Правление (хукм) в лексическом смысле означает «судить», «решать», «повелевать (када)», а правитель является лицом, исполняющим правление.
В терминологическом смысле слова «правление», «управление» и «господство» (хукм, мульк, султан) имеют одно значение — это власть, которая реализует законы. Другими словами, эта деятельность в том же смысле называется имарат, и она вменена в обязанность мусульманам Шариатом. Таким образом, правление (хукм) — это то же, что валят-уль-амр, которое имеется в следующих словах Аллаха:
يَٰٓأَيُّهَا ٱلَّذِينَ ءَامَنُوٓاْ أَطِيعُواْ ٱللَّهَ وَأَطِيعُواْ ٱلرَّسُولَ وَأُوْلِي ٱلۡأَمۡرِ مِنكُمۡۖ
«Повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь Посланнику и обладателям власти среди вас» (4:59),
وَلَوۡ رَدُّوهُ إِلَى ٱلرَّسُولِ وَإِلَىٰٓ أُوْلِي ٱلۡأَمۡرِ مِنۡهُمۡ
«А если бы они вернули его к Посланнику и обладающим властью у них» (4:83).
Ислам как идеология (мабда) для государства, общества и жизни, опередил государство и правление её частью, приказав мусульманам установить государство и проводить правление в соответствии с законами Ислама. Относительно этого ниспосланы десятки аятов благородного Корана, которые велят мусульманам править тем, что ниспослал Аллах. Всевышний Аллах сказал:
فَٱحۡكُم بَيۡنَهُم بِمَآ أَنزَلَ ٱللَّهُۖ وَلَا تَتَّبِعۡ أَهۡوَآءَهُمۡ عَمَّا جَآءَكَ مِنَ ٱلۡحَقِّۚ
«Суди же среди них по тому, что низвёл Аллах, и не следуй за их страстями в сторону от истины, которая пришла к тебе…» (5:48),
وَأَنِ ٱحۡكُم بَيۡنَهُم بِمَآ أَنزَلَ ٱللَّهُ وَلَا تَتَّبِعۡ أَهۡوَآءَهُمۡ وَٱحۡذَرۡهُمۡ أَن يَفۡتِنُوكَ عَنۢ بَعۡضِ مَآ أَنزَلَ ٱللَّهُ إِلَيۡكَۖ
«И суди между ними по тому, что низвёл Аллах, и не следуй за их страстями, и берегись их, чтобы они не соблазнили тебя от части того, что низвёл тебе Аллах!» (5:49),
وَمَن لَّمۡ يَحۡكُم بِمَآ أَنزَلَ ٱللَّهُ فَأُوْلَٰٓئِكَ هُمُ ٱلۡكَٰفِرُونَ
«А кто не судит по тому, что низвёл Аллах, то это — неверные» (5:44),
وَمَن لَّمۡ يَحۡكُم بِمَآ أَنزَلَ ٱللَّهُ فَأُوْلَٰٓئِكَ هُمُ ٱلظَّٰلِمُونَ
«А кто судит не потому, что низвёл Аллах, те — несправедливы» (5:45),
وَمَن لَّمۡ يَحۡكُم بِمَآ أَنزَلَ ٱللَّهُ فَأُوْلَٰٓئِكَ هُمُ ٱلۡفَٰسِقُونَ
«А кто не судит по тому, что низвёл Аллах, те — распутники» (5:47),
فَلَا وَرَبِّكَ لَا يُؤۡمِنُونَ حَتَّىٰ يُحَكِّمُوكَ فِيمَا شَجَرَ بَيۡنَهُمۡ ثُمَّ لَا يَجِدُواْ فِيٓ أَنفُسِهِمۡ حَرَجٗا مِّمَّا قَضَيۡتَ وَيُسَلِّمُواْ تَسۡلِيمٗا
«Но нет — клянусь твоим Господом! — не уверуют они, пока не сделают тебя судьёй в том, что запутано между ними. Потом не найдут они в самих себе затруднения о том, что ты решил, и подчинятся полностью» (4:65),
يَٰٓأَيُّهَا ٱلَّذِينَ ءَامَنُوٓاْ أَطِيعُواْ ٱللَّهَ وَأَطِيعُواْ ٱلرَّسُولَ وَأُوْلِي ٱلۡأَمۡرِ مِنكُمۡۖ
«О вы, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь Посланнику и обладателям власти среди вас» (4:49),
وَإِذَا حَكَمۡتُم بَيۡنَ ٱلنَّاسِ أَن تَحۡكُمُواْ بِ ٱلۡعَدۡلِۚ
«когда вы судите среди людей, то судите по справедливости» (4:58).
И десятки других аятов, касающихся правления. Также имеется множество аятов, указывающих на детальные события правления, такие как военное, политическое, уголовное, социальное, гражданское и другие типы законов. Всевышний Аллах сказал:
يَٰٓأَيُّهَا ٱلَّذِينَ ءَامَنُواْ قَٰتِلُواْ ٱلَّذِينَ يَلُونَكُم مِّنَ ٱلۡكُفَّارِ وَلۡيَجِدُواْ فِيكُمۡ غِلۡظَةٗۚ
«О вы, которые уверовали! Сражайтесь с теми из неверных, которые близки к вам. И пусть они найдут в вас суровость» (9:123),
فَإِمَّا تَثۡقَفَنَّهُمۡ فِي ٱلۡحَرۡبِ فَشَرِّدۡ بِهِم مَّنۡ خَلۡفَهُمۡ لَعَلَّهُمۡ يَذَّكَّرُونَ ٥٧ وَإِمَّا تَخَافَنَّ مِن قَوۡمٍ خِيَانَةٗ فَٱنۢبِذۡ إِلَيۡهِمۡ عَلَىٰ سَوَآءٍۚ
«Если ты застанешь их в битве, то прогони ими тех, которые позади них, — может быть, они вспомнят! А если ты боишься от людей измены, то отбрось договор с ними согласно со справедливостью: поистине, Аллах не любит изменников» (8:57,58),
وَإِن جَنَحُواْ لِلسَّلۡمِ فَٱجۡنَحۡ لَهَا وَتَوَكَّلۡ عَلَى ٱللَّهِۚ
«А если они склонятся к миру, то склонись и ты к нему и полагайся на Аллаха» (8:61),
يَٰٓأَيُّهَا ٱلَّذِينَ ءَامَنُوٓاْ أَوۡفُواْ بِٱلۡعُقُودِۚ
«О вы, которые уверовали! Будьте верны в договорах» (5:1),
وَلَا تَأۡكُلُوٓاْ أَمۡوَٰلَكُم بَيۡنَكُم بِٱلۡبَٰطِلِ وَتُدۡلُواْ بِهَآ إِلَى ٱلۡحُكَّامِ لِتَأۡكُلُواْ فَرِيقٗا مِّنۡ أَمۡوَٰلِ ٱلنَّاسِ بِٱلۡإِثۡمِ وَأَنتُمۡ تَعۡلَمُونَ
«И не поедайте ваших достояний меж собой попусту и не отдавайте его судьям, чтобы съесть часть достояния людей преступно, в то время как вы знаете» (2:188),
وَلَكُمۡ فِي ٱلۡقِصَاصِ حَيَوٰةٞ يَٰٓأُوْلِي ٱلۡأَلۡبَٰبِ
«Для вас в возмездии — жизнь, о обладающие разумом!» (2:179),
وَٱلسَّارِقُ وَٱلسَّارِقَةُ فَٱقۡطَعُوٓاْ أَيۡدِيَهُمَا جَزَآءَۢ بِمَا كَسَبَا نَكَٰلٗا مِّنَ ٱللَّهِۗ
«Вору и воровке отсекайте их руки в воздаяние за то, что они приобрели, как устрашение от Аллаха» (5:38),
فَإِنۡ أَرۡضَعۡنَ لَكُمۡ فََٔاتُوهُنَّ أُجُورَهُنَّ
«А если они выкармливают вам, то давайте им их плату» (65:6),
لِيُنفِقۡ ذُو سَعَةٖ مِّن سَعَتِهِۦۖ وَمَن قُدِرَ عَلَيۡهِ رِزۡقُهُۥ فَلۡيُنفِقۡ مِمَّآ ءَاتَىٰهُ ٱللَّهُۚ
«Пусть расходует состоятельный из своего достатка; а у кого доля его размерена, пусть расходует из того, что дал ему Аллах» (65:7),
خُذۡ مِنۡ أَمۡوَٰلِهِمۡ صَدَقَةٗ تُطَهِّرُهُمۡ
«Возьми с имуществ их милостыню, которой ты очистишь их» (9:103).
Таким образом, для гражданского, военного, уголовного, политического типов законов и взаимоотношений мы находим в ясной форме общие принципы в сотнях аятов, не говоря уже о ещё большем множестве достоверных хадисов. Все они были ниспосланы относительно правления для того, чтобы претворять их в жизнь. И на самом деле, они были реализованы в жизни во времена Посланника ﷺ, во времена праведных халифов и тех правителей мусульман, которые были после них. Это ясно указывает на то, что Ислам является системой для правления и государства, для общества и жизни, для Уммы и отдельных людей.
Равно как и указывает это на то, что государство не имеет полномочия власти, если его деятельность не проводится в соответствии с системой Ислама. Ислам не может существовать в реальности, если его законы не будут претворяться в одном государстве. Ислам есть религия и идеология, а правление и государство являются его частью. Государство является единственным шариатским путём, который установлен Исламом для претворения в жизнь своих законов и их исполнения в общественной жизни. Ислам не может иметь активного присутствия без наличия своего государства, претворяющего законы Ислама во всех положениях.
Из книги «Политические взгляды Хизб ут-Тахрир»
Новостной обзор «Ар-Рая»
05.09.2018