Для искоренения исламских ценностей в обществе Турецкой Республикой по системе образования был нанесён сильнейший удар в виде её секуляризации.
«Закон о стандартизации образования» от 3 марта 1924 года считается одним из ключевых революционных шагов республики, направленных на «модернизацию» и «секуляризацию» культурной жизни в Турции. С помощью данного закона просвещению и образованию в стране придали статус национального, а школы и религиозные заведения (медресе), действующие под контролем Шейх уль-Исляма Османского государства, были упразднены.
После принятия закона о стандартизации образования один за другим последовали новые законы, вносящие светские, современные и якобы научные реформы. С принятием закона «Об организации системы образования» от 2 марта 1926 года были заложены основы современной системы образования в Турции — теперь начальное, среднее и высшее образование стали основаны на единых принципах, а все учебные заведения должны иметь разрешение от государства, которое определяет предметы и методику преподавания в школах. Из школьной программы вычеркнули такие предметы, как тафсир, история тафсира, хадис, история хадиса и история науки калам; классы стали смешанными, а начальное образование в стране — бесплатным и обязательным. В период с 1925 по 1935 годы было издано множество законов: страна перешла с исламского календаря на григорианский; времена суток стали составляться по часам, а не по временам намазов, как ранее; цифры изменены с традиционных арабских на европеизированные; меры веса, длины, а также рабочие и выходные дни были приведены в соответствие с европейскими. Вторую половину субботы и воскресенье объявили выходными вместо пятницы. В это время вторая статья конституции Турецкой Республики гласила о том, что «религия Турецкого государства — Ислам», но 10 апреля 1928 года данная статья была упразднена, а вслед за этим был принята латиница вместо арабского алфавита — и вся страна вмиг оказалась неграмотной.
«Основной закон о народном образовании Турции» гласит: «Цель системы образования — воспитать каждого представителя турецкого народа как гражданина, который знаком со своими обязанностями и ответственностью, а также превращающего их в свои личные поступки и ценности перед Турецкой Республикой — демократическим, светским, правовым, социальным государством, привязанным к принципам и революционным реформам Ататюрка» (статья №2); «Система образования работает над реализацией и сохранением сильного, стабильного, свободного и демократического общественного порядка» (статья №11): «Светская система является основой в народном образовании Турции» (статья №13); «Образование — научное» (статья №13); «Совместное обучение мальчиков и девочек в школах является основой (процесса обучения — ред.)» (статья №15).
Иными словами, принятая светская система образования в стране, основанная на принципах и реформах Ататюрка, за последние более чем 90 лет ничего не сделала, кроме как воспитание западного поколения людей, не имеющих никаких связей со своим прошлым, но имеющих надпись «мусульманин» в удостоверении личности. Таким образом, в учебной программе не осталось ничего из Ислама, кроме предмета «религия», в котором нет ничего общего с истиной исламской религией, а напротив, там внедрена и изучается светская концепция религии, которая вписывается в официальную идеологию.
Образовательные учреждения, предоставляющие, как заявляется, исламское образование, такие как средние школы, где обучаются имамы-хатибы, и факультеты исламской теологии (иляхияты), на самом деле предоставляют ученикам светские знания, ограниченные поклонением, нравственностью и игнорирующие исламские системы. Здесь Ислам рассматривается как академическая дисциплина, находящаяся где-то на уровне истории и философии. Ученики встречают вместо знаний, которые сформируют у них исламскую личность, пару-тройку аятов и хадисов о нравственности и доктрине, которые необходимо зазубрить, чтобы поскорее сдать экзамены.
Наряду с этим, в школьной программе присутствуют помимо религиозных предметов те дисциплины, которые формируют такие взгляды на жизнь и понятия, которые являются крайне противоположными исламской доктрине. Например, теория Дарвина до сих пор не ушла с учебников биологии, несмотря на то, что с точки зрения Ислама это — явное неверие. Юридические факультеты обучают западной юриспруденции, изучение которой является запретным в Шариате. Экономические факультеты обучают модели капиталистической экономики, основы которой противоположны экономической системе Ислама. Капиталистическая система основана на процентах, налогах, идее ограниченности источников богатства и неограниченности человеческих потребностей, здесь, в отличие от Ислама, нет цели удовлетворить основные потребности людей, а преследуется цель обеспечения их всеми товарами и услугами, в которых нуждается каждый индивидуум. Капиталистическая экономика также сконцентрирована на увеличении национальной прибыли и производства, при этом вопрос удовлетворения основных и второстепенных потребностей человека оставлен на усмотрение его самого. Такое понимание экономики обогащает капиталистов, а большинство людей оставляет существовать в бедности. Помимо этого, капиталистическая экономическая система предоставляется в качестве единственной жизнеспособной альтернативы коммунистической экономической системе, провальность которой уже себя показала. Однако наличие исламской экономической системы, которая на протяжении всей истории своего существования показала успех на всей территории, где она применялась, игнорируется.
На медицинских факультетах практикуется вскрытие. Клевета и ложь в адрес мусульманских лидеров на уроках истории выдаётся за правду, как и обрываются все связи молодёжи со своим славным прошлым и предками. Уроки философии внедряют заблудшие взгляды и доктрины, засоряя молодые умы. Психология и социология выдаются за науку, где научное и разумное мышление перемешиваются между собой и приходят к результатам, противоречащим исламской идее. Например, любой проступок или расстройство, которое может иметь место в человеке, такое как гомосексуализм или депрессия, выдаётся в качестве «сбоя» в головном мозге, а не как результат вредных порочных понятий и склонностей в человеке. Хотя на самом деле Ислам не только с лёгкостью лечит такие отклонения, но ещё и успешно предупреждает их появление. Итогом всего этого является то, что молодёжь, будучи лишённой как мирских, так и относящихся к Ахира благ, с застрявшим между ними укладом жизни, так не получает ни академического успеха, ни степени достойного перед Аллахом раба.
Модель образования, ориентированная на формирование светских людей, полностью отдаляет мусульманскую молодёжь от исламской точки зрения на жизнь, вместо этого приобщая к западному образу жизни. Турецкая Республика, импортируя западную модель жизни, одновременно импортирует в мусульманскую среду и болезни, губящие западные общества. Смешанные классы сами по себе являются бедой, катализирующей неуспеваемость учеников. От таких классов начал отказываться даже Запад, но идеологические соображения в Турции не дают системе образования прекратить настаивать на смешанных классах. Драки учеников, вызванные излишней эмоциональной близостью, половым влечением и ревностью к противоположному полу — дело, ставшее уже обыденностью в школах страны, а преступления и суициды на этой почве заполонили сводки новостей. Согласно докладу Профсоюза работников сферы образования и науки Турции «Eğitim-Sen», опубликованному под названием «Сексизм (дискриминация по половому признаку) в образовании–2015», школы Турции стоят на первом месте по распространению насилия в отношении женщин и гендерного неравенства в обществе. Другой опрос «Eğitim-Sen» демонстрирует то, что 13% опрошенных учениц в школах подверглись физическим нападкам, 54% из которых осуществлены со стороны школьных банд. Помимо этого, 90,8% опрошенных признались в сериальной зависимости. Примером разврата, воцарившегося в школах, можно привести недавний скандал вокруг семнадцатилетней девушки в городе Текирдаг, продававшей тринадцатилетних учениц взрослым мужчинам и школьникам в сексуальное рабство.
Возраст приобщения к всё более и более распространяющейся алко- и наркозависимости опустился до 10 лет. За лечением от наркотиков каждый год обращаются почти 230 тыс. человек, 25% из которых — в возрасте 12-14 лет, а более 17% — младше 11 лет. 8% всех умерших от наркотиков людей составляют представители возрастной категории 15-19 лет, а 1,2% — это дети до 15 лет. Такие данные предоставляют органы безопасности. Институт статистики Турции «TURKSTAT» же, в свою очередь, указывает на то, что ежегодно около 115 тысяч детей попадают в отделения полиции за употребление, покупку или продажу наркотиков и психотропных веществ, совершение краж, разбоев или насильственных действий и повреждений имущества.
Несмотря на всё более удручающую картину, в стране с мусульманским населением до сих пор настаивают на светской модели образования, которая, к тому же, имеет западную финансовую поддержку в виде грантов и стипендий. Например, в этом направлении действуют такие образовательные программы Европейского Союза, как «Comenius», «Erasmus», «Leonardo da Vinci», «Grundtvig», «Молодёжная программа ЕС» и программа обучения за границей «Jean Monnet».
Мы привели лишь небольшую часть непрерывно удваивающихся проблем, вызванных светской системой образования, применяющейся в Турции уже более 90 лет. Что касается её академических успехов, то международные институты приводят неутешительные цифры. Так, уровень и качество образования математики учащихся четвёртых классов начальной школы и учащихся восьмых классов в стране ниже средних показателей «TIMSS» («Международное мониторинговое исследование качества школьного математического и естественнонаучного образования»). А в тесте Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся «PISA» турецкие подростки в возрасте 15 лет заняли предпоследнее место среди своих сверстников из 35 стран Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Эти данные - намного хуже по сравнению с предыдущими оценками «PISA». Что касается выпускников учебных заведений и взрослого населения, то, согласно данным программы многоэтапной оценки навыков и компетенций взрослого населения трудоспособного возраста «PIAAC» в странах ОЭСР, в областях чтения и математической грамотности Турция заняла третье место с конца, а в области решения задач в технологически насыщенной среде — последнее. Все оценки показывают то, что качество образования в Турции является низким и продолжает падать.
Реальная и основная цель системы светского образования заключается в том, чтобы предотвратить появление в обществе исламских личностей с правильным взглядом на жизнь. Причины очевидны: светская система образования светской Турецкой Республики работает над тем, чтобы мусульмане не видели в Исламе идеологию и не осознавали того факта, что республика создана для службы колонизаторским силам, надевшим оковы на Исламскую Умму. Появления прослойки просвещённых людей приведёт к тому, что они начнут изучать нынешнюю систему, увидят явную противоположность между своими убеждениями и ней и захотят её поменять на Праведный Халифат по методу пророчества. Ведь только практическое применение системы и законов, которые определил Аллах, позволит искоренить болезни, постигшие мусульманские народы и вызванные западной моделью правления и жизненного уклада. Может ли быть ещё большая угроза для секуляристской системы, чем появление просвещённых людей?
Для Центрального информационного офиса Хизб ут-Тахрир
Зехра Малик
22 Джумада аль-уля 1438 г.х.
19.02.2017 г.