По прошествии десяти изнурительных лет с момента начала арабских революций внимательно наблюдавший за событиями вынужден заявить о неопределённых результатах этих революций, но также и о вероятности достижения положительных результатов, которые можно использовать и развивать всеми путями, чтобы добиться необходимых изменений.
Хотя внешние результаты, наблюдаемые последние годы после революций, кажутся скудными из-за контрреволюций, однако они посеяли семена для процесса серьёзных перемен. Благодаря этим революциям арабские массы, несомненно, приобрели новый опыт и ждут подходящей возможности наброситься на правителей, избежав тех фатальных ошибок, которые были допущены. Среди самых серьёзных ошибок революций было отсутствие исламского проекта и доверие некоторым системам, от которых люди ждали блага.
При исследовании политической ситуации в арабских странах, в которых вспыхнули революции, несомненно, возникает разочарование. В Тунисе, инициаторе и вдохновителе революций, мы находим политическую ситуацию очень мрачной. Президент Туниса Кайс Саид занимается политикой таким образом, как будто это просто академическая деятельность, в которой отсутствуют эффективные политические процедуры. Он использует пустую риторику, сосредотачивается на аспектах протоколов и избегает участия в реальной политической жизни, оставляя беспомощному тунисскому правительству эту важную работу.
В итоге подобная практика ведёт к очередной смене правительства, которое не имеет полномочий принимать смелые политические решения. Его политическая деятельность превращается в нечто вроде административных и распорядительных действий, в то время как тунисскому парламенту разрешается играть в утомительную игру, демонстрирующую столкновение лозунгов, которые ограничиваются общими тенденциями к диктатуре или демократии.
В то же время экономика Туниса переживает значительный спад, поскольку производство достигает исторического минимума, а безработица превышает 18%. Между тем президент вне зависимости от происходящего продолжает произносить те же самые речи, которые не отражают никаких реальных политических действий на местах. Даже если он делает то, что имеет значение, вы обязательно обнаружите, что он выполняет худшую политическую работу, например, его визит в Париж в самое неподходящее время, где он фотографируется с врагом Ислама, который днём и ночью пытается опорочить благородного Посланника Аллаха ﷺ.
В Йемене война, кажется, никогда не закончится. Разделение между Севером и Югом перерастает в извечную вражду. Что касается разногласий между самими южанами, то они лишь подпитываются американскими и британскими разведывательными силами и осуществляются Саудовской Аравией и ОАЭ. В то время как политики двух арабских стран недавно договорились сформировать в Южном Йемене правительство по квотам, страдания йеменцев продолжаются, поскольку 80% населения погрузилось в состояние голода, крайней нищеты и лишений.
В Сирии турецкая интервенция постепенно достигает своих целей. Покидая занятые военные пункты один за другим, турецкие силы передают их режиму Башара Асада. Наряду с этим мы видим нарушение обещаний, которые давала Турция, в том числе о том, что Асада нужно выдворить за пределы города Мурек. В то время как Россия получила возможность контролировать прибрежную полосу, а Америка получила возможность взять под контроль нефть восточной Сирии, тяжёлое положение сирийцев ещё более усугубляется. Сирийцы по-прежнему вынуждены бежать в лагеря или другие города, их изнуряют и заставляют отказаться от идеи революции, передавая в подчинение подозрительным группировкам.
В Судане, который вступил в нормализацию отношений с еврейским образованием в обмен на исключение страны из списка «государств-спонсоров терроризма», военные, такие как Бурхан и Дакло, были наделены полномочиями контролировать политические решения, лишив конкурирующих с ними гражданских лиц права принимать любые решения без одобрения военных посредством создания Совета партнёров переходного периода. Так они обеспечили устранение влияния народного движения и ограничили роль британских агентов в правительстве.
Затем Америка кинет крошки своим агентам, например, предоставив Судану грант в размере 20 миллионов долларов на закупку пшеницы. Между тем, экономические условия населения продолжают ухудшаться, так как уровень безработицы превышает 13% и Судан продолжает страдать от новых политических проблем с Эфиопией, ополченцы которой оккупировали суданские пограничные земли, что может привести к новой длительной войне.
В Ливии бушует конфликт между американскими и европейскими колониальными державами за разделение зон влияния. Одна зона в восточной части страны известна как Киренаика, другая зона в западной части страны известна как Триполитания. Представителями же в опосредованной войне между колонизаторами выступают Хафтар и Сарадж. Когда к главным игрокам на ливийской арене, а именно — Америке и Европе, присоединились новые игроки, такие как Россия и Турция, сложности конфликта возросли. В то время как местные политики и СМИ продолжают безуспешно дискутировать на тему правления военных или демократии, Ислам исключается из игры под предлогом того, что религия находится в сфере свободы человека — соблюдать ему её или нет.
Что касается Египта, то ас-Сиси при поддержке американской разведки продолжает усиливать свою власть над людьми и открыто склоняться ко всем врагам египетского народа. Он развязал беспощадную войну против исламистов и в то же время работает над построением в Египте военного государства, полагая, что это защитит его от народного гнева и революции.
На первый взгляд кажется, что политические действия после арабских революций вернули народы в самое начало, а процесс перемен — в исходную точку. Но эти страны всё ещё чувствуют под ногами тепло, исходящее от тлеющих угольков революций. Грядёт новая буря перемен. Неспособность режимов справиться с политическими проблемами создаёт новые причины для повторного запуска революций. Но на этот раз революции будут основаны на исламской идеологии и будут направлены на осуществление великого проекта по построению Второго Праведного Халифата.
Газета «Ар-Рая»
Ахмад аль-Хатавани
22 Джумада аль-уля 1442 г.х.
06.01.2021 г.