В наши дни стало нормой у торговцев класть в товар бумажки с номером, или бумажку с названием приза, или сам приз, или сам торговец объявляет, что тот, кто купит такой-то товар на такую-то сумму, второй подобный товар будет ему бесплатно, т.е. два по цене одного.
При этом сам номер указывает на выигрыш того или иного подарка.
Отсюда возникает вопрос: будет ли такое положение относиться к торговле «Гарар» (продажа чего-то неопределённого), или же это будет дозволено по Шариату?
Ответ:
Что касается торговли «Гарар», то она — батыль (в основе неправильная). Поэтому продаваемый товар должен быть известен покупателю. Если товар известен, то и торговая сделка правильная. Если же товар неизвестен, то такая сделка — батыль.
Что касается упомянутых Вами положений, то здесь имеется отличие в их реальности, а, следовательно, у них будут разные хукмы:
1) Тому, кто покупает тот или иной товар, давать что-то сверх этого будет подарком, что, в свою очередь, является дозволенным по Шариату. Следовательно, такая торговая сделка будет правильной, а надбавка будет расцениваться как дар.
2) Класть известную вещь (ложку, детские часы и т.п. вещи) в качестве подарка, или класть бумажку с названием подарка в известный товар, дабы покупатель, найдя её, пришёл к торговцу и получил свой подарок — всё это дозволено. Ведь торговая сделка считается правильной, если товар известен. Например, в некоторые упаковки влажных салфеток «Kleenex» иногда добавляют подарки. Сделка правильна, т.к. оплата была за упаковку «Kleenex», и поэтому не важно, нашёл покупатель в ней подарок или нет. Что касается торговца, то в основе он не обязан давать подарок покупателю, поэтому если в случае покупки покупатель обнаружит подарок, то это правильная сделка, если не обнаружит, то всё равно сделка останется правильной.
3) Однако продажа уже закрытых контейнеров будет считаться торговой сделкой «Гарар», что, в свою очередь, запрещено по Шариату. Ведь закрытый контейнер:
— может быть пустым,
— в нём может находиться вещь, которая дороже уплаченной суммы,
— может окажется равный уплаченной сумме цене товар,
— а может находиться вещь дешевле уплаченной суммы и т.д.
Всё это будет из раздела торговли «Гарар».
4) Получение права на участие в розыгрыше тем, у кого в товаре находился призовой номерок, в большей степени говорит о том, что это будет относиться к азарту (майсир, кымар). Ведь кымар — это когда победивший берёт у проигравшего что-то в качестве выигрыша. Таким образом, положение, когда победитель берёт выигрыш у проигравших, относится к кымару.
Поэтому, если группа людей играет в карты, а победитель в качестве выигрыша забирает что-то у проигравших, то это будет относиться к кымару, а, следовательно, будет харамом. Также если двое соревнуются на скакунах, велосипедах, автомобилях и т.п. вещах, а затем победитель берёт что-то у проигравшего, то это кымар.
Или если каждый из десяти человек напишет своё имя или цифру на бумаге, далее они поместят это в один барабан или сундук, а затем чью бумажку достанут, тот и забирает с остальных в качестве выигрыша что-то из их средств, это будет кымаром.
Теперь перейдём к номеркам непосредственно внутри товара. Есть очень большая вероятность, что торговец в цену товара заложил и стоимость приза. Например, разыгрывается в качестве приза 1000 динаров, но для этого нужно купить товар и найти бумажку с цифрой 50. Данная бумажка кладётся в одну из упаковок среди 10 тысяч единиц товара. При этом стоимость самого приза закладывается в цену 10 тысяч единиц товара, что составляет надбавку по 0,1 динара к цене каждого товара в отдельности. Таким образом, победитель получает приз от проигравших, и здесь не учитывается тот момент, насколько были осведомлены о розыгрыше все те, кто приобретал данный товар.
Кто-то может сказать, что торговец продавал товар как обычно, без надбавок на цену товара ради приза, чтобы увеличить продажу своего товара, что он не закладывал стоимость приза в цену товара.
Даже если предположить, что всё выглядело именно таким образом, во что мало верится, особенно когда выигрыш большой, в виде автомобиля, то всё равно данная ситуация, когда выигрыш не ложится на плечи проигравших, подпадает под категорию сомнительных дел.
В связи с чем я обращаюсь к братьям не участвовать в розыгрыше бумажек с цифрами, напротив, после покупки товара необходимо порвать эти бумажки, дабы не оставить дверь для соблазнов шайтана.
27 Рабиъ уль-ахира 1428 г.х.
14.05.2007 г.