не будет куплен, или пока не будет оставлен».
Т.е., здесь упоминается, что у запрета есть цель: пока товар не будет куплен. А под харам подпадает период, когда цель не достигнута, т.е. сделка ещё не завершена. А как мы уже упоминали ранее, сделка завершается после исчезновения права на хияр уль-маджлис или хияр уш-шарт.
Таким образом, запрет на перебивание торговли брата касается периода, когда сделка не стала обязательной. А вот после завершения первой сделки другой торговец может предложить этому же покупателю такой же товар, но дешевле. Причина этого заключается в том, что это — новое отношение, новая сделка, и она не имеет ничего общего с первой сделкой и никак не влияет на неё.