Арабская версия газеты The Independent опубликовала 15 мая 2025 года статью тунисского журналиста Хаммади аль-Маамари под заголовком: «Заморозка 12 политических инициатив тунисской оппозиции». Все эти инициативы сходились на призыве к возвращению к демократии и партнёрству, однако власть отказывается сворачивать процесс, начатый 25 июля 2021 года.
Суть статьи сводится к следующему: с 2020 года в Тунисе появилось более 12 политических инициатив, направленных на преодоление политического застоя, а также экономических и социальных кризисов. Среди них — инициатива Общенационального диалога, выдвинутая Всеобщим профсоюзом Туниса, Народный национальный спасательный конгресс коалиции «Сумуд», три инициативы по спасению гражданских организаций, а также проект «Такаддум» историка Аделя аль-Латифи. Несмотря на разнообразие в позициях, от поддержки курса, начатого 25 июля 2021 года, и до его критики — все эти инициативы провалились: ни одна из них не смогла завоевать доверие народа или объединить политические силы вокруг общего проекта. Причина этого — повторение старых моделей диалога, целью которых были не коренные реформы, а передел власти.
Аналитики и активисты объясняют этот провал несколькими причинами: отказ правящей власти взаимодействовать с инициативами, нежелание партий пересматривать ошибки прошедшего десятилетия (2011–2021), которое ознаменовалось коррупцией, иностранным финансированием и узкопартийными конфликтами. Демонизация партий, преследование их лидеров, утрата доверия народа и превращение этих партий в замкнутые, неспособные к самокритике структуры сделали их инициативы нереалистичными. Тем более что в современных условиях влияние социальных сетей превосходит влияние традиционных партий.
Когда Умма потерпела военное поражение перед Западом, ею овладел комплекс «подражания побеждённого победителю» и она переняла плоды западной политической мысли в результате последовательного приручения сформированных элит. В итоге образовался политический класс, оторванный от Уммы и её просвещения, вследствие принятия западных идей, противоречащих мировоззрению Уммы. Наиболее заметные из них следующие:
- Отделение религии от государства (являющееся результатом противостояния с церковью на Западе);
- Идея компромисса (между прямым народовластием и монархическим правлением).
Отождествление политических элит с западной моделью
Эти элиты последовали западному подходу в следующем:
1. Принятие западных политических теорий для решения вопросов на конференциях и в рамках прочих инициатив.
2. Ограничение своей политической практики демократическими рамками, особенно идеей коллективного правления через:
- парламент (законодательная власть);
- совет министров (исполнительная власть);
3. Создание партий на демократической основе;
4. Принятие идеи организаций гражданского (светского) общества или так называемой третьей ветви власти в качестве моста между государством и обществом, а также как инструмента политического влияния путём финансирования этих организаций.
Исторические корни кризиса
Революции в Умме на протяжении веков вспыхивали как форма протеста против несправедливости и угнетения. Восстания XX и XXI веков, такие как «арабская весна», были народной реакцией на:
1. Свержение Османского халифата и раздробление земель мусульман;
2. Навязывание светских капиталистических режимов в качестве замены исламскому Шариату;
3. Манипулирование колонизаторами и их пособниками фальшивыми лозунгами, такими как «национализм», «панарабизм», «социализм», «демократия».
Революции «арабской весны», особенно в Тунисе, были перехвачены путём продвижения идеи политического плюрализма как «идеального» решения для заполнения вакуума в правлении при сохранении существующего капиталистического строя. Это предложение легко было воспринято как естественная реакция на диктатуру, под гнётом которой жили народы, и потому оно было закреплено как альтернатива однопартийному тоталитарному правлению.
Ловушка политического плюрализма оказалась удобной приманкой для партий и политических сил, лишённых идеологической и культурной альтернативы, стремившихся лишь к свержению правящих диктатур и занятию их места у власти.
Целенаправленное внимание было обращено именно на политические партии как на главный актив политической деятельности, инструмент связи между властью и народом, а также как на естественного преемника и исторического конкурента диктаторских лидеров. Именно с этой позиции политический плюрализм стал одним из основных инструментов обмана и растворения революций с целью их последующего подавления и разделения их плодов между партиями.
Критика феномена политических инициатив
Политические инициативы по своей сути — это коварные обезболивающие, отвлекающие от коренного решения кризиса власти. Более того, они лишь усугубляют проблему, потому что:
- Проистекают из провалившейся демократической системы;
- Реализуются правителями, давшими страну в залог внешним силам;
- Превращают конфликт в борьбу между политическими ставленниками, стремящимися к монопольному владению властью.
В конечном счёте любая инициатива, не затрагивающая структуру правления и внешнее влияние, подобна лечению рака аспирином.
Суждение о чём-либо вытекает из восприятия этого
Если на какую-то проблему смотрят как на политическую, то и активность вокруг неё будет политической — в форме инициатив, дипломатии и взаимодействия с существующими режимами. Но если на неё смотрят как на военную проблему, как, например, на палестинский вопрос, тогда восприятие, планирование и усилия концентрируются вокруг военной составляющей, независимо от политических измерений.
Точно так же, если мы имеем дело с политическими режимами, утратившими свою легитимность и свергнутыми в ходе революций, охвативших страны целиком и требующих радикальных перемен, необходимо исходить из самой основы существующих режимов. А это требует полного разрыва с ними отношений, привлечения их к ответственности, а также проведения коренного преобразования, способного ликвидировать эти режимы со всеми их идеологическими, политическими и юридическими основами.
Это выражается в трёх ключевых пунктах:
- Отказ от декоративных политических инициатив;
- Полный разрыв с колониальной системой и исходящими из неё режимами;
- Выдвижение идеологической альтернативы, исходящей из идентичности Уммы и её акыды.
Страдания под гнётом светских режимов
После разрушения Османского халифата народ в Тунисе и на других землях мусульман был подвержен глубокой геополитической фрагментации, что привело к навязанному правлению в рамках светских систем, созданных колонизаторами. Мусульманам навязывались различные формы управления и чуждые принципы власти — то с помощью подкупа, то с помощью огня и меча.
Ни одна из этих моделей правления, будь то социализм, капитализм или иные, не принесла ничего, кроме страданий, провала, разорения стран и морального разложения. Большинство из этих режимов привели к глубоким раздорам внутри единой Уммы, породили конфликты и вражду, приведшие к волнам убийств, пыток и репрессий против инакомыслящих.
Эта ужасающая картина всегда формировалась под наблюдением колонизатора, который управлял политическими схватками из-за кулис, подбирал правителей «под нужды текущего этапа» и не выпускал из поля зрения активность Уммы, опасаясь, что она вновь обретёт свой путь, а именно образ жизни, основанный на исламской Акыде.
Ислам призывает к сплочённости вокруг верви Аллаха и запрещает всё, что ведёт к разобщению и расколу среди мусульман. Он побуждает к благонравию, к соперничеству в добре и благодеяниях, к призыву к истине — и всё это становится прочной основой для создания политических партий, которые соревнуются в благородных и возвышенных делах, вдали от мелочности, взаимных обвинений в предательстве и очернения оппонентов, что лишь порождает вражду и даёт врагам повод для манипулирования.
Ислам — это Откровение от Всевышнего, содержащее коренные решения всех человеческих проблем посредством подлинного исцеления всех сторон жизни — экономической, политической, социальной. Мусульмане и другие народы жили под сенью Ислама в благополучии и в здравии веками. Неужели мы не осознаем сегодня, что решения наших проблем кроются в Его законах? Неужели мы не понимаем, что именно эти законы регулируют распределение богатств, виды собственности и устанавливают метод привлечения к ответственности правителя, если он совершает несправедливость или ошибку?
Всевышний Аллах говорит:
وَنَزَّلْنَا عَلَيْكَ الْكِتَابَ تِبْيَاناً لِكُلِّ شَيْءٍ وَهُدًى وَرَحْمَةً وَبُشْرَى لِلْمُسْلِمِينَ
«Мы ниспослали тебе Писание для разъяснения всякой вещи как руководство к прямому пути, милость и благую весть для мусульман» (16:89).
Ислам не оставил ни малого, ни большого вопроса без шариатского решения. Нет такой проблемы человека, которой бы Ислам не дал правильного решения. Но, к сожалению, эти законы были упразднены из жизни мусульман, и они оказались под гнётом систем неверия и тирании, утратив и этот мир, и Будущую жизнь.
Но сегодня, хвала Аллаху, истина стала очевидной. Ясно проявилось превосходство Ислама и его законодательства над всеми другими системами. В условиях развития исследовательских средств и широкого доступа к информации, а также при наличии качественной альтернативы, представленной партией «Хизб ут-Тахрир», подлинное изменение стало насущной политической необходимостью. Оно лишь ждёт решимости Уммы и обладателей силы и мощи, чтобы навсегда перевернуть страницу деспотического правления и воплотить благую весть Посланника Аллаха ﷺ — установление Праведного Халифата по методу пророчества, который будет претворять законы Ислама во всех сферах жизни, обеспечивая господство и справедливость в этом мире и спасение и успех в Вечности.