В рамках Всемирного дня хиджаба, который ежегодно отмечается 1 февраля, в десятках стран мира проводились мероприятия с целью рассказать немусульманам о хиджабе.
Для нас, мусульманских женщин, может быть, самое подходящее время подумать о нашем взгляде на хиджаб и на то, что представляет собой это исламское одеяние.
За последние годы хиджаб во многих обществах претерпел огромную трансформацию из одеяния, носимого исключительно как исламское обязательство, в одежду, вошедшую в сферу моды и красоты. «YouTube» полон «блогерами красоты хиджаба», которые предлагают бесконечные варианты того, как надеть головной платок, чтобы выглядеть более модно и красиво. Модели в платках стали появляться на подиумах Нью-Йорка и Лондона и на обложках модных журналов. Западные актрисы и певицы стали надевать исламское одеяние с изысканным дизайном.
Расцветает так называемая «индустрия скромной моды», представляющая всё более блестящие и гламурные виды того, что они называют «исламская модная одежда». Совершенно очевидно, что для многих хиджаб стал выражением моды. Сиднейский блогер Wiwid Howat дал такой комментарий по поводу моды на хиджабы: «Всё более участившиеся показы хиджаба на подиумах, в «Instagram» и т.д. указывают на то, что хиджаб начинает больше восприниматься как аксессуар, нежели религиозный символ».
Неудивительно, что на этот рынок вышли крупнейшие модные бренды и компании по производству одежды, такие как «H&M», «Dolce & Gabbanna», «Tommy Hilfiger» и «Oscar de la Renta», производящие свой собственный ассортимент так называемого «скромного одеяния», в который входят головные платки и абайя. Почему они это делают? Потому что можно много заработать на индустрии, бюджет которой, по различным оценкам, к 2021 году составит 368 миллиардов долларов.
Эту трансформацию хиджаба из религиозного символа в своего рода моду многие назвали «расширением прав и возможностей» мусульманских женщин. Но так ли это на самом деле? Хиджаб часто представляется многим женщинам-мусульманкам как символ «расширения прав и возможностей» — он выражает неприятие объективации и сексуализации женщин, отказ от давления, которое создаётся для того, чтобы она соответствовала общественным ожиданиям красоты и имиджа, а также отказ от физической и финансовой эксплуатации женщин в многомиллиардной индустрии красоты и моды. Тем не менее, преобразование хиджаба из одежды, носимой исключительно как акт религиозной преданности, в модный аксессуар, к сожалению, столкнуло мусульманскую женщину вниз по склону бесправия и слабости.
Ношение различных видов «головных уборов», которые приемлемы и сформированы в соответствии с западными либеральными вкусами, не разрушает барьеры и заблуждения и не способствует принятию людьми истинного исламского одеяния, а просто добавляет ещё одну тенденцию в моду одежды. Украшение хиджаба и реклама скромности не повышают статус мусульманской женщины. Это скорее заставляет её зайти на минное поле в погоне за стереотипами красоты, установленными другими людьми, которые заставляют женщину чувствовать себя неуверенно по поводу своего имиджа и подвергаться финансовой эксплуатации в этом процессе.
Демонстрация украшенных мусульманских или немусульманских женских моделей, одетых в платок, на подиуме или на страницах журналов не является актом расширения прав и возможностей. Это та же самая объективация женщин для получения прибыли, когда они одеваются с целью выглядеть как можно более привлекательными, желательными и сексуальными, увеличивая продажи и доходы компаний. Всё это снижает статус и ценность женщин, концентрируя всё внимание только на их внешности, как это продемонстрировали полуодетые, украшенные женщины в головном платке на подиуме в рамках «Недели моды в Нью-Йорке 2016».
Хиджаб, который считается религиозным одеянием и отражает скромность мусульманской женщины, превратился в своего рода моду, направленную на повышение красоты женщины в обществе на основе ряда искажённых пониманий. Существует ошибочное убеждение, которое уводит мусульманских женщин в чувство самоуверенности — что Ислам позволяет ей определять или интерпретировать скромность в одежде так, как она пожелает. Они начинают считать, что «скромность — в глазах смотрящего» или «во всём есть выбор» и т.д. В соответствии с этими принципами все формы «головных уборов» или «скромной одежды», начиная от тюрбанов, бандан, прозрачных дупатт и «наполовину» платков, через которые видны волосы, шея или уши, до облегающей фигуру и полупрозрачной одежды, которая покрывает тело, но показывает все формы — всё это воспринимается как приемлемая исламская одежда.
Странно, что выполнение других исламских обязательств, таких как молитва, пост, выплата закята и совершение хаджа, не рассматривается как «в глазах смотрящего» и не оставляется «на усмотрение человека», а, скорее, понимается как положения, чётко определённые в исламских текстах, и что они должны тщательно соблюдаться. Но ведь исламская одежда ничем не отличается от других исламских постановлений, поскольку Аллах, предписывая обязательство, не оставляет вопрос открытым для личных прихотей и желаний людей относительно того, как его выполнить. На самом деле, форма исламского одеяния была подробно, полностью и всесторонне описана в исламских текстах. Всевышний Аллах говорит:
وَقُل لِّلۡمُؤۡمِنَٰتِ يَغۡضُضۡنَ مِنۡ أَبۡصَٰرِهِنَّ وَيَحۡفَظۡنَ فُرُوجَهُنَّ وَلَا يُبۡدِينَ زِينَتَهُنَّ إِلَّا مَا ظَهَرَ مِنۡهَاۖ وَلۡيَضۡرِبۡنَ بِخُمُرِهِنَّ عَلَىٰ جُيُوبِهِنَّۖ وَلَا يُبۡدِينَ زِينَتَهُنَّ إِلَّا لِبُعُولَتِهِنَّ أَوۡ ءَابَآئِهِنَّ أَوۡ ءَابَآءِ بُعُولَتِهِنَّ أَوۡ أَبۡنَآئِهِنَّ أَوۡ أَبۡنَآءِ بُعُولَتِهِنَّ أَوۡ إِخۡوَٰنِهِنَّ أَوۡ بَنِيٓ إِخۡوَٰنِهِنَّ أَوۡ بَنِيٓ أَخَوَٰتِهِنَّ أَوۡ نِسَآئِهِنَّ أَوۡ مَا مَلَكَتۡ أَيۡمَٰنُهُنَّ أَوِ ٱلتَّٰبِعِينَ غَيۡرِ أُوْلِي ٱلۡإِرۡبَةِ مِنَ ٱلرِّجَالِ أَوِ ٱلطِّفۡلِ ٱلَّذِينَ لَمۡ يَظۡهَرُواْ عَلَىٰ عَوۡرَٰتِ ٱلنِّسَآءِۖ وَلَا يَضۡرِبۡنَ بِأَرۡجُلِهِنَّ لِيُعۡلَمَ مَا يُخۡفِينَ مِن زِينَتِهِنَّۚ وَتُوبُوٓاْ إِلَى ٱللَّهِ جَمِيعًا أَيُّهَ ٱلۡمُؤۡمِنُونَ لَعَلَّكُمۡ تُفۡلِحُونَ ٣١
«Скажи верующим женщинам, чтобы они опускали свои взоры и оберегали свои половые органы. Пусть они не выставляют напоказ своих прикрас, за исключением тех, которые видны, и пусть прикрывают своими покрывалами вырез на груди и не показывают своей красы никому, кроме своих мужей, или своих отцов, или своих свёкров, или своих сыновей, или сыновей своих мужей, или своих братьев, или сыновей своих братьев, или сыновей своих сестёр, или своих женщин, или невольников, которыми овладели их десницы, или слуг из числа мужчин, лишённых вожделения, или детей, которые не постигли наготы женщин; и пусть они не стучат своими ногами, давая знать об украшениях, которые они скрывают. О верующие! Обращайтесь к Аллаху с покаянием все вместе, — быть может, вы преуспеете» (24:31).
Посланник Аллаха ﷺ сказал:
إِنَّ الْجَارِيَةَ إِذَا حَاضَتْ لَمْ يَصْلُحْ أَنْ يُرَى مِنْهَا إِلا وَجْهُهَا وَيَدَاهَا إِلَى الْمَفْصِل
«Когда девушка достигает половой зрелости, не дозволяется, чтобы у неё виднелось что либо, кроме лица и кистей рук» (Абу Дауд).
Эти шариатские доказательства подробно описывают обязательную форму исламской женской формы одежды и части тела (аврат), которые мусульманская женщина должна покрывать в присутствии мужчины, не являющегося для неё махрамом (мужчина, с которым она не может вступить в брак по Исламу). Они прямо указывают, что все части тела женщины, за исключением лица и кистей рук, и даже один волос, должны быть скрыты перед мужчиной, не являющимся махрамом, как об этом говорится в аяте. «За исключением тех, которые видны» — имеется в виду лицо и кисти рук, потому что это те части тела, которые были видны у мусульманских женщин перед Пророком ﷺ, и он одобрил такой вид одежды своим молчанием.
К такому выводу пришло большинство исламских учёных, среди которых Аиша (р.а.), Ибн Аббас, Имам Малик, Имам Шафии, имам ат-Табари, Катада и Муджахид. В толковании этого аята имам ат-Табари сказал: «Самое сильное и самое точное мнение заключается в том, что дозволенность касается лица и кистей рук. Это самое сильное и самое точное мнение, потому что все учёные единодушны в том, что каждый должен покрывать аврат во время совершения молитвы. Однако женщина не обязана во время совершения молитвы закрывать лицо и кисти рук, тогда как она должна покрыть все остальные части своего тела».
Аллах приказывает верующим женщинам опускать свои покрывала. Т.е. химар, который покрывает голову, должен опускаться на шею и вырез на груди. До ниспослания этого аята женщины покрывали свои головы химаром, бросая его концы на спину, при этом оставляя свои шеи, уши и верхнюю часть груди оголёнными. Однако в аяте Аллах приказал им покрыть эти части тела тем же химаром. В толковании этого аята Ибн Касир сказал: «Они должны опускать свой химар, покрывая им шею и вырез на груди, чтобы отличаться от женщин джахилии, которые открывали эти части тела». Поэтому Аллах приказывает женщине покрыть голову, шею и грудь своим химаром. Это также означает, что одежда не должна быть прозрачной или полупрозрачной, чтобы под ней можно было видеть кожу, так как это не выполняет обязательство скрывать аврат.
Когда женщина покидает свой дом и вступает в общественную жизнь, Аллах обязывает её надеть джильбаб (цельный верхний предмет одежды, который покрывает и скрывает домашнюю одежду, опускаясь от шеи до пола). Всевышний Аллах говорит:
يَٰٓأَيُّهَا ٱلنَّبِيُّ قُل لِّأَزۡوَٰجِكَ وَبَنَاتِكَ وَنِسَآءِ ٱلۡمُؤۡمِنِينَ يُدۡنِينَ عَلَيۡهِنَّ مِن جَلَٰبِيبِهِنَّۚ ذَٰلِكَ أَدۡنَىٰٓ أَن يُعۡرَفۡنَ فَلَا يُؤۡذَيۡنَۗ وَكَانَ ٱللَّهُ غَفُورٗا رَّحِيمٗا
«О Пророк! Скажи твоим жёнам, твоим дочерям и женщинам верующих мужчин, чтобы они опускали на себя (или сближали на себе) свои покрывала. Так их будут легче узнавать (отличать от рабынь и блудниц) и не подвергнут оскорблениям. Аллах — Прощающий, Милосердный» (33:59).
Сообщается, что Умм Атыйя сказала: «Посланник Аллаха ﷺ приказал нам в праздники аль-фитр и аль-адха выводить молодых девушек, сидящих за занавесами, а также имеющих месячные. Что касается имеющих месячные, то пусть они не совершают молитву, но участвуют в добрых делах и призыве. Я сообщила Посланнику Аллаха ﷺ о том, что у одной из нас нет джильбаба. На что он ответил: «Пусть возьмёт джильбаб у своей сестры» (Муслим).
В этом хадисе Пророк ﷺ ясно заявил, что ношение джильбаба — это условие, которое должна выполнять женщина, чтобы выйти в общественную жизнь, поскольку он не давал разрешения той, у кого нет джильбаба, покинуть свой дом. Вместо этого он повелел ей одолжить джильбаб у другой мусульманки. Это указывает на то, что надевать джильбаб при выходе в общественную жизнь является обязательным.
Учёные Ислама утвердили форму джильбаба. Ибн Хазам пишет: «В арабском языке джильбаб — это верхняя одежда, покрывающая всё тело. Кусок ткани, который слишком мал, чтобы покрыть всё тело, нельзя назвать джильбабом». Аль-Алуси, автор книги «Рух аль-Маани», написал: «Джильбаб — это верхняя одежда, которую женщина надевает поверх обычной одежды». Ибн Аббас говорил: «Джильбаб — это длинное свободное платье, которое покрывает тело женщины от шеи до ступней». Следовательно, в общественной жизни женщине недостаточно носить химар (платок) с юбкой и блузкой или рубашкой и брюками или любую другую форму одежды, которая просто покрывает аврат, но не соответствует велению Аллаха о ношении химара и джильбаба. Если она выйдет из дома без этих двух предметов одежды, независимо от того, был ли покрыт весь её аврат, то она будет совершать грех перед Аллахом.
Следовательно, в исламских текстах подробно и недвусмысленно описывается форма исламской одежды, и этот вопрос не оставлен на субъективное понимание человеком «женской скромности».
Сторонники этой трансмутации исламской одежды в моду, а также празднующие вступление мусульманских женщин в хиджабах в модельную индустрию, утверждают, что скромность и публичное выражение красоты могут быть объединены вместо разделения. Это — ошибочное утверждение (исходя из исламского понимания), и оно противоречит исламским требованиям к одежде. Уважение к скромности основано на предотвращении явного выражения своей сексуальности, в то время как украшением своего тела женщины стремятся привлечь внимание к своей сексуальности. Почему в западных странах возникают обвинения в «сексуализации женщин», когда компания просит своих сотрудниц использовать помаду и носить обувь на высоком каблуке?!
В Исламе скромность и публичное украшение женщины являются двумя несовместимыми положениями, поскольку существуют ясные исламские постановления, обязывающие первое и запрещающие второе. Всевышний Аллах говорит:
وَقُل لِّلۡمُؤۡمِنَٰتِ يَغۡضُضۡنَ مِنۡ أَبۡصَٰرِهِنَّ وَيَحۡفَظۡنَ فُرُوجَهُنَّ وَلَا يُبۡدِينَ زِينَتَهُنَّ إِلَّا مَا ظَهَرَ مِنۡهَاۖ وَلۡيَضۡرِبۡنَ بِخُمُرِهِنَّ عَلَىٰ جُيُوبِهِنَّۖ وَلَا يُبۡدِينَ زِينَتَهُنَّ
«Скажи верующим женщинам, чтобы они опускали свои взоры и оберегали свои половые органы. Пусть они не выставляют напоказ своих прикрас» (24:31).
Затем Он говорит:
وَٱلۡقَوَٰعِدُ مِنَ ٱلنِّسَآءِ ٱلَّٰتِي لَا يَرۡجُونَ نِكَاحٗا فَلَيۡسَ عَلَيۡهِنَّ جُنَاحٌ أَن يَضَعۡنَ ثِيَابَهُنَّ غَيۡرَ مُتَبَرِّجَٰتِۢ بِزِينَةٖۖ وَأَن يَسۡتَعۡفِفۡنَ خَيۡرٞ لَّهُنَّۗ وَٱللَّهُ سَمِيعٌ عَلِيمٞ
«Нет греха на престарелых женщинах, которые не надеются на замужество, если они снимут верхнюю одежду, не показывая своей красы. Но воздерживаться от этого лучше для них. Аллах — Слышащий, Знающий» (24:60).
Также Он говорит:
وَلَا يَضۡرِبۡنَ بِأَرۡجُلِهِنَّ لِيُعۡلَمَ مَا يُخۡفِينَ مِن زِينَتِهِنَّۚ
«И пусть они не стучат своими ногами, давая знать об украшениях, которые они скрывают» (24:31).
Эти аяты явно запрещают женщинам демонстрировать свою красоту перед мужчинами, не являющимися махрамами. Кроме того, Посланник Аллаха ﷺ сказал:
صِنْفَانِ مِنْ أَهْلِ النَّارِ لَمْ أَرَهُمَا بَعْدُ: رِجَالٌ مَعَهُمْ سِيَاطٌ كَأَذْنَابِ الْبَقَرِ يَضْرِبُونَ بِهَا النَّاسَ، وَنِسَاءٌ كَاسِيَاتٌ عَارِيَاتٌ مَائِلَاتٌ مُمِيلَاتٌ عَلَى رُؤُوسِهِنَّ كَأَسْنِمَةِ الْبُخْتِ الْمَائِلَةِ، لَا يَدْخُلْنَ الْجَنَّةَ وَلَا يَجِدْنَ رِيحَهَا، وَإِنَّ رِيحَهَا لَيُوْجِدُ مِنْ مَسِيرَةِ كَذَا وَكَذَا
«Я до сих пор не видел два вида обитателей Ада. Это мужчины, которые держат в руках плети, похожие на коровьи хвосты, и бьют ими других, а также одетые, но в то же время обнажённые женщины, которые пошатываются из стороны в сторону, а их головы подобны наклонённым верблюжьим горбам. Они не попадут в Рай и даже не почувствуют его благоухания, несмотря на то, что оно будет ощущаться на таком-то расстоянии» (Муслим).
Слова «одетые, но в то же время обнажённые» относятся к украшению и раскрытию красоты женщины, в то время как слова «их головы подобны наклонённым верблюжьим горбам» говорят о приукрашивании волос при помощи тюрбана или платка так, что они становятся похожими на горб верблюда.
Следовательно, Ислам явно запрещает приукрашивание женщин в присутствии мужчин, не являющихся махрамами, будь то в частной или публичной жизни. Это включает в себя макияж, узкую одежду, облегающую фигуру женщины, и даже химары и джильбабы, которые украшены таким образом, что привлекают внимание мужчин к красоте женщины. Реальность табарруджа или приукрашивания женщины заключается в том, что она может пробуждать в мужчинах сексуальные желания и, следовательно, вредить взаимоотношениям мужчин и женщин в обществе. Вместо того, чтобы женщины получили возможность вести продуктивную и безопасную общественную жизнь, они становятся слабыми и могут подвергаться домогательствам и даже сексуальному насилию со стороны мужчин.
Кроме того, мусульманская женщина должна характеризоваться застенчивостью, т.е. повышенным чувством стеснительности по отношению ко всему — будь то в одежде, поведении, речи и тому подобное, что может поставить под угрозу её скромность, целомудрие или привлечь внимание к её сексуальности. В этом она должна руководствоваться высоким уважением к своему Создателю и защитой своей чистоты. Посланник Аллаха ﷺ сказал:
إِنَّ الْحَيَاءَ وَالإِيمَانَ قُرِنَا جَمِيعاً، فَإِذَا رُفِعَ أَحَدُهُمَا رُفِعَ الآخَرُ
«Поистине, стыдливость и вера привязаны друг к другу, и когда человек лишён чего-то одного из них, то непременно лишается и другого» (Бухари).
Более того, стыдливость является одним из главных черт Ислама. Пророк ﷺ сказал:
إِنَّ لِكُلِّ دِينٍ خُلُقاً وَخُلُقُ الإِسْلَامِ الْحَيَاءُ
«У каждой религии есть своя черта, черта Ислама — это стыдливость» (Абу Дауд).
Для мусульманской женщины наличие стыдливости также должно сочетаться с велениями Аллаха, чтобы избежать каких-либо сомнительных действий или ситуаций, которые близки к хараму. Так она сможет уберечь себя от непреднамеренного ослушания Аллаха и не будет вызывать подозрений в отношении её исламской личности. Сообщается от Нуъмана ибн Башира, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
إِنَّ اَلْحَلَالَ بَيِّنٌ وَإِنَّ اَلْحَرَامَ بَيِّنٌ وَبَيْنَهُمَا مُشْتَبِهَاتٌ لَا يَعْلَمُهُنَّ كَثِيرٌ مِنْ اَلنَّاسِ فَمَنِ اتَّقَى اَلشُّبُهَاتِ فَقَدِ اِسْتَبْرَأَ لِدِينِهِ وَعِرْضِهِ وَمَنْ وَقَعَ فِي اَلشُّبُهَاتِ وَقَعَ فِي اَلْحَرَامِ كَالرَّاعِي يَرْعَى حَوْلَ اَلْحِمَى يُوشِكُ أَنْ يَقَعَ فِيهِ أَلَا وَإِنَّ لِكُلِّ مَلِكٍ حِمًى أَلَا وَإِنَّ حِمَى اَللَّهِ مَحَارِمُهُ
«Всё дозволенное ясно и всё запрещённое ясно, но между ними есть сомнительное, о котором многие люди не ведают. Поэтому всякий, кто избегает сомнительных дел, тем самым оберегает свою веру и свою честь. А всякий, кто совершает сомнительные дела, впадает в грех, ведь пастух, пасущий скот вокруг заповедного пастбища, близок к тому, чтобы ступить на заповедные земли. У каждого царя есть свои заповеди, и заповеди Аллаха — Его запреты» (Муслим).
Следовательно, мусульманская женщина должна быть бдительной к своей одежде и внешности, следя за тем, чтобы её одежда была свободной, будучи вдали от всего, что может считаться табарруджем.
Превращение хиджаба во многих обществах из религиозного обязательства и символа истинной скромности в своего рода моду, приемлемую для западных вкусов красоты, не является позитивной тенденцией в Исламе. Это превращение не обеспечило мусульманских женщин расширением прав и возможностей в истинном смысле этого слова, поскольку расширение прав и возможностей никогда не будет достигнуто через подражание иностранной культуре, которая создала много проблем для женщин из-за объективации, сексуализации и одержимости имиджем и красотой. Истинное расширение прав и возможностей мусульманской женщины произойдёт от её усердного выполнения велений своего Господа, а не путём соответствия ожиданиям людей. Это произойдёт благодаря исламской внешности, благочестию и страху перед Аллахом, что заставляет её отвергать и избегать любых посягательств или эксплуатации своей чести. Мусульманка — это та, кто стремится к истинному благу для человечества путём установления у власти в этом мире истинной религии, а не та, кто поглощена низкими ожиданиями людей в этой жизни.
Поэтому, если мусульманские женщины действительно хотят повысить осведомлённость о хиджабе среди немусульман, это, безусловно, должно начаться с принятия правильного понимания того, что на самом деле представляет это уникальное исламское одеяние.
Специально для Центрального информационного офиса Хизб ут-Тахрир
Назрин Наваз
Глава женского отдела Центрального информационного офиса Хизб ут-Тахрир
5 Джумада ас-сани 1440 г.х.
10.02.2019 г.