Вопрос: Если вынесенное решение судьи противоречит табанни халифа, послужит ли это основанием для отмены решения судьи? Если ответ будет положительным, тогда почему об этом не упомянуто в 83 статье «Проекта Конституции. Шариатские доказательства», 1 том?
Ответ:
В качестве табанни мы приняли три положения, когда происходит отмена решений судьи:
1) если он вынес решение на основе неверия, а не Шариата;
2) если он вынес решение, противоречащее категорическому тексту Корана, Сунны или Иджма ус-Сахаба;
3) если он вынес решение, несоответствующее истинному положению дел.
Однако это при условии, что халиф не принял табанни в рассматриваемом вопросе. Если халиф принял табанни в том или ином вопросе, то для судьи будет ваджибом судить в соответствии с табанни халифа. В вынесении своих решений судья обязан придерживаться Корана, Сунны, Иджма ус-Сахаба и Кыяса, но никак не истихсана (считать что-либо хорошим) или масалих уль-мурсаля (определяемые пользы) … Например, если халиф принял в качестве табанни запрет на музараа (аренду земли за долю урожая), то судья не может вынести решение о её дозволенности.
Если судья вынесет решение, противоречащее табанни халифа, то он будет подвержен наказанию, а его решение будет отклонено. Причина, по которой мы не упомянули это в книге, связана с тем, что в основе судья не выносит решения, противоречащие табанни халифа.
Нужно понимать, что для каждого муджтахида является ваджибом оставить своё решение в том вопросе, в котором халиф сделал табанни. Доказательством тому служит Иджма ус-Сахаба, которое постановило:
أَمْرُ الْإِمَامِ يَرْفَعُ الْخِلَافَ
«Приказ Имама устраняет все разногласия».
3 Рабиъ уль-авваль 1432 г.х.
06.02.2011 г.