В СМИ активно обсуждаются столкновения между племенами в округе Курам, находящемся в пакистанской провинции Хайбер-Пахтунхва на северо-западе страны. Эти события преподносятся под заголовками «межмазхабных конфликтов», однако суть проблемы совершенно иная. Хотя религиозный фактор и играет определённую роль в этом, но он лишь усугубляет джахилийские племенные разногласия, которые являются корнем конфликта. Основная причина столкновений — спор за земли между племенами, обострившийся из-за практически полного отсутствия вмешательства со стороны местных и федеральных властей.
В субботу, 23 ноября 2024 года, племенные столкновения, длившиеся два дня из-за споров о земельных участках, привели к гибели по меньшей мере 32 человек. Двумя днями ранее аналогичные нападения унесли жизни 43 человек. Таким образом, общее число жертв с начала лета в округе Курам, расположенном на границе с Афганистаном, достигло около 150 человек. Эти конфликты часто начинаются из-за незначительных происшествий или стычек между племенами и усугубляются из-за отсутствия решений по спорным землям и утверждениями каждой из сторон, что именно она подверглась нападению.
Местные и федеральные власти Пакистана наряду с их силовыми структурами остаются в стороне и не предпринимают значимых мер для разрешения кризиса. А когда вмешиваются, усугубляют конфликт, усиливая межмазхабную рознь, акцентируя на этом внимание. Высокопоставленный сотрудник полиции сообщил агентству AFP: «Ситуация серьёзно обострилась», добавив: «Разгневанные шииты вечером атаковали район рынка Баган, который является преимущественно суннитским». Он отметил, что «нападавшие, использовавшие лёгкое вооружение — пулемёты и миномёты, открыли огонь, который продолжался в течение трёх часов. Сунниты со свой стороны открыли ответный огонь». Местный чиновник, попросивший не называть его имени, сообщил: «В субботу столкновения между шиитами и суннитами произошли в нескольких местах, что привело к гибели 32 человек, включая 14 суннитов и 18 шиитов». По словам другого чиновника, Джавадуллы Махсуда, «в результате атак сотни магазинов и домов были уничтожены пожаром в районе рынка Баган». Он добавил, что региональные власти проинформированы о серьёзности ситуации и об острой необходимости срочного ввода дополнительных сил.
Хотя всем сторонам конфликта ясно, что в основе столкновений между племенами с разными религиозными взглядами лежат земельные споры и то, что племенные кодексы чести нередко преобладают над правопорядком, который пытаются установить правоохранительные органы, однако правительство и СМИ, особенно западные, упорно называют эти конфликты религиозными, а не племенными столкновениями из-за земельных разногласий. Это соответствует политике властей, направленной на углубление разделения внутри общества. Пакистанская комиссия по правам человека, неправительственная организация, защищающая свободы, подчеркнула: «Повторяющиеся инциденты свидетельствуют о неспособности федеральных и региональных правительств обеспечить безопасность людей и сдержать распространение оружия в этом районе». На этой неделе горные районы на северо-западе страны стали ареной нескольких нападений, в которых погибло не менее 20 солдат, а семеро сотрудников полиции были похищены и удерживались на протяжении суток.
Американский крестовый поход против исламских земель, начавшийся с Афганистана и продолжившийся в Ираке, сопровождался политикой, направленной на разжигание религиозных и межмазхабных конфликтов, хотя до этого народы этих регионов, несмотря на разнообразие их верований и мазхабов, веками жили в мире и согласии. Разногласия, как открытые, так и скрытые, практически не наблюдались. Индийский субконтинент, где сосредоточено множество вероисповеданий и этнических групп, на протяжении веков находился под исламским правлением и за всю историю этого периода не было зафиксировано конфликтов между ними. В Пакистане и Афганистане деление на суннитов и шиитов стало известным лишь после вторжения Америки и её союзников-крестоносцев. С этого момента племена начали разделять хазарейцев, пуштунов или таджиков по их мазхабным различиям. Америка целенаправленно организовывала убийства и взрывы, приписывая их одной из сторон, чтобы посеять вражду и ненависть между единоверцами. Эта же стратегия была реализована и в Ираке.
Народам Пакистана и Афганистана следует осознать, что Ислам, ниспосланный Всевышним Аллахом, — это религия для всего человечества, которая отвергает сектантство и религиозный фанатизм. Аллах говорит:
وَجَاهِدُوا فِي اللهِ حَقَّ جِهَادِهِ هُوَ اجْتَبَاكُمْ وَمَا جَعَلَ عَلَيْكُمْ فِي الدِّينِ مِنْ حَرَجٍ مِلَّةَ أَبِيكُمْ إِبْرَاهِيمَ هُوَ سَمَّاكُمُ الْمُسْلِمِينَ مِنْ قَبْلُ وَفِي هَذَا لِيَكُونَ الرَّسُولُ شَهِيداً عَلَيْكُمْ وَتَكُونُوا شُهَدَاءَ عَلَى النَّاسِ فَأَقِيمُوا الصَّلَاةَ وَآتُوا الزَّكَاةَ وَاعْتَصِمُوا بِاللهِ هُوَ مَوْلَاكُمْ فَنِعْمَ الْمَوْلَى وَنِعْمَ النَّصِيرُ
«Сражайтесь на пути Аллаха надлежащим образом. Он избрал вас и не сделал для вас никакого затруднения в религии. Такова вера отца вашего Ибрахима (Авраама). Аллах нарёк вас мусульманами до этого и здесь (в Коране), чтобы Посланник был свидетелем о вас, а вы были свидетелями о людях. Совершайте намаз, выплачивайте закят и крепко держитесь за Аллаха. Он - ваш Покровитель. Как же прекрасен этот Покровитель! Как же прекрасен этот Помощник!» (22:78).
Посланник Аллаха ﷺ сказал в своей прощальной проповеди:
لَا فَضْلَ لِعَرَبِيٍّ عَلَى عَجَمِيٍّ، وَلَا لِعَجَمِيٍّ عَلَى عَرَبِيٍّ، وَلَا لِأَبْيَضَ عَلَى أَسْوَدَ، وَلَا لِأَسْوَدَ عَلَى أَبْيَضَ إِلَّا بِالتَّقْوَى، النَّاسُ مِنْ آدَمَ، وَآدَمُ مِنْ تُرَابٍ
«Нет преимущества у араба над неарабом, как и у неараба над арабом, также у белого над чёрным, как и у чёрного над белым, кроме как по богобоязненности. Все люди (произошли) от Адама, а Адам (сотворён) из глины» (аль-Байхаки).
Ислам требует решать любые разногласия в соответствии с Кораном и Сунной Пророка, мир ему и благословение Всевышнего.
Вдобавок к этому Аллах нас предупреждает:
وَمَنْ يَقْتُلْ مُؤْمِناً مُتَعَمِّداً فَجَزَاؤُهُ جَهَنَّمُ خَالِداً فِيهَا وَغَضِبَ اللهُ عَلَيْهِ وَلَعَنَهُ وَأَعَدَّ لَهُ عَذَاباً عَظِيماً
«Если же кто-либо убьет верующего преднамеренно, то возмездием ему будет Геенна, в которой он пребудет вечно. Аллах разгневается на него, проклянет его и приготовит ему великие мучения» (4:93).
Мусульмане должны осознать, что причина всех разногласий — это отсутствие халифа, который мог бы объединить наши ряды и разрешить все разногласия. Только возвращение Ислама как системы жизни путём установления Второго Праведного Халифата по методу пророчества способно решить наши проблемы. Пророк Мухаммад ﷺ, прибыв в Медину, объединил враждующие арабские племена Аус и Хазрадж, а также установил братство между ними и мухаджирами, основав там Исламское государство. Именно поэтому каждый мусульманин, признающий Единство Аллаха, должен стремиться к созданию Исламского государства и присяге халифу, за которым они будут сражаться и под защитой которого найдут безопасность, и который устранит разногласия между ними.
Газета «Ар-Рая»
Билял Аль-Мухаджир, Пакистан
04.12.2024