21
Чт, нояб

Обострение саудовско-эмиратских отношений

Газета «Ар-Рая»
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

Соперничество между Саудовской Аравией и Эмиратами заметно обострилось на всех уровнях до такой степени, что это уже видно невооружённым глазом. Столкновение интересов между двумя странами не ограничивается только политической составляющей, связанной с различием их принадлежности к разным сверхдержавам: ОАЭ следуют внешней политике Великобритании и считаются политическим «вассалом» Британии в регионе, в то время как Саудовская Аравия придерживается внешней политики США и действует в соответствии с её требованиями. Да, различие между ними не ограничивается только разницей во внешней политике США и Великобритании, но и охватывает экономические, нефтяные, торговые, туристические, пограничные и личные интересы этих ближневосточных стран.

Недавно возник спор о суверенитете над морской зоной Аль-Йасат. ОАЭ вновь подтвердили свой суверенитет над этими водами в письме, направленном Генеральному секретарю ООН в ответ на протест Саудовской Аравии против объявления ОАЭ о том, что этот район является их морской охраняемой зоной. В письме, направленном ОАЭ, говорилось, что Аль-Йасат находится в территориальных водах ОАЭ и что Эмираты не признают никаких суверенных прав других государств над морскими водами за пределами средней линии, разделяющей территориальные воды ОАЭ и Саудовской Аравии напротив провинции Аль-Ахса. Это письмо последовало после того, как Саудовская Аравия выразила несогласие с объявлением ОАЭ о том, что Аль-Йасат является её морской охраняемой территорией, считая это нарушением международного права.

Корни спора вокруг района Аль-Йасат уходят к Джиддинскому соглашению, подписанному в 1974 году, на котором были определены границы двух стран. Спор связан с историческим конфликтом вокруг района Аль-Бурайми, включающего в себя Аль-Йасат. Этот конфликт был частично урегулирован Джиддинским соглашением 1974 года, но некоторые районы, включая Аль-Йасат, остались спорными, как это часто бывает с колониальными соглашениями, оставляющими спорные пограничные точки, которые трудно разрешить заинтересованным сторонам. Аль-Йасат находится рядом с морскими нефтяными месторождениями, что делает его экономически важным как для ОАЭ, так и для Саудовской Аравии. Морская зона Аль-Йасат включает четыре острова с прилегающими водами и расположена в крайней юго-западной части Абу-Даби.

В последние годы усилилось соперничество между ОАЭ и Саудовской Аравией за региональное влияние из-за различий в их международной политической принадлежности.

Этот спор не проявлял себя до момента объявления ОАЭ в 2005 году о том, что район Аль-Йасат является её морской охраняемой зоной. В течение девятнадцати лет Саудовская Аравия молчала по поводу этого объявления. Однако недавно Саудовская Аравия заявила о своём несогласии с этим объявлением и в марте 2024 года направила письмо в ООН, в котором выразила протест против этого. Письмо, направленное от Министерства иностранных дел Саудовской Аравии Генеральному секретарю ООН, указывает, что Саудовская Аравия не признаёт никакой юридической силы за объявлением ОАЭ о том, что Аль-Йасат является её морской охраняемой зоной в соответствии с эмирским указом № 4 от 2019 года. Саудовская Аравия также заявила, что не признаёт никаких действий, осуществляемых правительством ОАЭ в морской зоне у саудовского побережья, и добавила, что «Саудовская Аравия настаивает на всех своих правах и интересах в соответствии с пограничным соглашением, обязательным для обеих сторон, заключённым между двумя государствами 21 августа 1974 года в соответствии с международным правом». Саудовская Аравия потребовала, чтобы ООН распространила эту записку в качестве официального документа.

ОАЭ ответили на письмо Саудовской Аравии, направив своё письмо Генеральному секретарю ООН, в котором вновь подтвердили свой суверенитет над районом Аль-Йасат и ответили на протест Саудовской Аравии. В письме ОАЭ говорится, что они «не признают за Саудовской Аравией никаких морских зон, суверенных прав или юрисдикции за пределами средней линии, разделяющей территориальные воды ОАЭ и территориальные воды Саудовской Аравии напротив провинции Аль-Ахса».

Это район не является единственным пограничным спором между двумя странами. Также существует спор вокруг крупного нефтяного месторождения Шайба, которое полностью контролируется Саудовской Аравией, лишая ОАЭ какой-либо выгоды от его эксплуатации.

Эти хронические пограничные споры между двумя странами привели к усилению политического конфликта между ними, сделав явным политическое противостояние за влияние и интересы, которое ранее не проявлялось. Временные договорённости и соглашения между сторонами теперь подвержены риску распада. Дополнительным усугубляющим фактором в этом конфликте для ОАЭ является то, что Саудовская Аравия начала конкурировать с Эмиратами в туристической и развлекательной сферах, привлекая иностранцев, распространяя пороки и разврат, организовывая никчёмные фестивали и строя города греха, такие как Неом и Аль-Ула, разрешая употребление алкоголя, азартные игры и различные другие пороки, что ранее было исключительной прерогативой ОАЭ.

Всё это соперничество между сторонами является продолжением регионального политического противостояния за зоны влияния США и Великобритании. Например, в Йемене ОАЭ поддерживают сепаратистский Переходный совет в Адене, стремясь утвердить разделение между севером и югом Йемена, а также отстоять контроль над островом Сокотра, используя его как базу для заговоров против Йемена и региона. ОАЭ препятствуют политике примирения между йеменцами, которую проводит Саудовская Аравия по указанию США для укрепления позиций хуситов, чтобы контролировать все значимые политические силы Йемена.

В Судане ОАЭ поддерживают Силы быстрого реагирования под руководством Мухаммеда Хамдана Дагало (Хамидти) в вооружённом конфликте против суданской армии под руководством президента Абделя Фаттаха аль-Бурхана, которого поддерживает Саудовская Аравия.

В финансовой сфере ОАЭ выступили против предложения о размещении штаб-квартиры Центрального банка Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива в Эр-Рияде и вышли из соглашения о валютном союзе стран Персидского залива, что привело к заморозке проекта по введению единой валюты и созданию Центрального банка, подчинённого Совету. Это сорвало попытку Саудовской Аравии установить финансовое, экономическое и политическое господство в Совете.

ОАЭ начали ощущать давление со стороны Саудовской Аравии в сфере коммерческой и экономической конкуренции, так как Саудовская Аравия начала оказывать давление на международные компании и агентства, чтобы те переносили свою деятельность из Дубая в Эр-Рияд. Это особенно стало актуальным после принятия Саудовской Аравией политики открытости, поощрения всевозможных развлекательных художественных и спортивных мероприятий и их привлечения в свою страну. Это представляет собой явный вызов положению и лидерству ОАЭ в этой сфере.

В нефтяной сфере страны-экспортёры нефти (ОПЕК), по указанию Саудовской Аравии, сократили мировую добычу нефти. ОАЭ категорически были против этого сокращения и требовали увеличить объём экспорта нефти, особенно своего собственного, но не добились успеха.

Таким образом, ОАЭ всегда стояли на противоположной от Саудовской Аравии стороне, делая это лишь для того, чтобы ослабить её, истощить её силы и упразднить её влияние.

Эти страны Персидского залива, будучи марионетками, на самом деле не совершают никаких полезных действий для Уммы. Они либо служат интересам своих хозяев — американцам, британцам и западным странам в целом, и неверным в более широком смысле, либо конфликтуют, конкурируют и борются за крохи, которые им подбрасывают их хозяева, с целью разделить Умму, ослабить её и помешать её единству и возрождению.

 

Газета «Ар-Рая»
Ахмад Аль-Хатвани
12.06.2024 г.

Последний номер газеты Ар-Рая на арабском
Интервью с Османом Баххашем о газете «Ар-Рая»
Газета Ар-Рая