29
Пт, март

О связи задержки похорон Посланника Аллаха ﷺ и присяги

Новости и комментарии
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia



Вопрос:

Мир вам, милость Аллаха и Его благословение! Пусть Аллах поможет вами и всем, кто несет это последнее слово, по воле Аллаха, как Он любит и чем Он доволен.

Есть те, кто говорят, что вывод Хизба и некоторых иных ученых о том, что отсрочка похорон Пророка ﷺ не является доказательством на обязательность присяги. Они говорят, что отсрочка была по другим причинам, как например, промедление мусульман для присутствия на джаназа. А доказательством служит то, что непосредственно после смерти Пророка ﷺ мусульмане встали для установления Имама, и это доказательство на обязательность присяги, а вовсе не отсрочка с похоронами, а поэтому нет связи между отсрочкой похорон и присягой. Не разъясните ли вы нам это подробно? От Хафедх Амдоуни.

Ответ:

И вам мир, милость Аллаха и Его благословение.

О, брат! Прежде, чем прежде чем ответить на твой вопрос об отсрочке похорон... укажу вам на некоторые основы шариатских законов:

Основой в шариатском положении, все равно было ли это слово или поступок, это то, что он несет за собой какое-то требование и нуждается в предпосылке (къарине), которая разъясняет это требование. Если существует къарина, то она несет в себе решение, и поэтому требование становится решительным, т. е. обязательным (фард). Если же къарина не несет решение, но несет вероятность блага в себе, то требование становится нерешительным, т. е. желательным (мандуб). Если же къарина несет в себе выбор, то требование переходит в форму свободного выбора (мубах).

Это относится ко всем постановлениям Шариата, все равно было ли это постановление «словом» в Книге Аллаха Всевышнего, или в Сунне Его Посланника ﷺ, или было делом от Посланника ﷺ, или было единодушным действием его сподвижников (иджма ус-сахаба) (р.а.), или это было признано Посланником Аллаха ﷺ:

1. Например: слова Аллаха Всевышнего:

فَإِذَا قُضِيَتِ الصَّلَاةُ فَانْتَشِرُوا فِي الْأَرْضِ وَابْتَغُوا مِنْ فَضْلِ اللَّهِ وَاذْكُرُوا اللَّهَ كَثِيرًا لَعَلَّكُمْ تُفْلِحُونَ

«Когда же намаз завершится, то разойдитесь по земле, ищите милость Аллаха и часто поминайте Его, - быть может, вы преуспеете» (62:10).

Здесь мы видим приказ فَانْتَشِرُو, «то разойдитесь», т. е. требование выходить из мечети после джума-намаза. Мы ищем къарину чтобы увидеть требование расходиться, т. е. выходить из мечети после окончания (т.е. указание на фард, мандуб или мубах), мы находим, что мусульмане после окончания джума-намаза, частично сразу выходили, часть из них ненадолго оставалась, а часть надолго. И это было одобрено Посланником Аллаха ﷺ, т. е. было все равно оставаться в мечети или нет, что указывает на то, что «то разойдитесь» положение в котором требование превращается в свободный выбор.

2. Остановка джаназа:

Вывел Нисаий в его «Сунане», говоря: «Сказал на Шуаба, от Абдуллаха ибн Аби ас-Сафар, который сказал: «Я слышал от Шаабий, который говорил, от Абу Саида, что «Посланник Аллаха ﷺ, когда проходила перед ним джаназа встал», и сказал Амр: «Поистине, Посланник Аллаха ﷺ встал, когда мимо него проходила джаназа». В данном случае Посланник Аллаха ﷺ встал, когда мимо него проходила джаназа, и это действие издает требование к вставанию. После этого мы ищем къарину для того, чтобы понять было ли это требование решительным (и тогда становится фардом), или же нерешительным, но имеет предположение блага (и становится мандубом). Или же оно оставлено на выбор и становится мубахом. Мы находим в «Сунане» Нисаий от Айюба от Мухаммада, что когда джаназа проходила мимо Хасана ибн Али и Ибн Аббаса, встал Хасан, а Ибн Аббас нет, и сказал Хасан: «Разве не встал Посланник Аллаха ﷺ, когда шла похоронная процессия за иудеем?» Ибн Аббас ответил: «Да, потом он ﷺ сел». Это указывает на то, что остаться на месте и сесть остается на выбор, т. е. мубахом.

Так же обстоит дело с присягой под навесом, и это действие на которое единодушное мнение сподвижников (иджма ус-сахаба). На требование присяги халифу указывает факт освобождения поста халифа. Для того чтобы определить является ли это требование фардом, мандубом или мубахом, мы ищем къарину и находим ее решительной от того, что сподвижники поставили заключение присяги перед похоронами покойного, а похороны – это фард. Это подразумевает, что присяга тоже фард, который еще важнее, чем фард похорон покойного.

Таким образом, доказательством того, что присяга халифу, если освободился пост халифа – это фард, служит то, что похороны Посланника Аллаха ﷺ были остановлены на время проведения присяги, при том, что похороны покойника это фар,д и перед ним может стоять только иной фард.

Таким образом, поистине, отсрочка похорон покойного была по причине присяги, и это разъясняет то, что присяга одному халифу обязательна и является фардом, а также каким именно фардом.
Это со стороны фикха.

Что же касается слов, что между отсрочкой похорон и присягой нет связи, а что это было отсрочка мусульманами для присутствия на джаназа, то это обстоятельство далекое от реальности произошедшего, потому как известие о смерти Посланника ﷺ разошлось стремительно. О нем слышали все мусульмане в Медине и вокруг нее, и мусульмане собрались в Медине и в мечети, но были заняты присягой Абу Бакру на заключение и подчинение. Вот для сама последовательность происходившего, как это передается:

Посланник Аллаха ﷺ умер в предполуденное время (духа) в понедельник и оставался не похороненным ночью на вторник. Днем во вторник Абу Бакру (р.а.а.) присягнули, после чего похоронили Посланника Аллаха ﷺ в середине ночи в среду. Присягнули Абу Бакру прежде, чем похоронили Посланника ﷺ. На это было иджма, исходящее из занятости выбором халифа прежде похорон покойного. Этого бы не случилось, если бы выбор халифа не был более первостепенной обязанностью, чем похороны покойного.

Поэтому отсрочка похорон не была для того, чтобы собрать мусульман для джаназа, а напротив, они сами собрались, особенно сподвижники, но были заняты присягой, и как только освободились от нее заключением и подчинением, занялись похоронами Посланника Аллаха ﷺ. Но когда? Посреди ночи после того, как закончили с присягой. Если бы отсрочка была связана с тем, чтобы собрать людей для джаназа, то джаназа была бы днем в понедельник или ночью во вторник и днем во вторник..., но они ждали завершения присяги Абу Бакру на заключение и подчинение, после чего сразу же приступили к похоронам Посланника ﷺ ночью в среду.

Поэтому после осмысления и раздумий о задержке похорон, становится ясным, что это не было ни по какой причине, кроме как по причине ожидания присяги Абу Бакру на заключение и подчинение, а это и есть суть связи с присягой.


Ваш брат Ата бин Халил Абу ар-Рашта
Ответ взят со страницы Амира в Facebook
22 Рабиъ ус-сани 1435 г.х.
22.02.2014

http://www.hizb-ut-tahrir.info/info/index.php/contents/entry_33558
Серия ответов амира Хизб ут-Тахрир, шейха Ата ибн Халиль Абу ар-Рашта, на вопросы посетителей страницы в Фейсбуке.

Главное меню