Мы знаем, что кыяс нуждается в шариатском илляте (мотиве), т.е. иллят должен присутствовать в самом тексте. Отсюда возникают вопросы: можно ли применить процесс кыяса к иджма ус-сахаба (консенсусу сподвижников)? Если можно применить кыяс, то разве в иджма ус-сахаба имеется иллят?
Ответ:
Иджма ус-сахаба позволяет нам узнать о том хадисе, который не дошёл до нас, т.е. не был передан сподвижниками, но согласно которому сподвижники совершали деяния. Поэтому то, что применимо к доказательствам Корана и Сунны, применимо и к иджма ус-сахаба. Для совершения правильного кыяса необходимо наличие шариатского иллята в самом доказательстве. При этом не важно, взято ли доказательство из Корана, или Сунны, или иджма ус-сахаба. Ведь если в тексте доказательства имеется шариатский иллят, то использовать кыяс будет правильным. Если же в доказательстве отсутствует шариатский иллят, или кто-то желает применить разумный иллят, в таком случае применить кыяс будет недопустимо.
Что касается самих примеров иджма ус-сахаба, где присутствует шариатский иллят, то они следующие:
а) Посредством иджма ус-сахаба было доказано, что рука отсекается всем участникам кражи. Такое решение было вынесено на основе кыяса с казнью тех, кто причастен к убийству. По этому поводу приводится случай во времена правления Умара ибн аль-Хаттаба. Как-то ему пришлось решать вопрос о групповом убийстве, в котором участвовали семь человек, и Умар засомневался в том, каким для них должно быть наказание. Тогда Али ибн Абу Талиб спросил его: «О повелитель правоверных! Как ты думаешь, если группа лиц совершит кражу животного, предназначенного для забоя, и каждый возьмёт от животного по одной части, отсечёшь ли ты каждому из них руку?», — на что Умар ответил: «Конечно!». Али сказал: «Здесь точно так же» (Абд ар-Раззак ас-Санани в своём «Мусаннафе»).
То есть возмездие за убийство группе лиц было сравнено с отсечением кисти рук группе воров, т.к. присутствовал общий шариатский иллят, который обязал совершить в отношении тех и других хадд (определённое Шариатом наказание).
б) Посредством иджма ус-сахаба было доказано, что доля бабушки по линии матери в наследстве — 1/6 часть. Такое решение было вынесено на основе кыяса с бабушкой по линии отца. По этому поводу приводится случай во времена правления Абу Бакра. Как-то Абу Бакр при решении одного вопроса выделил 1/6 долю из наследства бабушке по линии матери, но при этом не выделил долю бабушке по линии отца. Тогда некоторые из ансаров сказали ему: «Ты дал наследство женщине от покойного, которому бы не досталось ничего из её наследства в случае её смерти. И оставил без доли женщину, от которой бы он получил всё её наследство, если бы она умерла?!». После чего Абу Бакр отказался от своего мнения и разделил между обоими бабушками 1/6 часть наследства.
Причина этого заключается в том, что в случае смерти бабушки по линии отца (т.е. матери отца) её внук получает всё её наследство. В то же время в случае смерти бабушки по линии матери (матери матери) внук не получил бы ничего.
27 Рабиъ уль-ахира 1428 г.х.
14.05.2007 г.