Президент Алжира Абдуль-Азиз Бутефлика 27.12.2018 созвал совет министров, которого многие так долго ждали, особенно если учесть, что этот созыв произошёл после множества крупных дебатов о возможности отсрочить президентские выборы и продлить правление президента Бутефлики, что, согласно мнению специалистов, требует внесения изменений в текст конституции.
Однако затем оказалось, что никаких изменений от этого созыва в предстоящих президентских выборах не будет. Максимум, что было достигнуто, это подписание Закона о финансах на 2019 г. и не более.
События, происходящие в Алжире, указывают на то, что чиновники, приближённые к властным кругам, связанные с правлением президента Бутефлики и членами его семьи, кто привилегирован ими на протяжении 20 лет, члены существующего режима, опирающегося на имя Бутефлики перед народом, — все они просто так ни за что не захотят перестроиться на новый лад, не захотят реформ, которые неумолимо приближаются и должны будут покончить с образом Бутефлики как некоего рыцаря-спасителя.
Поэтому грядущие реформы требуют от всех политических кругов Алжира найти того, кто возглавит «период после Бутефлики» в ближайшее время. Учитывая состояние здоровья президента, учитывая, что он готов уже вот-вот полностью исчерпать себя биологически и умереть, нелегко найти ему замену — человека, с которым можно было бы открыть новый этап истории режима, дабы присосавшаяся к власти банда осталась на своих местах, и дальше высасывая соки страны от имени нового президента. Кроме того, некоторые партии вообще предложили перенести дату выборов.
Поэтому все политические круги последние месяцы стараются избегать фразы «Пятый срок», заменяя её на термин «статус-кво». Однако «статус-кво» в их понимании не обязательно должен означать, что президент пойдёт на пятый срок, как многие представляют, а означает, что коррумпированная банда Бутефлики останется у своих кормушек вне зависимости от того, останется ли Бутефлика президентом или придёт новый человек. Они находятся в состоянии ожиданий того, что решат высшие эшелоны власти (на уровне президента), какую из инициатив самых разных политических сторон они выберут.
Но пока те не сделали выбор, все политические круги ждут в неопределённости, что же будет: отсрочка президентских выборов, или назначение действующего президента на пятый срок, или проведение национального диалога по поиску взаимного соглашения, который приведёт к изменению формулировки конституции, или к её изменениям как таковой, или чего-то ещё. Они ждут, какое решение заполнит вакуум или какие политические стороны будут бороться между собой в период ожидания нового президента. Этот период будет назначен в высших правящих кругах, принимающих реальные решения в стране.
Согласно почти достоверной информации о физическом состоянии президента Бутефлики, ясно, что он никак не может принимать самостоятельных решений как президент. Генеральный штаб армии с момента объявления Алжиром независимости и по сегодняшний день решает, кто станет президентом страны, а значит, именно армия является той стороной, которая фактически правит в Алжире. Колонизаторы вывели свои войска из Алжира, но не вывели своё влияние, и именно руководство армии этому влиянию помогает удержаться, используя с этой целью политические инструменты, которые имели бы оправдание в глазах народа на протяжении десятков лет, как, например, «Фронт национального освобождения»... Поэтому срочно необходимо решить вопрос по делу о предстоящих президентских выборах, потому что конец четвёртого срока Бутефлики уже почти подошёл, и высшим эшелонам власти придётся сделать выбор, всё равно какой, будь то пятый срок для Бутефлики или что-то иное.
Нынешние брожения в политических кругах Алжира, инициативы, предложенные различными сторонами, сотрудничества и странное совпадение интересов различных движений на политической арене, — в общем, всё, что происходит в эти дни между различными партийными блоками лояльных президенту и т.н. оппозиционными партиями перед наступлением президентских выборов в состоянии ожидания, в котором находится правящий режим сегодня, всё это связано лишь с тем, кто станет новым марионеточным президентом после Бутефлики, если последнего захотят всё-таки сместить, что, скорее всего, и произойдёт. Все стороны задаются вопросом: какого кандидата выставит «Фронт освобождения», долгое время сосуществующий с властью, разговаривающий с народом от имени правительства и реализующий планы режима. «Фронт освобождения» пользуется поддержкой политических сил и объединений, всесторонне лояльных правительственным структурам, особенно т.н. «Альянса президентских партий».
Противоречия во мнениях относительно будущих президентских выборов, похоже, происходят между присосавшейся к власти бандой действующего президента и командующим Генштабом алжирской армии генералом Ахмадом Каидом Салихом в поисках более правильного решения: продлить президентство Бутефлики на пятый срок или же отложить выборы, сохранив статус-кво на ближайшее время. Также складывается впечатление, что у командования армии нет ясного решения данной проблемы. С этим же связаны все недавние события внутри штаба «Национального фронта освобождения» и в парламенте, когда решением президента (или того, кто выносит такие решения от его имени из президентского дворца) был смещён с поста председателя Национального Собрания Саид Баухаджа.
Также с поста генерального секретаря «Фронта национального спасения» был смещён Джамал Ульд Аббас и на его место поставлен Муаз Бушариб, которого затем сделали председателем парламента и органа опеки работы «фронта» в течение всего переходного периода, который опекает, в частности, действия Информационного офиса и Центрального комитета «национального фронта».
Также Муаз Бушариб решил воскресить старые символы былых лидеров «Национального фронта», таких как Абдельазиз Бельхадем, Абдурахман Бальаят, Абдулькарим Ибада и прочие, желая тем самым сплотить людей вокруг их имён и всего, что с ними связано, достичь «консенсуса», который будет либо навязан сверху, либо достигнут переговорами, после чего все политические силы пойдут по заданному курсу. Проще говоря, всё вернётся к тому, с чего началось: правящая клика останется у власти, даже если Бутефлика полностью выпадет с поля зрения народа, ей будет предоставлено время для проведения заранее прописанных действий, после чего все политические силы займутся тем, что им будет отведено теми, кто принимает реальные решения в стране, имея на то указания от своих хозяев-колонизаторов.
Внешне всё выглядит так, будто глава Генштаба вооружённых сил Алжира генерал Ахмад Каид Салих принял решение способствовать переходу президентской власти в новые руки после того, как 06.12.2018 посетил ОАЭ и Катар — два государства, следующих указаниям Британии, где и получил инструкции от своих европейских хозяев. Также эта поездка и принятое затем решение объясняют всё, что происходило до этого, все перестановки действующих кадров, как, например, отставки некоторых влиятельных лиц, которые могли бы составить конкуренцию в борьбе за президентское кресло, как, например, бывший генеральный директор полиции и его сторонники, а также перемены в армии, особенно на уровне командующих военных соединений, жандармерии и в министерстве обороны. К этому же процессу можно отнести показательные разбирательства над некоторыми военачальниками, оказавшимися замешанными или причастными к коррупционным скандалам. Т.е. офицерский состав и сам военный институт были показательно очищены от коррупции, как того требует переходной этап, а возможно, и в качестве назидания остальным.
Соответственно, ожидается, что Конституционный совет заявит в январе 2019 г. о проведении президентских выборов в Алжире, которые будут запланированы на 4-й месяц текущего года, кто бы и что бы ни говорил. Те, кто принимает реальные решения в стране, понимают, что их европейские хозяева не особо спешат вести некие хирургические операции в существующем режиме, т.е. не спешат изменять конституцию или пересматривать её вид или насыщенность посредством народных или парламентских референдумов, дабы не создавать лишних проблем. К тому же, они не хотят попирать действующую конституцию в такой щепетильный момент, когда народ Алжира и без того раздражён дурным обращением правительства с ним, растущей коррупцией, начиная с верхов власти, разграблением общественного имущества и грядущим экономическим кризисом, на что указывает падение цен на нефть до 55$. Также они учитывают, что Бутефлика, ещё в бытность свою действующим политиком, всегда старался защищать эту никчёмную конституцию, оправдывая её, как и старался удержать на плаву институты государства.
Скорее всего, те, кто принимает решения в стране, начнут переход на новый формат зависимости от указаний западных колонизаторов на десятилетия вперёд, объясняя избирателям, что Алжир должен пройти этот долгий, но многообещающий этап в своей истории, при этом сохраняя символы правления Бутефлики, высоко оценивая его правление и «большие» достижения за эти 20 лет, пока он был при власти над народом Алжира, сумев «многое сделать» для экономики страны! При этом будет делаться акцент на то, что народ Алжира будто бы никогда не проклинал правление Бутефлики в отличие от бывших глав страны. Одним из наибольших достижений Бутефлики будет объявлено установление мира в стране и гражданского примирения среди алжирцев после периода «терроризма». Это и многое другое будет упомянуто при формировании лояльного общественного мнения, необходимого для успешного завершения передачи власти в новые руки.
Однако будет сложно в этот момент всем сторонникам властных структур и членам правящей системы соединить два различных полюса — новых проанглийских и старых профранцузских агентов — и утвердить новый порядок в стране под названием «статус-кво после Бутефлики». Это значит, что все они неизбежно примут соответствующие меры для подготовки к новому этапу жизни в стране, когда вектор политики станет меняться в соответствии с указаниями тех, кто на самом деле правит страной.
Газета «Ар-Рая»
Автор: Устаз Салих Абд ар-Рахман — Алжир
10 Джумада аль-уля 1440 г.х.
16.01.2019 г.