Сложная роль, которую Иран играет в регионе, соизмерима с тем, что он является крупным региональным сектантским политическим центром и требует от него создания широкой сети ополчений, различных вооружённых группировок, тесно связанных с религиозными и гражданскими институтами.
Когда иранское присутствие проникает в какую-либо страну, оно часто носит сектантский характер. Иранские ополченцы, действующие в Ираке, Сирии и Ливане, имеют сектантскую окраску, их военное влияние ощутимо и заметно на местах, и оно всегда сопровождается сектантскими и общественными институтами.
Если взять Сирию в качестве примера, мы обнаружим, что Иран использовал вспыхнувшую революцию и немедленно заключил союз с режимом Башара, рассматривая предотвращение его падения как судьбоносный для себя вопрос. Таким образом, группировки, поддерживаемые Ираном, начали распространяться в Сирии с мая 2011 года, примерно через полтора месяца после начала революции против преступного сирийского режима. Согласно подсчётам сирийского центра мониторинга за соблюдением прав человека, численность этих группировок (сирийских, иракских, ливанских, афганских, пакистанских) составляет не менее 65 тысяч человек, разбросанных на территориях, подконтрольных сирийскому правительству. В августе 2020 года командующий «Корпусом стражей исламской революции» Ирана Хусейн Салами признал, что численность этих сил превышает 100 тысяч человек, они составляют 70 ополченческих групп, а общее количество иранских объектов в Сирии достигло 55 баз и 515 военных пунктов.
Сирийский центр мониторинга в декабре 2021 года сообщил, что число проиранских ополченцев на юге Сирии (провинции Дераа, Кунейтра, Эс-Сувейда) оценивается примерно в 11500 человек. В середине 2022 года была опубликована карта расположения иранских войск и поддерживаемых ими ополченцев в южных, центральных и северных районах Сирии, показывающая только в южном регионе наличие 28 позиций иранских войск и поддерживаемых ими группировок.
Иран также проник в сирийскую армию через подконтрольное ему соединение «Силы тигра», численность которых составляет около 8 тысяч бойцов под командованием генерала Сухейла аль-Хасана. Это сирийские сухопутные силы, лояльные Ирану, которые пользуются значительным авторитетом среди военных.
Эти возможности и способности Ирана в регионе делают его объектом внимания крупных держав для сотрудничества с ним, так как он обладает преимуществами, которых нет у марионеточных государств, таких как Египет и Саудовская Аравия. Это делает его страной, вращающейся в орбите этих держав, а не марионеточным государством. Благодаря чёткой сектантской политике и активизации различных способов в трансляции своей сектантской революционной идеологии, Иран приобрёл региональную силу и влияние, которыми он отличается от других стран региона, став серьёзным конкурентом для «Израиля» и Турции в том же регионе.
Но его региональная мощь не могла бы быть достигнута без опоры на крупную мировую державу. И именно Америка обеспечила режиму религиозного верховного лидера контроль над Ираном после изгнания шаха в 1979 году — который произнёс свою знаменитую фразу: «Так Америка изгнала меня из Ирана и выбросила как дохлую мышь», — и привела Хомейни вместо него в качестве абсолютного правителя Ирана, нейтрализовав армию. С тех пор этот сектантский режим обязан своим существованием Америке. Это сотрудничество и координация между Америкой и Ираном достигли своей кульминации в войнах Америки в Ираке и Афганистане, а затем Америка открыто передала Ирак Ирану, после чего обеспечила Ирану контроль над Сирией, Ливаном и Йеменом. Без этого сотрудничества между Америкой и Ираном нынешний иранский режим не смог бы укрепить своё влияние.
Наивным будет считать, что Иран самостоятельно распространил своё влияние на эти страны. Это противоречит геополитическим реалиям и не укладывается в уме здравомыслящего человека. Разве Америка настолько наивна и глупа, чтобы начать войну в Ираке, мобилизовать мир на поддержку этой войны, произвести оккупацию с таким огромным числом войск, а затем, после всех этих гигантских усилий, оставить его Ирану как подарок на золотом блюдце? Какой в этом смысл? И что это за глупость?
Ощутимая политическая реальность говорит о том, что поддержание этого огромного американского влияния в Ираке требует использования действенной региональной силы, способной контролировать и сохранить это влияние на длительное время. Правильный политический взгляд на этот вопрос ведёт к пониманию того, что для Америки Иран является лучшим вариантом для выполнения этой роли.
По ряду объективных причин нельзя публично заявлять, что Иран является послушным слугой американской политики, ведь такое заявление разоблачит Иран и покажет его перед своим народом как марионеточное государство. Поэтому самым умным политическим ходом было показать в СМИ американскую враждебность к Ирану, в то время как на самом деле, за кулисами, сотрудничество между ними проходит наилучшим образом, что очень напоминает отношения между Америкой и Абдель Насером в Египте в прошлом.
С тех пор, как Хомейни пришёл к власти, Америка намеренно преувеличивала роль Ирана в регионе, и это преувеличение его роли до сих пор является американской игрой.
Например, директор ЦРУ Уильям Бёрнс говорит: «Ключом к безопасности «Израиля» и региона, является сотрудничество с Ираном. Кризис в Газе подстегнул иранский режим, и похоже, что он готов воевать до последнего своего регионального представителя, одновременно расширяя свою ядерную программу и увеличивая поддержку российской агрессии. В течение нескольких месяцев после 7 октября хуситы, союзная Ирану повстанческая группировка, начали атаковать коммерческие суда в Красном море, и риски эскалации на других фронтах продолжают сохраняться».
Заявление Бёрнса содержит преувеличение, создающее иллюзию, что Иран является ключом к безопасности еврейского образования и региона в целом, что у него есть агенты, готовые воевать до бесконечности, и что он помогает России, тем самым изображая его так, как будто бы он является сверхдержавой! На самом деле такими заявлениями он пугает страны Персидского залива и использует Иран как пугало против еврейского образования с целью их сдерживания, а также использует это для демонизации России и наложения на неё санкций.
Иран по-прежнему находится в орбите Америки, и с 1979 года Америка использует его как пугало и разжигателя региональных конфликтов, а также как своего агента в Ираке, Сирии и Йемене. Что касается гибели американцев от рук некоторых иранских сил в различных инцидентах, то это часто объясняется техническими ошибками, а не намеренными действиями. Американские СМИ уже намекали на технические ошибки в инциденте на американской базе на северо-востоке Иордании. Все военные группировки и ополченцы Ирана по-прежнему находятся под реальным контролем Ирана, а для Америки Иран остаётся успешным региональным представителем, приносящим ей наилучшие выгоды.
Газета «Ар-Рая»
Ахмад аль-Хатавани
07.02.2024