22
Сб, фев

Комиссионное вознаграждение клиенту

Ответы на вопросы
Инструменты
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Segoe Georgia Times

Вопрос: Торговые компании по продаже продуктов здоровья работают со своими клиентами следующим образом:

В случае, если клиент (назовём его «первый клиент») покупает у них продукцию, то получает право получать комиссионное вознаграждение с тем условием, что сначала приведёт в компанию ещё двух клиентов. Далее уже эти два клиента, после своей покупки товара у компании, так же получают право на получение комиссионного вознаграждения при условии, что приведут ещё двух клиентов. Таким образом, первый клиент будет получать вознаграждение уже не за двоих, а за четверых. Данная пирамида продолжает выстраиваться всё больше и больше. Отсюда вопрос: дозволяется ли это по Шариату?

Ответ:

Договоры в Исламе ясны, просты и понятны. В целом они должны быть известными отношениями, т.е. должна быть понятна их реальность, известны стороны договора, а также должно иметь место: знание самих текстов, связанных с такого рода отношениями; изучение этих текстов; выведение хукмов посредством правильного иджтихада.

После изучения поставленного вопроса, а также текстов, связанных с ним, становится понятным следующее:

а) Ваша покупка товаров для здоровья (Health product) у таких компаний дозволена, ведь она подпадает под определение торговли. А сама торговля дозволена в Шариате. Аллах сказал:

وَأَحَلَّ ٱللَّهُ ٱلۡبَيۡعَ

«Но Аллах дозволил торговлю» (2:275).

То же самое касается получения от торговых компаний вознаграждения за приведённых клиентов, так как это подпадает под определение «маклерство» (симсара). А маклерство дозволено посредством молчаливого согласия (икрар) Посланника Аллаха (с.а.с.). Маклерство — это договор между сторонами. В данном случае в качество сторон в договоре о маклерстве выступают торговая компания и первый клиент, который приведёт следующих двух клиентов.

Всё это дозволено, т.е. дозволено покупать у такой компании продукцию и приводить к ней клиентов за определённое вознаграждение.

Однако при этом должны быть соблюдены два условия:

1) Закупочная цена товара не должна подпадать под аль-габн аль-фахиш (обсчёт), т.е. цена не должна быть в разы выше рыночной. Например, в компании закупочная цена товара составляет 1000 или 2000 динаров, в то же время на рынке этот товар стоит 500 динар. Очень вероятно, что здесь присутствует аль-габн аль-фахиш, ведь, по сути, покупатель купит данный товар по любой цене, т.к. желает получить вознаграждение за двух последующих клиентов, которых он приведёт в компанию. Такая тенденция будет идти вниз по цепочке. Как мы знаем, аль-габн аль-фахиш (обсчёт) — харам по Шариату.

Однако если покупатель знает рыночную цену товара, но при этом согласен купить у компании по завышенной цене, то это не будет относиться к аль-габн аль-фахиш (обсчёт). Следовательно, не будет харамом, если покупатель, зная рыночную цену товара, всё же покупает у компании по завышенной цене, т.к. в конечном счёте это позволит ему дольше зарабатывать деньги.

2) При покупке товара не должен стоять в качестве условия договор о маклерстве. Другими словами, заключение двух разных договоров не должно зависеть друг от друга. Если договор о покупке и договор о привлечении клиентов за вознаграждение будут условием друг для друга, то в таком случае произойдёт заключение двух договоров в одном договоре, а это было запрещено Посланником Аллаха (с.а.с.).

Например, я говорю Вам: «Если Вы продадите мне, то я буду для Вас маклером». По всей вероятности, именно это имеет место в данном случае, исходя из вопроса, ведь с компанией заключается торговля и маклерство в одном договоре.

Если же покупка продукта будет свободна от аль-габн аль-фахиш (обсчёт), или же клиент будет знать рыночную цену, но при этом согласится покупать по завышенной, а маклерство не будет обусловлено покупкой товара, т.е. они будут отдельными договорами, — в таком случае купить товар и получить вознаграждение от компании будет дозволено. Поэтому, если первый клиент приведёт ещё двух клиентов, и компания решит дать ему за это вознаграждение, или же он не приведёт клиентов, или компания не одобрит выдачу ему вознаграждения, — всё это будет правильно по Шариату. Другими словами, должно быть полное разделение между покупкой товара и маклерством.

Если произойдёт разграничение, тогда будут дозволены две вещи:

— покупка товара у компании,

— получение вознаграждения за маклерство.

б) Когда двое клиентов (которых привёл первый клиент) приведут ещё по двое, т.е. ещё четверых клиентов, то первый клиент получает свой процент уже от этих четверых.

Подобная схема будет неправильной по Шариату, т.к. маклерство происходит между продавцом и тем, кто приводит к нему клиентов. А это значит, что оплата за маклерство даётся лишь за тех, кого приводит сам маклер, но никак не за тех, кого привели другие.

Однако Шариат дозволяет компании дать в качестве подарка первому клиенту что-либо за тех клиентов, которых привели другие. Но это не является обязательным положением.

Подводя итоги:

1) Покупка продуктов здоровья в подобных компаниях является правильной, если в договоре о покупке не был обусловлен ещё один договор, если не будет иметь место аль-габн аль-фахиш (обсчёт), или же сам клиент согласится с такой завышенной ценой (при этом он должен знать рыночную цену товара).

2) Первый клиент может получить комиссионное вознаграждение от компании за каждого клиента, которого он приведёт. Однако он не должен брать комиссионные за тех, кого привели другие, если только это не будет в качестве подарка со стороны компании, т.е. не будет обязующим договором между ними (компанией и первым клиентом). Данное положение касается каждого клиента компании, и не важно, будет это первый клиент или это будут последующие клиенты, которых он приведёт.

 

2 Шавваля 1428 г.х.
13.10.2007 г.