В Иране 26.02.2016 состоялись выборы в парламент и в Совет экспертов. Эти выборы имели особое значение, потому что они были первыми в Иране после «ядерного соглашения» с Америкой.
Также всё внимание на этот раз было сосредоточено на выборах в Совет экспертов, поскольку ему было поручено избрать того, кто займёт пост верховного лидера в свете сомнений и слухов о здоровье Хаменеи. Как известно, верховный лидер является реальным правителем страны, в его руках – вся власть. Согласно иранской конституции, верховный лидер является главнокомандующим вооружёнными силами, он имеет право объявлять войну, назначать и увольнять половину членов Совета стражей конституции, который состоит из двенадцати членов. А также он может назначать и увольнять главу судебной власти, руководителя радио- и телевизионной корпорации, командующего силами революционной гвардии, высших руководителей вооружённых сил и сил безопасности. Верховный лидер имеет более двух тысяч представителей во всех министерствах и государственных учреждениях. Полномочия верховного лидера в иранской системе де-факто могут выходить за рамки конституции, потому что он является «Вали аль-факих», что даёт его взглядам и решениям особую святость согласно теории Хомейни о «правительстве».
Несмотря на особую важность выборов в Совет экспертов, как мы подчеркнули ранее, выборы парламента являются не менее важными, поскольку стало очевидно до и после «ядерного соглашения», что Америка хочет возложить на Иран определённую роль в регионе. Отсюда и поспешность Америки в заключении «ядерного соглашения» и в устранении препятствий перед ним. И быстрый ответ Ирана, унизительные уступки с его стороны для облегчения заключения соглашения, и все это – при непосредственной поддержке и заботе верховного лидера об этом, хотя и существуют голоса внутри иранского режима, обвинившие министра иностранных дел Мухаммада Джавада Зарифа в государственной измене. Указывая на рукопожатие Зарифа и Обамы, Голям Хоссейн Мохсени-Эджеи, представитель судебных органов, сказал: «Некоторые шпионы получают плату. Но есть другой вид шпионажа, на который мы должны обратить внимание. Он готовит почву для врага». Он также сказал: «Они скажут: почему мы не разрешаем дружественное рукопожатие с врагом? Что плохого в рукопожатии с Обамой? Что плохого в том, чтобы посидеть с ними, поговорить и выпить что-либо?» («France 24», 30.09.2015). Хотя и существуют такие голоса, всё же «ядерное соглашение» было одобрено, несмотря на контроль над парламентом в прошлом так называемыми сторонниками «жёсткой линии Ирана».
Тем не менее, хотя сторонники «жёсткой линии» и стали противиться враждебному духу этой реальности Ирана для того, чтобы получить народную поддержку, всё же это не соответствует новому образу ирано-американских отношений, где Иран после скрытого вращения в орбите Америки станет это делать открыто. А поэтому появилась необходимость для проведения смены лиц, которые будут возглавлять политику Ирана. Стало заметным, что в иранских выборах появились необыкновенные альянсы, как альянс так называемых «реформистов» с умеренными консерваторами в одном списке под названием «Список амаль (надежда)». И Али Лариджани участвовал на выборах в качестве независимого кандидата в «крепости» реформаторов – городе Кум. Его группа, называвшаяся в прошлом «Последователи верховного лидера», распределилась по спискам бескомпромиссных консерваторов, таких как Голам Реза Месбахи Могаддам и Казем Джалали. Али Лариджани был главой парламента в прошлом, и в своей позиции в отношении «ядерного соглашения» он предлагал не ставить его на голосование в парламенте. И он отказался вводить законодательные ограничения касательно него, чтобы дать Али Хаменеи возможность свободного использования соглашения в будущем.
Хотя многие СМИ и наблюдатели показали результаты выборов такими, что они не соответствуют желаниям верховного лидера Ирана Али Хаменеи, всё же это не противоречит пониманию реальности власти в Иране и тем инструментам влияния, которыми пользуется Хаменеи в стране для того, чтобы повлиять на результаты этих выборов.
Комментарии Али Хаменеи относительно результатов выборов указывают на его довольство ими. СМИ передают, что «верховный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи высоко оценил выборы в парламент и Совет экспертов. Это было его первым комментарием с момента выборов, которые прошли в пятницу. В своём заявлении он сказал: «Я благодарен мудрому иранскому народу, обладающему решимостью… Я надеюсь, что будущий парламент будет ответственен перед народом и Богом»» («Ан-Нахар» 28.02.2016). Также революционная гвардия Ирана (КСИР) сделала заявление о выборах, что высоко оценила явку на выборы и согласилась с его результатами. В то же самое время она подчеркнула необходимость борьбы с Америкой и предпочитает придерживаться этого в политике. В заявлении говорится: «Победители на выборах приложат максимальные усилия для защиты чести Ирана, его силы и независимости. А также для решения основных вопросов народа и нанесения поражения мировому высокомерию через сознательность и мудрость» («Араби 21», 6.03.2016). Эти мягкие ответы указывают на то, что эти результаты были получены в соответствии с требованиями новой роли Ирана, с требованиями вращения Ирана в орбите Америки посредством «реформаторов». Малодушные политики Ирана не понимают, что они, служа Америке и её интересам, а также обеспечивая её влияние в странах мусульман и желая взамен себе ложную региональную выгоду, подобны тем, кто бросает себя в огонь, желая найти в нём тепло, и сгорает в нём.
Газета «Ар-Рая»
Автор: Абдуллах аль-Махмуд
29 джумада аль-уля 1437
09.03.2016