21
Чт, нояб

Ниспослание суры «Мухаммад»

Ответы на вопросы
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

Дорогой брат, приветствую Вас исламским приветствием.

Во 2 томе книги «Исламская личность» в теме «Пленные» говорится, что сура «Мухаммад» была ниспослана до сражения при Бадре. Однако имеются другие версии, противоречащие этой. Отсюда возникает вопрос: каково доказательство о ниспослании суры «Мухаммад» до сражения при Бадре?

Ответ:

Да, имеются версии того, что данная сура была ниспослана после битвы при Бадре.

Однако существует ряд обстоятельств, указывающих на предпочтение версии в книге «Исламская личность»:

1) Посланник Аллаха ﷺ вынес решение о пленных в день сражения при Бадре, а это говорит о том, что закон о пленных был ниспослан ранее, ведь Посланник ﷺ не мог вынести решения без откровения.

2) В Коране закон о пленных упоминается лишь в суре «Мухаммад»:

فَإِمَّا مَنَّۢا بَعۡدُ وَإِمَّا فِدَآءً

«А потом или милуйте, или же берите выкуп» (47:4).

3) Аят:

فَإِذَا لَقِيتُمُ ٱلَّذِينَ كَفَرُواْ فَضَرۡبَ ٱلرِّقَابِ حَتَّىٰٓ إِذَآ أَثۡخَنتُمُوهُمۡ فَشُدُّواْ ٱلۡوَثَاقَ فَإِمَّا مَنَّۢا بَعۡدُ وَإِمَّا فِدَآءً

«Когда вы встречаетесь с неверующими на поле боя, то рубите головы. Когда же вы ослабите их, то крепите оковы. А потом или милуйте, или же берите выкуп» (47:4), —

начинается со слов «Когда», что указывает на ниспослание данного закона до сражения, т.к. аят разъясняет закон до начала сражения, а до Бадра не было сражений, чтобы была необходимость в законе о пленных.

Также слова:

حَتَّىٰٓ إِذَآ أَثۡخَنتُمُوهُمۡ فَشُدُّواْ ٱلۡوَثَاقَ

«Когда же вы ослабите их, то крепите оковы» (47:4), —

являются объяснением временного отрезка битвы, в котором происходит пленение врага. Пленение происходит после ослабления, поэтому закон должен быть ниспослан до сражения при Бадре. Впервые ослабление врага произошло при Бадре, поэтому разъяснение того, что враг берётся в плен только после ослабления, и будет разъяснением нового закона о пленных.

Таким образом, упомянутое в аяте говорит о том, что он был ниспослан до сражения, чтобы разъяснить закон о пленных до самого сражения и до ослабления врага:

فَإِذَا لَقِيتُمُ

«Когда вы встречаетесь»,

حَتَّىٰٓ إِذَآ أَثۡخَنتُمُوهُمۡ

«Когда же вы ослабите их».

Что касается тарджиха (отдать предпочтение), то он будет в пользу аята, нежели хадиса, ведь если нет возможности совместить два текста, то необходимо сделать тарджих. Причина, по которой невозможно совместить хадисы с аятом, заключается в том, что в хадисах говорится, что закон о пленных был ниспослан после сражения при Бадре, однако аят указывает на то, что это было до Бадра. Поэтому необходимо сделать тарджих (отдать предпочтение). Ещё раз повторюсь: тарджих делается в пользу аята. Это подтверждается и усиливается тем, что нет иного закона о пленных, кроме как в суре «Мухаммад». А до битвы при Бадре не было иных сражений, чтобы была нужда в ниспослании закона, и Посланник Аллаха ﷺ не мог вынести решений о пленных без наличия на то откровения.

 

2 Мухаррама 1425 г.х.
22.02.2004 г.