(взято из документов министерства иностранных дел Британии)
Когда Абдуль-Азиз Аль Сауд отверг требование султана Абдуль-Хамида II присоединиться к Османскому Государству. Военачальник османской армии в регионе Хасан Шукри направился к нему с письмом от Абдуль-Хамида, в котором султан предупреждает Абдуль-Азиза от вмешательства в фитну в Неджде, оповещая его о том, что иностранные агенты мутят воду в этой провинции. В письме султан также призвал его не проливать кровь и не позволять иностранным государствам вторгаться в исламские земли.
Однако Абдуль-Азиз ответил ему: «Мы не принимаем Ваш насихат, не признаём Вашего господства и не будем Вам подчиняться».
Министр иностранных дел Британии Керзон призвал шейхов и эмиров Персидского залива во главе с Абдуль-Азизом встретится с ним на палубе британского корабля, и когда те пришли, Керзон обратился к ним с речью под пушками британского флота. Вначале он восхвалил достижения Британии и её способность предоставить защиту всему региону, а затем, обратившись к гостям, призвал их к «необходимости сотрудничества с Британией ради избавления региона от врагов Британии и их вытеснения, всё равно, будь то османы, немцы, русские или французы».
Изначально, до Абдуль-Азиза, политика Британии в регионе заключалась в невмешательстве внутрь Аравийского полуострова с предпочтением контролировать лишь побережье от Омана до Кувейта. Но когда Британия нашла для себя таких эмиров, как Абдуль-Азиз — правитель Неджда, — то изменила свою политику. Отныне основной целью союза с Абдуль-Азизом стало намерение покончить с эмиратом Джебель-Шаммар, находящимся под управлением Ибн Рашида, эмира Османского Государства, угрожающего британскому военному корпусу, расквартированному на юге Ирака.
В 1910 г. Абдуль-Азиз отправил письмо к капитану Уильяму Генри Шекспиру, британскому политическому агенту в Кувейте, в котором выразил очень близкое отношение к нему. Шекспир знал арабский язык, что облегчило формирование между ними близких и сильных отношений, и с этих пор они стали близкими друзьями. Также Абдуль-Азиз направил письмо к Перси Коксу, колониальному администратору и резиденту Британии в регионе Персидского залива, в котором писал: «Мы обращаемся к Вашему Превосходительству и хотим обратить Ваше внимание на старую дружбу между нами, а также на ещё более давние соглашения, подписанные моим дедом Фейсалом. С тех прошло 55 лет, и, согласно соглашению, договор должен длиться ещё 55 лет. Мы хотим его продолжить». После чего он добавил: «Династия Саудов лучше, чем Мубарак Саббах (марионеточный, пробританский эмир Кувейта), потому что саудиты никогда не сотрудничали с турками и не поднимали их флаг в отличие от Мубарака, как и не признавали османского султана халифом».
Однажды эмир Джебель-Шаммара Ибн Рашид направил к Абдуль-Азизу письмо с просьбой о перемирии, но Абдуль-Азиз согласился на мир только при условии, что династия Рашидидов подчинится англичанам и откажется от Османского Государства. После этого Абдуль-Азиз направил письмо к Перси Коксу, в котором написал: «Как Вы знаете, Ваше Превосходительство, Ибн Рашид направил ко мне гонца с письмом, в котором выражал просьбу о мире, но я ему ответил, что он может стать нашим другом только при условии, что выразит дружеское отношение к нашему другу и союзнику — британскому правительству, а также не будет вести действия, которыми недовольно британское правительство. Однако Ибн Рашид отверг эти условия». Далее в письме Абдуль-Азиз снова подчеркнул свою абсолютную лояльность англичанам, дописав: «Я был готов согласиться на перемирие не по личным мотивам, а только лишь ради интересов британского правительства».
Один из богачей купил 700 верблюдов, нагрузил их оружием и боеприпасами, после чего отправил в лагерь османской армии в помощь в войне против англичан. Но Абдуль-Азиз напал на караван, захватил всё, что было, и вместе с верблюдами подарил англичанам в Кувейте.
В 1913 г. Абдуль-Азиз встретился с Шекспиром в Кувейте и оповестил его о намерении захватить провинции Эль-Хаса и Эль-Катиф на востоке от Неджда, воспользовавшись ослаблением Османского Государства ввиду поражений последнего на Балканах.
На следующий месяц, в апреле 1913 г., Абдуль-Азиз неожиданно напал на эти провинции, изгнав из них османский гарнизон. Потом он захватил порт Укайр, так же изгнав из него османский гарнизон, после чего Шекспир и Тревор — британский политический агент в Бахрейне — прибыли в порт Укайр, встретив Абдуль-Азиза огромным парадом и танцуя с ним танец «арда».
В марте 1914 г. Шекспир прибыл в Эр-Рияд и пробыл там 15 дней, в течение которых инструктировал Абдуль-Азиза, как тому налаживать связи с лидерами Аравийского полуострова, особенно с такими, как имам Яхья в Йемене и Мухаммад Идриси в эмирате Асир, а также с иными агентами Британии. Они все были созваны с целью наладить координацию совместных действий против Османов.
28 ноября 1914 г. Абдуль-Азиз написал письмо со следующим содержанием: «От Эмира Неджда и Эль-Хаса Абдуль-Азиза: «Я выражаю сильную надежду на Аллаха и на прекрасное британское правительство, что текущие дела продолжаться, как и ранее... и что мы будем согласованно действовать против других (против Османов), как Вы об этом знаете».
24 ноября 1914 г. произошла битва при местности Джарраб между силами Абдуль-Азиза и Ибн Рашида. В битве на стороне Абдуль-Азиза участвовал Шекспир в качестве военного советника, а также командующего артиллерией. В пылу сражения Шекспир был убит османской пулей.
Перси Кокс опоясал Абдуль-Азиза лентой «Рыцаря Индийской империи» в благодарность за помощь Британии в Первой мировой войне, потому что тот охранял поставки всего необходимого в войне британской армии против Халифата в Ираке.
26 декабря 1915 г. Кокс подписал с Абдуль-Азизом «соглашение Дарин», ратифицированное вице-королём Британии в Индии. Текст соглашения говорил о следующем:
Британия обязывалась обеспечить защиту своих интересов и интересов Абдуль-Азиза и его страны.
Абдуль-Азиз обязуется воздерживаться от всяческой корреспонденции, договоров и соглашений с любым иным правительством или государством кроме Британии.
Абдуль-Азиз обязуется не оставлять, не сдавать в аренду, не закладывать в залог свои земли, как и их ресурсы, никакому иному государству без согласия британского правительства.
Абдуль-Азиз даёт обещание, как давал его отец, не вторгаться в Кувейт, Бахрейн, Катар и Оман с его побережьем, а также в дела всех шейхов, пользующихся защитой англичан, у которых есть свои договоры с Британией.
Кроме того, Британия платила Абдуль-Азизу 5000 фунтов стерлингов каждый год в придачу к поставке 1000 ружей, винтовок и 100000 пуль.
29 декабря 1915 г. в британских донесениях было записано: «Абдуль-Азиз занимал ясную и прямую позицию. Его лояльность к нам была твёрдой в течении войны, и мы можем на него полагаться».
Когда Абдуль-Азиз испугался за своё правление из-за действий шерифа Хусейна в Мекке, Кокс успокоил его, сказав: «Не волнуйся, мы выступаем гарантами твоей независимости и обещаем тебе, что на тебя не нападёт ни шериф, ни кто либо иной».
Газета «Ар-Рая»
Автор: Устаз Ахмад Хатавани
3 Джумада аль-уля 1440 г.х.
09.01.2019 г.