Всевышний Аллах сказал:
الَّذِينَ إِن مَّكَّنَّاهُمْ فِي الأَرْضِ أَقَامُوا الصَّلاةَ وَآتَوُا الزَّكَاةَ وَأَمَرُوا بِالْمَعْرُوفِ وَنَهَوْا عَنِ الْمُنكَرِ وَللهِ عَاقِبَةُ الأُمُورِ
«Если Мы одарим их властью на земле, они будут совершать намаз, выплачивать закят, велеть совершать одобряемое и запрещать предосудительное. А исход всех дел — у Аллаха» (22:41).
Этот благородный аят указывает на самые важные обязательства правителя мусульман по отношению к религии Аллаха. Эти обязательства заключаются в следующем:
- Первая обязанность: полноценное претворение законов Ислама над мусульманами.
- Вторая обязанность: сохранение религии. Правитель мусульман является верным хранителем этой религии, заботящимся о ней, как отец заботится о своих детях.
- Третья обязанность: распространение религии и призыв к ней, как к идеологии и системе для жизни. Поскольку Ислам — это окончательное послание, и ни от кого не будет принята другая вера и другой путь.
Согласно законам Ислама, эти обязательства может выполнить только мусульманин. Поскольку Халифат недействителен, если во главе стоит неверующий, и нет ему покорности, согласно словам Всевышнего Аллаха:
وَلَن يَجْعَلَ اللهُ لِلْكَافِرِينَ عَلَى الْمُؤْمِنِينَ سَبِيلاً
«Аллах не откроет неверующим пути против верующих» (4:141).
Правитель обязан быть из числа мусульман, убеждённым в исламской акыде, претворяющим исламские законы и понимающим обращение Шариата.
وَأُوْلِي الأَمْرِ مِنكُمْ
«… обладающим влиянием среди вас» (4:59),
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُواْ
«О те, которые уверовали!» (8:45).
Таким образом, претворение религии, в качестве первой обязанности мусульманского правителя, основано на словах Всевышнего Аллаха:
فَلاَ وَرَبِّكَ لاَ يُؤْمِنُونَ حَتَّىَ يُحَكِّمُوكَ فِيمَا شَجَرَ بَيْنَهُمْ ثُمَّ لاَ يَجِدُواْ فِي أَنفُسِهِمْ حَرَجاً مِّمَّا قَضَيْتَ وَيُسَلِّمُواْ تَسْلِيماً
«Но нет — клянусь твоим Господом! — они не уверуют, пока они не изберут тебя судьёй во всем том, что запутано между ними, не перестанут испытывать в душе стеснение от твоего решения и не подчинятся полностью» (4:65).
То есть, – Умма избирает халифа и наделяет его властью над собой, чтобы он правил тем, что ниспослал Аллах, благодаря чему Ислам практически присутствует в жизни мусульман.
Также, в этом благородном аяте разъяснено условие веры и требование Ислама. Условие веры заключается в том, чтобы правитель правил согласно тому, что ниспослал Аллах: «Но нет — клянусь твоим Господом! — они не уверуют, пока они не изберут тебя судьёй». Ислам требует, чтобы человек без стеснения в душе принимал решения Шариата. Для того чтобы стать действительно верующим, недостаточно просто обратиться в шариатский суд. Верующий не должен испытывать никакого стеснения в сердце; он должен подчиниться этому решению со спокойной душой и полным удовлетворением. Всевышний Аллах сказал:
إِنَّا أَنزَلْنَا إِلَيْكَ الْكِتَابَ بِالْحَقِّ لِتَحْكُمَ بَيْنَ النَّاسِ بِمَا أَرَاكَ اللهُ وَلاَ تَكُن لِّلْخَائِنِينَ خَصِيماً
«Мы ниспослали тебе Писание с истиной, чтобы ты разбирал тяжбы между людьми так, как тебе показал (внушил) Аллах. Посему не препирайся за изменников» (4:105).
Эта речь была обращена к Посланнику Аллаха ﷺ как неизбежность и обязательность, и, следовательно, это – наилучшее указание для всех верующих. Ибн Таймия, да помилует его Аллах, сказал: «Нет сомнений, — кто не убеждён в обязательности правления тем, что ниспослал Аллах Своему Посланнику ﷺ является неверующим. И тот, кто считает дозволенным править согласно своему видению справедливости, а не на основе того, что ниспослал Аллах, также является неверующем». Шейх Ахмад Шакир, да помилует его Аллах, сказал: «Претворение неисламских законов недопустимо, и считается отступлением от исламской веры. И нет в них никакой ценности: даже если они схожи с законами Ислама – эта схожесть случайна. С рукотворными законами всё предельно ясно: это не обман и не хитрость, это – явное неверие. Нет оправдания тому, кем бы он ни был, кто приписывает их к Исламу, действует в соответствии с ними, подчиняется им и признаёт», (Умдату ат-Тафсир).
Шейх аш-Шанкити, да помилует его Аллах, сказал: «Небесные тексты, которые мы упомянули, ясно указывают, что те, кто следуют выдуманным законам, изложенным Шайтаном через своих приближённых, вопреки тому, что изложил Аллах через Своего Посланника ﷺ, — нет сомнений в их неверии и ширке, за исключением тех, кого Аллах лишил проницательности и света Откровения».
Дорогие братья, основная задача Исламского Государства, возглавляемого халифом, состоит в том, чтобы утвердить религию и укрепить её на земле, а также искоренить многобожие, заблуждение и порочность. Данная политика будет осуществляться согласно тому, что ниспослал Всевышний Аллах — согласно верному руководству и религии истины. Что касается придворных учёных, то они не считают выдуманные человеком законы отклонением от религии Аллаха; они не считают это заблуждением и посягательством на право Аллаха издавать законы. Поэтому мы видим, как они призывают народ подчиниться этим преступным правителям. Абу Хасан аль-Маварди, в своей книге «Аль-ахкам ас-Султания», сформулировал 10 обязанностей правителя мусульман по отношению к религии:
1. Сохранение религии на её твёрдых основах, на том, в чём сошлись благородные сподвижники, да будет доволен ими Аллах.
2. Претворение законов между ссорящимися и урегулирование споров между конфликтующими сторонами, чтобы восторжествовала справедливость.
3. Обеспечение неприкосновенности и защиты семьи, чтобы люди могли жить в мире и безопасности.
4. Установление худудов, чтобы оберегать запреты Аллаха и оберегать права верующих от посягательства.
5. Укрепление границ государства при помощи живой силы и укреплений.
6. Джихад против тех, кто противостоит Исламу после того, как услышал его призыв, пока они не сдадутся или не падут под покровительство, ради утверждения религии Аллаха над всеми остальными религиями.
7. Сбор трофеев и милостыни в соответствии с требованиями Шариата, без угроз и принуждения.
8. Правильное распределение имущества из общественной собственности, без расточительности и недостатка, и своевременная выплата его тому, кому оно полагается.
9. Доверие правдивым и следование их советам в делах, которые им были поручены.
10. Личное участие в делах мусульман и изучение реальности, чтобы улучшать политику Уммы и её защиту.
Защита и сохранение религии – это вторая обязанность, после её претворения. Ведь халиф является надёжным хранителем этой религии, будучи первым, кто несёт полную ответственность за её защиту от всего, что оскорбляет или унижает её. В свою очередь, Исламское Государство основано на приверженности правильной акыде и вытекающему из неё Шариату.
Одна из великих задач, возложенная на правителя мусульман – это препятствование всему, что противоречит основам религии. А также, удержание от того, что может привести к отклонению от правильного пути, чтобы обезопасить людей от искажения религии и заблудших идей. Когда Абу Бакр (р.а.), будучи халифом, столкнулся с восстанием, Умар (р.а.) сказал ему: «О Сыддик, если бы не ты, мы бы погибли», – так как они воевали с теми, кто отказался выплачивать закят.
И последняя обязанность правителя мусульман — распространение послания Ислама всему человечеству. Ведь Всевышний Аллах послал Своего Посланника ﷺ ко всем людям. Ислам не пришёл только к арабам. Напротив, Всевышний Аллах возложил на нас ответственность, чтобы мы распространяли Ислам красноречивым призывом и джихадом.
وَقَاتِلُوهُمْ حَتَّى لاَ تَكُونَ فِتْنَةٌ وَيَكُونَ الدِّينُ للهِ فَإِنِ انتَهَواْ فَلاَ عُدْوَانَ إِلاَّ عَلَى الظَّالِمِينَ
«Сражайтесь с ними, пока не исчезнет искушение и пока религия целиком не будет посвящена Аллаху. Но если они прекратят, то посягать можно только на беззаконников» (2:193).
Посланник Аллаха ﷺ назвал коней, используемых на джихаде – «скакунами Аллаха», поскольку они несут на себе муджахидов и носителей призыва, отстаивающих веру в Единого Аллаха. Посланник Аллаха ﷺ сказал:
أُمِرْتُ أَنْ أُقَاتِلَ النَّاسَ حَتَّى يَقُولُوا لَا إِلَهَ إِلَّا اللَّهُ، فَإِذَا قَالُوهَا عَصَمُوا مِنِّي دِمَاءَهُمْ وَأَمْوَالَهُمْ إِلَّا بِحَقِّهَا، وَحِسَابُهُمْ عَلَى اللَّهِ
«Мне было велено сражаться с людьми, пока они не скажут: «Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха». И если они скажут это, (тем самым) они защитят от меня свои жизни и имущество, если только (кто-то из них не совершит ничего такого, за что можно будет лишить его имущества или жизни) по праву, и тогда (лишь) Всевышний Аллах (сможет потребовать) от них отчёта» (Муслим).
Величайшая обязанность мусульманского правителя — защита и претворение законов Шариата, а также придание им обязательного характера, поскольку таково Откровение от Всевышнего Аллаха. Недопустимо задерживать или опережать; напротив, необходимо реализовать и следовать.
Газета «Ар-Рая»
Саид Карамий (Абу Абдурахман)
20 Шавваля 1444 г.х.
10 мая 2023 г.