06
Сб, июнь

Почему два разных термина «аль-мизания» и «аль-мувазана» используются в одном значении?

Ответы на вопросы
Инструменты
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Segoe Georgia Times

Вопрос: В книге «Экономическая система» в теме «Государственный бюджет» слово «аль-мизания» упоминаются в значении «бюджет», в книге «Проект Конституции. Шариатские доказательства», 2 том, в 148 статье два слова «аль-мизания» и «аль-мувазана» упоминаются в значении «бюджет».

А в книге «Имущество в Государстве Халифат» в теме «Диваны» уже упоминается выражение «аль-мувазана аль-амма» (общий бюджет).

Я работаю в сфере, где использование этих терминов является частью моей специализации, поэтому, на мой взгляд, использовать эти два термина «аль-мизания» и «аль-мувазана» в значении «бюджет» неправильно. Причина этого заключается в том, что это совершенно два разных термина. В связи с чем я прошу Вас пересмотреть этот аспект, т.е. пересмотреть использование этих терминов.

К примеру, аль-мувазана (бюджет) — смета доходов и расходов государства, устанавливаемая на определённый период времени. В нём определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной казны, равно как указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну.

Аль-мизания (отчёт об исполнении бюджета) — это финансовый отчёт правительства по доходам и расходам государства за предыдущий отчётный период времени.

Аль-мувазана — это планирование финансов наперёд, а аль-мизания — отчёт за прошедший период времени.

В книге «Экономическая система» при упоминании слова «аль-мизания» раскрывается смысл термина «аль-мувазана». В книге «Проект Конституции. Шариатские доказательства», 2 том, оба слова (аль-мизания, аль-мувазана) упоминаются в одном значении — «бюджет». А в книге «Имущество в Государстве Халифат» «аль-мувазана» упоминается уже в правильном значении.

В дополнение к сказанному добавлю, что в «Экономической системе» в пояснении темы «аль-мувазана» (хотя в книге используется слово «аль-мизания») был сделан вывод, который противоречит выводу 148 статьи книги «Проект Конституции. Шариатские доказательства», 2 том.

Так в книге «Экономическая система» говорится: «Поэтому в Исламе не существует нужды в принятии государством годового бюджета (аль-мизания) (как это обстоит в демократической системе), ни со стороны разделов и статей, ни со стороны отдельных деталей в статьях и суммах, необходимых для реализации этих деталей или самих статей в целом. Исходя из этого, годовой бюджет Исламского Государства не принимается в силу того, что он стабилен, в нём зафиксированы определённые разделы доходов и расходов. Что касается статей, их деталей и необходимых сумм для их реализации, то Шариат передал их установление в руки халифа, который может регулировать их в зависимости от надобности, без обязательной привязки к какому-либо определённому временному отрезку».

В книге «Проект Конституции. Шариатские доказательства», 2 том, статья 148, говорится: «Пока халиф имеет право определять статьи доходов и расходов и суммы для каждой статьи, следовательно, нет запрета на формирование годового бюджета (аль-мизания) для статей и сумм для каждой статьи, как в доходах, так и в расходах бюджета. Запрещено формировать годовой бюджет для разделов постоянного бюджета, как в доходной части бюджета, так и в расходной, ибо они определены шариатскими законами и являются постоянными».

Я прошу Вас разъяснить эти несоответствия. Пусть Аллах воздаст Вам благом за ваши старания!

Ответ:

1) Что касается той части вопроса, где говорится об имеющейся разнице между терминами «аль-мизания» и «аль-мувазана», то это различие используются теми, для кого разделы доходов и расходов минувшего года отличаются от разделов доходов и расходов будущего года, и здесь не берутся во внимание статьи доходов и расходов как таковые. Подобная проблема возникает в светских экономических системах. Эти термины разделены между собой из-за отличия разделов доходов и расходов будущего года с прошлым. Отличие разделов зависит от так называемой «законодательной власти», ведь именно она утверждает, отменяет или вносит поправки в тот или иной раздел.

Что касается Ислама, то он не проводит разницы между разделами доходов и расходов текущего и прошлого года, поскольку они постоянны. Единственное отличие может быть лишь в статьях и их деталях, поскольку их принятие оставляется на усмотрение халифа.

Следовательно, термины «аль-мизания» и «аль-мувазана» на наш взгляд имеют одинаковое значение, особенно c учётом того, что данные термины производные от слов «аль-вазн» (взвешивание) и «аль-мизан» (баланс). Таким образом, откуда бы ни происходили слова «аль-мизания» и «аль-мувазана», они будут касаться как планирования, с одной стороны, так и финансовой отчётности за минувший период времени — с другой. Это что касается терминологии.

Что касается использования этих терминов (аль-мизания и аль-мувазана), то дозволено использовать их в одном значении в случае, если они не претерпели изменения между прошлым годом и будущим. Если же они претерпели изменения, то допустимо использовать каждый термин в своём значении, чтобы внести ясность и прояснить ситуацию. Но что касается терминологии (повторюсь ещё раз), то аль-мизания и аль-мувазана несут в себе один смысл.

2) Относительно разницы, которую Вы увидели между упомянутым в книге «Экономическая система» и упомянутым в книге «Проект Конституции. Шариатские доказательства», 2 том, то её нет. Просто в книге «Проект Конституции. Шариатские доказательства» данная тема более детально изложена, чем в «Экономической системе».

Так в «Экономической системе» говорится: «Ежегодно демократические государства устанавливают общий бюджет (аль-мизания) государства. Реальность бюджета демократического государства заключается в том, что он издаётся в качестве «закона о бюджете» сроком на год. Данный законопроект ратифицируется парламентом после рассмотрения … Что же касается Исламского Государства, то оно не имеет годового бюджета. Поэтому нет необходимости в ратификации подобного законопроекта … Поскольку доходы Байт уль-Маль поступают и расходуются в соответствии с шариатскими законами.

Всё эти шариатские законы неизменны, а значит, в разделах доходов и расходов нет места личному мнению, поскольку они (разделы доходов и расходов) так же становятся постоянными. Это что касается разделов бюджета, а что касается статей бюджета, сумм и действий, относящихся к каждой статье, то всё это оставляется на усмотрение и иджтихад халифа, поскольку это относится к заботе о делах людей, регулирование которого было передано Шариатом в руки халифа на его усмотрение. Следовательно, все принятые халифом решения безоговорочно должны исполняться.

Поэтому Ислам не нуждается в установлении государственного годового бюджета (как это обстоит в демократической системе), ни со стороны разделов и статей, ни со стороны отдельных деталей в статьях и суммах, необходимых для реализации этих деталей или самих статей в целом. Исходя из этого, годовой бюджет Исламского Государства не устанавливается, хотя в нём имеется стабильный бюджет с определёнными разделами доходов и расходов. Что касается статей, их деталей и необходимых сумм для их реализации, то Шариат передал их установление в руки халифа, который может регулировать их в зависимости от надобности, без обязательной привязки к какому-то определённому временному отрезку» (конец цитаты).

В книге «Проект Конституции. Шариатские доказательства», 2 том, говорится: «Слово «аль-мизания» (бюджет), или, по-другому, «аль-мувазана», является западным термином. Этим словом объясняются доходы, которые получает государство, объясняются их разделы, т.е. направления, с которых собираются эти доходы, объясняются статьи, которые являются ответвлениями этих направлений, и объясняются суммы доходов. Наряду с этим объясняются расходы государства, объясняются их разделы, т.е. направления расходов, объясняются статьи расходов, которые являются ответвлениями этих направлений и объясняются суммы расходов, которые выделяются на каждые положения, упомянутые в каждой статье. Подобная реальность аль-мизании, или, по-другому, аль-мувазаны, не была известна мусульманам.

Они знали лишь Байт уль-Маль (государственную казну), в который поступали доходы и из которой распределялись расходы. В силу наличия в Байт уль-Маль доходов и расходов Байт уль-Маль имеет ту же реальность, что и аль-мизания, даже если и называется по-другому. Поэтому нет запрета на использование слова «аль-мизания» в его терминологическом значении, которое означает «совокупность разделов доходов и расходов и их статей». В соответствии с этим государство имеет «аль-мизанию» (бюджет), или, по-другому, «аль-мувазану», а Байт уль-Маль является представителем этого бюджета.

Что касается разработки бюджета в виде разделов, статей и закладываемых сумм, то это определено шариатскими законами. Например, источники доходов определены шариатскими законами в виде хараджа, трофеев и т.д., определён и метод расходов, поскольку имеются направления, которые подлежат однозначному финансированию, но есть и направления, которые финансируются только при наличии средств. Доходы и расходы утверждены шариатскими законами, а следовательно, разделы бюджета являются постоянными, поскольку шариатский закон является постоянным и неизменным. Что касается статей бюджета, которые являются ответвлением разделов, то под ними подразумеваются харадж с земель, где растения орошаются осадками, харадж земель, где орошение происходит искусственным способом, и т.д.

Эти статьи вводятся халифом, поскольку это касается заботы о делах людей, а значит, данное дело оставлено на его усмотрение и иджтихад … Пока халиф имеет право определять статьи доходов и расходов и суммы для каждой статьи, следовательно, нет запрета на формирование годового бюджета для статей и сумм для каждой статьи, как в доходах, так и в расходах бюджета. Запрещено формировать годовой бюджет для разделов постоянного бюджета, как в доходной части бюджета, так и в расходной, ибо они определены шариатскими законами и являются постоянными» (конец цитаты).

Резюмируя сказанное в «Экономической системе»:

Не существует годового бюджета для разделов доходов и расходов, поскольку они являются постоянными, т.к. этого требуют шариатские законы.

Не существует годового или иного бюджета для статей доходов и расходов, поскольку они зависят от видения и иджтихада халифа.

Халиф имеет право ввести ту или иную статью на любой промежуток времени, какой пожелает, если того требуют надобность, и здесь нет привязки к какому-то определённому временному отрезку.

Отсюда становится ясным, что халиф не принуждается в разработке бюджета для статей доходов и расходов на полгода, год или более. Но при этом он имеет право, если того требует надобность, ввести временный бюджет для статей доходов и расходов, без обязательной привязки к какому-то определённому временному отрезку.

Резюмируя сказанное в книге «Проект Конституции. Шариатские доказательства», 2 том:

Нет причин для запрета разработать своего рода годовой бюджет для статей доходов и расходов.

Однако запрещено составлять бюджет по разделам доходов и расходов, которые имеют постоянный характер.

Отсюда становится ясным, что сказанное в книге «Проект Конституции. Шариатские доказательства» не противоречит сказанному в «Экономической системе», поскольку сказанное в них не отличается друг от друга:

В книге «Проект Конституции. Шариатские доказательства» сказано, что халифу не запрещено разрабатывать бюджет по разделам доходов и расходов, которые имеют постоянный характер.

В «Экономической системе» сказано, что халиф имеет право ввести ту или иную статью на любой промежуток времени, какой пожелает, если того требуют интересы общества, и здесь нет привязки к какому-то определённому временному отрезку.

То есть халиф может ввести бюджет на полгода, на год или более.

Как видите, противоречий нет абсолютно.

Что касается книги «Имущество в Государстве Халифат», то в ней слово «аль-мувазана» используется в значении «планирования финансовых средств», следовательно, и в этом нет проблем.

 

 

18 Рабиъ уль-авваль 1432 г.х.
21.02.2011 г.