В своей знаменитой книге «Солнце Аллаха сияет на Западе» немецкий ориенталист Зигрид Хунке, сравнивая больницы Европы и Халифата, пишет: «Среди лучших лечебниц, построенных на землях франков, была больница «Отель-Дьё» в Париже».
Описывая то, что происходило в этой больнице, она пишет: «На земле было много соломы, на которой больные теснились так, что ноги одних находились рядом с головами других. Дети — рядом со старыми, а мужчины — рядом с женщинами. Поразительно, но это было реальностью. Еды было очень мало. Здание, забитое больными, кишело самыми опасными насекомыми. Воздух внутри был настолько невыносимым, что сотрудники больницы, перед тем, как войти в здание, закрывали свои носы и рты губкой, пропитанной уксусом. Трупы погибших лежали на своих местах двадцать четыре часа, часто — даже дольше, прежде чем их забирали. В течение всего этого времени больные были вынуждены лежать рядом с мёртвыми телами».
Описывая состояние больниц Халифата, она приводит письмо французского пациента в Кордове, адресованное его отцу во Францию: «Дорогой отец, ты спрашиваешь меня, нужны ли мне деньги, но я хочу сказать, что когда я выйду из больницы, то получу новую одежду и пять золотых монет, так что мне не придётся работать некоторое время. Тебе не нужно продавать часть своего скота. Но ты должен поспешить, если хочешь застать меня здесь. Сейчас я нахожусь в ортопедическом отделении рядом с операционной. Если ты зайдёшь через главный вход, то пройдёшь южный внешний зал. Это — поликлиника, куда меня забрали после того, как я упал. Там каждый больной сначала осматривается санитарами и студентами, и те, кто не нуждается в стационарном лечении, могут получить свой рецепт, по которому выдают лекарства в соседней аптеке.
После обследования я был зарегистрирован и доставлен к старшему врачу, затем санитар отвёл меня в мужское отделение, где я принял ванну и надел чистую больничную одежду. Ты также увидишь слева библиотеку и большой зал, где главный лекарь читает лекции студентам. Там будет проход, который ведёт к женскому отделению, поэтому тебе нужно держаться правее и пройти мимо внутреннего и хирургического отделения. Если ты услышишь музыку или пение из комнаты, загляни внутрь. Может быть, тогда я буду в комнате отдыха для выздоравливающих, где у нас есть музыка и книги для приятного времяпровождения.
Сегодня утром, как обычно, пришёл главный врач с большой группой своих помощников и осмотрел меня. Затем он продиктовал врачу отделения то, что я не понял. После того, как главврач ушёл, доктор объяснил мне, что утром я могу встать на ноги и скоро могу выписаться из больницы. Но я не хочу уходить. Здесь всё такое красивое и чистое: кровати мягкие, простыни из белого дамаста, одеяла нежные как бархат. В каждой комнате есть водопровод, и каждая комната отапливается в холодные ночи. Почти каждый день здесь кормят мясом птицы или жареной бараниной, но только тех, для кого эта еда не тяжёлая. Так что поспеши, пока не пожарилась моя последняя курица».
Новостной обзор Газета «Ар-Рая»
22.04.2020