21
Чт, нояб

Что представляет собой мечеть Айя-София?

Газета «Ар-Рая»
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

Ещё в первой половине первого столетия по хиджре, то есть когда Исламское Государство ещё не успело стать крупнейшим государством и сокрушить сильнейшие империи персов и римлян, мусульмане уже загорелись желанием завоевать Константинополь, ныне известный как Стамбул.

Мусульмане полагались на следующую бушру (благую весть) от Посланника Аллаха ﷺ:

لَتُفْتَحَنَّ الْقُسْطَنْطِينِيَّةُ فَلَنِعْمَ الْأَمِيرُ أَمِيرُهَا وَلَنِعْمَ الْجَيْشُ ذَلِكَ الْجَيْشُ

«Константинополь будет непременно завоёван! Как же прекрасен тот амир и как же прекрасно то войско!».

Тогда Пророка ﷺ спросили:

أَيُّ الْمَدِينَتَيْنِ تُفْتَحُ أَوَّلاً قُسْطَنْطِينِيَّةُ أَوْ رُومِيَّةُ؟

«Какой из двух городов будет взят первым — Константинополь или Рим?», —

он ﷺ ответил:

مَدِينَةُ هِرَقْلَ تُفْتَحُ أَوَّلاً

«Город Ираклия будет открыт первым», —

имея в виду Константинополь. Данной чести был удостоен Мухаммад аль-Фатих и его храброе войско в 1453 году (857 г.х.).

Этот город стал трофеем мусульман, потому что он был взят в результате ведения военных действий, последовавших за отказом руководства города сдаться на условиях, что имущество населения и церкви города не пострадают, как не пострадали при завоевании Иерусалима согласно пакту Умара. Константинополь настаивал на том, чтобы сражаться. В таком случае амиру разрешалось поступать с городом на своё усмотрение в соответствии с нормами Шариата, как это было при завоевании Хайбара в эпоху Посланника Аллаха ﷺ. Вот почему Мухаммад аль-Фатих обратил церковь Айя-Софию в мечеть. Папа Римский стал выражать своё недовольство, на что аль-Фатих дал ему следующий ответ: «Я позволил, чтобы Айя-София сохранилась в качестве места для поклонения. Но если ты не замолчишь, то я вторгнусь в Рим и оберну Ватикан в конюшню для своих лошадей».

После этого Мухаммад аль-Фатих стал готовиться, чтобы исполнить вторую благую весть Посланника Аллаха ﷺ — завоевание Рима, но этому не суждено было случиться, так как аджаль настиг его, не дав исполнить задуманное. Церковь Айя-София считалась центром Восточной православной церкви и символом Византийской империи, будучи построенной в 537 году во времена правления византийского императора Юстиниана I. Вот почему её обращение в мечеть стало символом падения Византийской империи, дурным предзнаменованием для Римской империи и её Западной католической церкви в Риме и, конечно же, великой победой Ислама. Именно поэтому один итальянский историк и миссионер сказал: «Изгнание мусульман из Испании несопоставимо с уничтожением византийского государства и захватом Константинополя».

Затем пришёл проклятый Аллахом Мустафа Кемаль, чтобы разрушить самое древнее и величайшее государство в истории — Халифат. Это трагическое событие произошло 3 марта 1924 года. После этого он стал искажать Шариат и обряды Ислама, а также атаковать мусульман, стараясь делать всё, чтобы отвратить их от своей религии, распространять порочность и безнравственность. Поэтому он велел закрыть мечеть Айя-София в 1930 году под предлогом реформ.

24 ноября 1934 года он издал решение от имени правительства преобразовать Айя-Софию в музей, который стал функционировать 1 февраля 1935 года, а на его стенах появились мозаики христианского многобожия. Хотя и сообщалось, что их обнаружили под слоем извёстки и что они были написаны в древние времена, но также бытует мнение о том, что их всё же дорисовывали позже. Звучали требования преобразовать Айя-Софию в церковь, но свершение подобного могло вызвать бурную реакцию мусульман.

Призывы вернуть Айя-Софию к её истокам в качестве мечети усилились с 1980-х годов благодаря силе исламского пробуждения.

В 2005 году впервые был подан иск в Десятый отдел Государственного Совета (Danıştay)3 от имени ассоциации «Sürekli Vakıflar Tarihi Eserlere ve Çevreye Hizmet Derneği» («Экологическая служба, историческая археология и устойчивые фонды»), возглавляемой Исмаилом Кандемиром, с целью вернуть Айя-Софии статус мечети. Суд объявил о своём решении отклонить иск. Ещё одна безрезультатная попытка была предпринята в 2008 году. Затем эта же ассоциация вновь подала иск в 2016 году, но иск был также отклонён.

Однако в 2016 году, спустя 85 лет после закрытия мечети, было впервые разрешено читать азан, совершать молитву в отдельной её части, а также туда был назначен постоянный имам. В тот же год усилились призывы за то, чтобы вернуть Айя-Софии статус мечети. Ассоциация вновь подала иск 2 июля 2020 года. А 10 июля 2020 года Десятый отдел Административного суда вынес решение об отмене решения 1934 года, восстановил статус Айя-Софии в качестве мечети и открыл её для совершения обрядов поклонения.

Точно так же мусульмане не должны забывать о ещё одной очень важной утрате того, что было символом их славы, и стараться вернуть её. Они должны требовать аннулирования решения по упразднению Халифата и восстановить его снова. Это решение было принято кучкой авантюристов. Необходимо отменить конституции куфра, а также несправедливых законов и решений, принятых Мустафой Кемалем и теми, кто приходил после него.

Что касается зацикленного на своей власти Эрдогана, то он воспользовался ситуацией, чтобы набрать вес на президентских выборах в 2023 году, ведь в последние годы его рейтинг серьёзно пошатнулся. В прошлом году на местных выборах Эрдоган проиграл в некоторых крупных городах, среди которых был Стамбул, хотя именно про него он говорил: «Кто победит в Стамбуле, тот и обретёт власть». Затем его бывшие коллеги по партии Ахмет Давутоглу и Али Бабаджан, которые имеют в некоторой степени общественный вес, стали основывать свои партии. Вдобавок ко всему, экономический кризис в Турции стал набирать обороты, что ухудшило условия жизни людей, увеличило их недовольство Эрдоганом и снизило его популярность.

Эрдоган не справляется с решением кризисной обстановки и прибегает к отвлекающим манёврам, чтобы смягчить обстановку и дать отдушину, но это усугубило ситуацию с кризисом. Например, Эрдоган издал решение о предоставлении людям кредитов с низкими процентами на покупку жилья. Это привело к вынесению недействительных по Шариату фетв от Управления по делам религий (Diyanet) о дозволенности данных кредитов. В итоге цены на жильё удвоились, а люди увидели больше вреда, чем пользы, поскольку долги людей возросли. Помимо всего этого, он заслужил возмущение общества из-за своего предательства народа Сирии, его сотрудничества с Россией и связи с Америкой в попытке покончить с революцией и исламским проектом Халифата, а также утвердить там светскую систему. Также он вошёл в Ливию для осуществления там американского плана.

Событие вокруг Айя-Софии подняло чувства мусульман, и некоторые из них стали восхвалять Эрдогана. Обратите внимание, что это было лишь отменой когда-то несправедливо принятого решения, а не вопросом претворения нормы Ислама. Когда же Мухаммад аль-Фатих (да помилует его Аллах) обратил церковь Айя-Софию в мечеть, он претворял Ислам в сени Халифата. Если Ислам не будет полностью реализован, конституции и законы неверия, основанные на секуляризме, будут оставаться в действии, не будет покончено с зависимостью от безбожных стран-колонизаторов и их военных баз, то фундаментальным изменениям в стране не бывать. Всё будет оставаться по-прежнему, подобно тому, как это произошло 29 января 2016 года, когда было принято решение об отмене запрета на ношение шариатского женского одеяния в учебных заведениях после подачи иска в 2014 году.

Однако непристойные виды одеяний продолжали иметь место, набирая обороты, а Эрдоган оправдывал это тем, что никто не имеет права вмешиваться в дела других согласно концепции личной свободы! Это явное нарушение шариатской обязанности «приказывать одобряемое и запрещать порицаемое» (амр биль-маруф ва нахй аниль-мункар). Светский подход пытается скрестить веру с неверием, богобоязненность с безнравственностью, целомудрие с распутством, культовые здания с публичными домами, а также покорного раба с бунтарём в отношении Создателя в сени демократической системы, чтобы истина не восторжествовала, а ложь не исчезла.

Благие вести (бушра) Посланника ﷺ содержат в себе веление — веление приступить к действиям. Ведь только так благие вести становятся явью. Среди таких вестей:

ثُمَّ تَكُونُ خِلاَفَةً عَلَى مِنْهَاجِ النُّبُوَّةٍ

«А затем снова наступит Халифат по методу пророчества».

Искренние сыны Уммы прилагают усилия, чтобы удостоиться чести сделать эту бушру явью, подобно прежним поколениям, которые стремились осуществить благую весть Посланника ﷺ о завоевании Константинополя.

 

Газета «Ар-Рая»
Асад Мансур
22.07.2020 г.

Последний номер газеты Ар-Рая на арабском
Интервью с Османом Баххашем о газете «Ар-Рая»
Газета Ар-Рая