21
Чт, нояб

Неужели каждый, кто родился слепым или глухим, не будет мукалляфом?

Ответы на вопросы
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

Вопрос: В книге «Система Ислама» говорится: «Разум — это процесс передачи чего-либо из того, что окружает, посредством восприятия в мозг и его осмысления с помощью имеющихся знаний».

Здесь Такыюддин ан-Набхани предельно ясно разъяснил важность ранее приобретённых знаний для полноценного завершения процесса мышления.

Тем не менее, для обретения знаний необходимо наличие некоего «устройства» у человека. Данное «устройство» должно иметь слух и зрение, а что касается остальных ощущений в виде осязания, обоняния, вкуса, то они неспособны служить альтернативой и выполнять эту функцию.

Например, ребёнок, рождённый слепым или глухим, неспособен приобрести какую-либо информацию. Следовательно, у него не может происходить полноценного процесса мышления, а значит, он не может произвести оценку того или иного предмета или события, даже если с остальными чувствами у него будет полный порядок.

Отсюда вопрос: неужели каждый, кто родился слепым или глухим, не будет мукалляфом (тем, на кого ложится исполнение шариатских обязанностей)?

Если ответ будет отрицательным, то как тогда понять слова Всевышнего:

صُمٌّ بُكْمٌ عُمْيٌ فَهُمْ لَا يَعْقِلُونَ

«Они глухи, немы и слепы. Они ничего не разумеют» (2:18)?

Ответ:

Процесс мышления нуждается в ощущении, мозге, реальной действительности и приобретённых знаниях. Законченность процесса мышления напрямую зависит от полноценности функционирования этих четырёх составляющих. Поэтому тот, кто родился слепым или глухим, испытывает недостаток в ощущениях и в приобретении знаний. Следовательно, процесс мышления будет протекать у него в той степени, насколько ему позволяют сделать это оставшиеся ощущения и приобретённые знания.

Для информации хочу дополнить, что оставшиеся ощущения у таких людей сильно обостряются. Например, осязание слепого человека будет в разы выше, нежели у того, кто видит.

Как-то мне рассказывали, что один слепой мог по рукопожатию определить, кто перед ним, поскольку ранее он уже пожимал руку этому человеку.

Подводя итоги: человек способен размышлять, пока у него имеются четыре составляющих, но выводы такого мышления будут напрямую зависеть от полноценности этих составляющих.

Что касается аята:

صُمٌّ بُكْمٌ عُمْيٌ فَهُمْ لَا يَعْقِلُونَ

«Они глухи, немы и слепы. Они ничего не разумеют» (2:18), —

то это нужно понимать не в прямом значении, а в переносном (маджаз). Другими словами, аят не повествует о глухих или слепых людях, он рассказывает о тех, кто пренебрегает имеющимися у него зрением и слухом, не используя их должным образом, когда перед ними предстаёт истина. Они слепы, но имеют зрение. Они глухи, но при этом слышат. Они немы, но при этом разговаривают. Это подобно другим словам Всевышнего:

هُمْ قُلُوبٌ لَا يَفْقَهُونَ بِهَا وَلَهُمْ أَعْيُنٌ لَا يُبْصِرُونَ بِهَا وَلَهُمْ آذَانٌ لَا يَسْمَعُونَ بِهَا أُولَئِكَ كَالْأَنْعَامِ بَلْ هُمْ أَضَلُّ أُولَئِكَ هُمُ الْغَافِلُونَ

«У них есть сердца, которые не разумеют, и глаза, которые не видят, и уши, которые не слышат. Они подобны скотине, но являются ещё более заблудшими. Именно они являются беспечными невеждами» (7:179).

 

 

3 Рабиъ уль-авваль 1432 г.х.
06.02.2011 г.