11
Ср, фев

Оборонное сотрудничество между Иорданией и Пакистаном — масштабы и вопросы

Газета «Ар-Рая»
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

Иордания и Пакистан обсудили пути укрепления оборонного и учебно-тренировочного сотрудничества между двумя странами. Это произошло в ходе приёма начальником Объединённого комитета начальников штабов иорданской армии, генерал-лейтенантом Юсуфом аль-Хунайти, в своём офисе в столице Аммане, начальника штаба сухопутных войск Пакистана, фельдмаршала Асима Мунира.

В заявлении иорданской армии сообщается, что стороны обсудили «направления совместного военного сотрудничества и координации, а также способы укрепления двусторонних отношений между вооружёнными силами двух стран». Данная поездка стала продолжением предыдущего визита фельдмаршала Асима Мунира в королевство в конце октября 2025 года, а также визита короля Иордании Абдаллы II в компанию Global Industrial and Defence Solutions в столице Пакистана Исламабаде. Во время визита монарх ознакомился с деятельностью этой государственной компании, специализирующейся на научных исследованиях, разработках и производстве оборонной техники с использованием современных технологий.

Обмен визитами между двумя государствами не является чем-то новым: отношения между ними носят исторический характер. Однако последние события и напряжённая региональная обстановка задали этим контактам новые направления. Вокруг этих шагов появилось множество интерпретаций. Некоторые связывают их со стратегическим союзом между Индией и еврейским образованием, который представляет собой прямой вызов национальной безопасности Пакистана. Сторонники этой точки зрения считают, что развитие иордано-пакистанских отношений направлено на противодействие поставкам еврейским образованием Индии современных систем противовоздушной обороны, таких как система «Барак», беспилотников Гермес, а также технологий радиоэлектронной войны, усиливающих возможности Нью-Дели в пограничных конфликтах.

Однако реальность может быть совершенно иной. Отношения Иордании с еврейским образованием отличаются такой глубиной, что трудно представить участие Иордании в каких-либо союзах, способных угрожать безопасности евреев. Это обусловлено не только обязательствами по соглашению Вади-Араба, но и тем, что характер отношений между иорданским режимом и еврейским образованием выходит далеко за рамки официальных формальностей и хорошо известен всем. Иордания не вступает в альянсы против иудеев и не выступает против их связей с другими силами.

Точно так же нельзя рассматривать это сближение как реакцию на действия ультраправых экстремистов на Западном берегу, как это пытаются представить некоторые, утверждая, что визит «укрепляет позицию Иордании по палестинскому вопросу» или «оказывает давление на «Израиль», чтобы тот отказался от поддержки Индии в таких вопросах, как Кашмир». Подобные рассуждения о «географическом и дипломатическом окружении» еврейского образования через трёхсторонние соглашения с Турцией или Саудовской Аравией лишены политической объективности. Пакистан следует американскому политическому курсу самым явным образом и уже пошёл на уступки в вопросе Кашмира, являющегося частью собственной территории. В такой реальности как же он может принести реальную пользу Палестине, если главным и решающим игроком в регионе остаются Соединённые Штаты, которые управляют этим вопросом целиком и полностью?!

Подобные трактовки далеки от реальности. Более того, ситуация, вероятно, гораздо глубже и опаснее. Речь идёт о новой американской стратегии, основанной на передислокации своих сил и переориентации основного военного и политического внимания на западное полушарие. Администрация Трампа не видит большой пользы в прямом вмешательстве за исключением случаев, когда речь идёт об экономической выгоде или явной угрозе её интересам. Поэтому Америке необходимы альтернативные или прокси-силы, способные заполнить образовывавшийся вакуум.

И для Вашингтона нет лучших кандидатов для этой роли, чем государства, вращающиеся в его орбите и находящиеся у него на службе. Именно им отводится эта функция под видом «исламского военного сотрудничества» или «арабского НАТО». Следовательно, подобные соглашения, вероятнее всего, являются подготовительным этапом к формированию сил-заменителей, которые займут место американских войск в случае их вывода. При этом будет вестись манипуляция чувствами народов — через утверждения, будто эти союзы направлены против «индо-иудейского» альянса и служат палестинскому делу.

В заключение следует отметить, что эти силы не выйдут за рамки отведённых им функциональных ролей и ни в коей мере не повлияют на отношения с еврейским образованием. И по-настоящему горько осознавать, что эти армии приводятся в движение ради обслуживания интересов крупных держав, оставаясь при этом бессильными поддержать дела Уммы — будь то в Кашмире или Палестине. А ведь изначальное предназначение этих армий — защищать неприкосновенность Ислама, а не служить интересам его врагов.

 

Саад ад-Дин Халид
21.01.2026 г.
Последний номер газеты Ар-Рая на арабском
Газета Ар-Рая