18
Ср, сен

Рамадан и таква (желание остерегаться нарушений запретов Аллаха)

Статьи
Инструменты
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Segoe Georgia Times

Всевышний сказал:

الٓمٓ  ١ ذَٰلِكَ ٱلۡكِتَٰبُ لَا رَيۡبَۛ فِيهِۛ هُدٗى لِّلۡمُتَّقِينَ  ٢ ٱلَّذِينَ يُؤۡمِنُونَ بِٱلۡغَيۡبِ وَيُقِيمُونَ ٱلصَّلَوٰةَ وَمِمَّا رَزَقۡنَٰهُمۡ يُنفِقُونَ  ٣ وَٱلَّذِينَ يُؤۡمِنُونَ بِمَآ أُنزِلَ إِلَيۡكَ وَمَآ أُنزِلَ مِن قَبۡلِكَ وَبِٱلۡأٓخِرَةِ هُمۡ يُوقِنُونَ  ٤ أُوْلَٰٓئِكَ عَلَىٰ هُدٗى مِّن رَّبِّهِمۡۖ وَأُوْلَٰٓئِكَ هُمُ ٱلۡمُفۡلِحُونَ

«Алиф. Лям. Мим. Это Писание, в котором нет сомнения, является верным руководством для тех, кто остерегается от совершения запретов Аллаха, которые веруют в сокровенное, совершают намаз и расходуют из того, чем Мы их наделили, которые веруют в ниспосланное тебе и ниспосланное до тебя и убеждены в Последней жизни. Они следуют верному руководству от их Господа, и они являются преуспевшими» (2:1–5).

Коран — это прямой путь и свет для тех:

— кто избегает совершения того, что запретил Аллах,

— кто боится своего Господа,

— кто избегает Его гнева.

Именно они выполняют то, что им приказано. Местом таквы является сердце. Таква подтверждается подчинением Аллаху, снисканием Его довольства, страхом перед Его наказанием. Приводится, что Умар ибн аль-Хаттаб спросил Убая ибн Каъба о такве. На что Убай ответил ему вопросом: «Ходил ли ты по дороге, на которой лежат колючки?». Умар ответил: «Да!». Убай спросил: «Что ты делал в таком случае?». Умар ответил: «Приподнимал края одежды и старался не наступить на колючки?». На что Убай сказал: «Это и есть таква!».

Таква — это страх и опасение ослушаться Аллаха на постоянной основе, это контроль над желаниями, страстями и вожделением, это выполнение фардов, приверженность халялу и отдаление от харама, избежание того, что влечёт гнев и недовольство Аллаха.

К качествам верующего относится иман (вера) в сокровенное, выполнение фардов, иман (вера) во всех посланников и Ахират (Последующую жизнь). Всё это из исламской акъыды (мировоззрения), которая должна доминировать в жизни каждого человека, которая должна упорядочивать дела как мусульман, так и немусульман. Всевышний сказал:

إِنَّ ٱلَّذِينَ يَكۡتُمُونَ مَآ أَنزَلَ ٱللَّهُ مِنَ ٱلۡكِتَٰبِ وَيَشۡتَرُونَ بِهِۦ ثَمَنٗا قَلِيلًا أُوْلَٰٓئِكَ مَا يَأۡكُلُونَ فِي بُطُونِهِمۡ إِلَّا ٱلنَّارَ وَلَا يُكَلِّمُهُمُ ٱللَّهُ يَوۡمَ ٱلۡقِيَٰمَةِ وَلَا يُزَكِّيهِمۡ وَلَهُمۡ عَذَابٌ أَلِيمٌ  ١٧٤ أُوْلَٰٓئِكَ ٱلَّذِينَ ٱشۡتَرَوُاْ ٱلضَّلَٰلَةَ بِٱلۡهُدَىٰ وَٱلۡعَذَابَ بِٱلۡمَغۡفِرَةِۚ فَمَآ أَصۡبَرَهُمۡ عَلَى ٱلنَّارِ

«Воистину, те, которые скрывают ниспосланное Аллахом в Писании и покупают за это малую цену, наполняют свои животы огнём. Аллах не станет говорить с ними в День воскресения и не очистит их. Им уготованы мучительные страдания. Они купили заблуждение за верное руководство и мучения — за прощение. Насколько же они готовы терпеть Огонь!» (2:174,175).

Данный смысл применяется ко всем людям без исключения, независимо от их религии и нации. Ведь те, которые скрывают ниспосланное Аллахом в Писаниях, растолковывают Его откровение в угоду прихотям своих хозяев и господ, заслуживают гнева Аллаха и Его наказания. Они скрывают из Писания истину, не упоминают о ней и не говорят о ней людям. Именно такие люди продали свою религию за мизерную цену мирских благ, и их положение сравнимо с тем, кто пожирает огонь, набивая им своё ненасытное чрево; им уготовано унижение, презрение и мучительное наказание: «Аллах не станет говорить с ними в День воскресения и не очистит их. Им уготованы мучительные страдания».

Те, кто продаёт руководство прямого пути, при этом приобретая заблуждение, сами отказались от прямого пути, погрязли в мирской жизни, служа во имя несправедливости, закрывая свои сердца и глаза от истины и руководства прямого пути. Они оттолкнули прощение Всевышнего и устремились к Его наказанию. Так какой вид торговли ведёт к убытку? Именно тот, что погубил Последующую жизнь в обмен на мирские блага: «Они купили заблуждение за верное руководство и мучения — за прощение. Насколько же они готовы терпеть Огонь!».

Такие люди — из тех, кто отвергает путь Всевышнего, при этом обладая знанием из Корана и Сунны. Они являются проповедниками фитны (смуты), инструментами, которые препятствуют власти законов Аллаха на земле, препятствуют появлению Ислама в жизни общества. Вся эта деятельность стала для них унижением и тем, что влечёт за собой скверный конец и суровое наказание. Они призывают к добру, но сами не понимают его, они призывают к прямому пути, но не следуют по нему, они проповедуют заблуждение, за которое подвергнутся наказанию. Приводится от Анаса ибн Малика, что Посланник (с.а.с.) сказал:

رَأَيْتُ لَيْلَةَ أُسْرِيَ بِي رِجَالًا تُقْرَضُ شِفَاهُهُمْ بِمَقَارِيضَ مِنْ نَارٍ فَقُلْتُ مَنْ هَؤُلَاءِ يَا جِبْرِيلُ فَقَالَ خُطَبَاءُ أُمَّتِكَ الَّذِينَ يَأْمُرونَ النَّاسَ بِالْبِرِّ وَيَنْسَوْنَ أَنْفُسَهُمْ وَهُمْ يَتْلُونَ الْكِتَابَ أَفَلَا يَعْقِلُونَ

«В ночь вознесения я увидел мужчин, губы которых резали ножницами из огня. Я спросил: «О Джибриль, кто эти люди?». На что он ответил: «Это проповедники твоей общины, которые велят людям придерживаться благочестия и забывают о себе, несмотря на то, что читают Писание» (Ахмад).

Это и есть проповедники фитны (смуты), которых видел Посланник (с.а.с.) в ночь Исра и Мирадж (ночное путешествие и вознесение). Именно они оправдывают тиранов и их преступления, превращая религию Аллаха в инструмент на службе прихотей людей. Они не призывают, чтобы люди подчинили свои страсти Шариату Аллаха, они придумывают лишь аргументы для отказа от Божественной методологии.

Всевышний сказал:

۞لَّيۡسَ ٱلۡبِرَّ أَن تُوَلُّواْ وُجُوهَكُمۡ قِبَلَ ٱلۡمَشۡرِقِ وَٱلۡمَغۡرِبِ وَلَٰكِنَّ ٱلۡبِرَّ مَنۡ ءَامَنَ بِٱللَّهِ وَٱلۡيَوۡمِ ٱلۡأٓخِرِ وَٱلۡمَلَٰٓئِكَةِ وَٱلۡكِتَٰبِ وَٱلنَّبِيِّ‍ۧنَ وَءَاتَى ٱلۡمَالَ عَلَىٰ حُبِّهِۦ ذَوِي ٱلۡقُرۡبَىٰ وَٱلۡيَتَٰمَىٰ وَٱلۡمَسَٰكِينَ وَٱبۡنَ ٱلسَّبِيلِ وَٱلسَّآئِلِينَ وَفِي ٱلرِّقَابِ وَأَقَامَ ٱلصَّلَوٰةَ وَءَاتَى ٱلزَّكَوٰةَ وَٱلۡمُوفُونَ بِعَهۡدِهِمۡ إِذَا عَٰهَدُواْۖ وَٱلصَّٰبِرِينَ فِي ٱلۡبَأۡسَآءِ وَٱلضَّرَّآءِ وَحِينَ ٱلۡبَأۡسِۗ أُوْلَٰٓئِكَ ٱلَّذِينَ صَدَقُواْۖ وَأُوْلَٰٓئِكَ هُمُ ٱلۡمُتَّقُونَ

«Благочестие состоит не в том, чтобы вы обращали ваши лица на восток и запад. Но благочестив тот, кто уверовал в Аллаха, в Последний день, в ангелов, в Писание, в пророков, кто раздавал имущество, несмотря на свою любовь к нему, родственникам, сиротам, бедным, путникам и просящим, расходовал его на освобождение рабов, совершал намаз, выплачивал закят, соблюдал договоры после их заключения, проявлял терпение в нужде, при болезни и во время сражения. Таковы те, которые правдивы. Таковы богобоязненные» (2:177).

Нет благочестия (блага и имана) в том, что ты смотришь в сторону востока или запада. Однако благочестие — это иман и праведные деяния, приведение в порядок образа жизни и остальных аспектов (политики, экономики, правления, судейства, намаза, поста, джихада на пути Аллаха, хаджа и т.д.) на основе законов Аллаха. Нужно понимать, что законы Ислама претворяются полностью, а не выборочно. Мы не должны выполнять лишь фарды, связанные с обрядами поклонения, при этом оставлять фарды, связанные с установлением правления Ислама на земле, даже если в этом имеется опасность для нашей жизни. Только исполнение всех приказов и отдаление от всех запретов будет считаться истинным подчинением Аллаху в этом мире!

Ислам — это не благотворительный фонд, не казна для закята. Ислам — это акъыда и система законов, который претворялся на протяжении 13 веков. Его последователями стали более ¼ населения земли. Следование за Посланником (с.а.с.) не означает лишь быть добрым, искренним, помогать нуждающемуся, ведь помимо этого он (с.а.с.) установил Первое Исламское Государство в Медине, а затем направил свою деятельность на распространение Ислама в остальных частях мира. Он (с.а.с.) совершал джихад, оберегал мусульман, их земли, кровь, жизни, имущество. В результате мусульмане жили счастливо и праведно. Сегодня является ваджибом вести деятельность по возобновлению исламского образа жизни через установление Второго Праведного Халифата. Всевышний сказал:

وَأَنِ ٱحۡكُم بَيۡنَهُم بِمَآ أَنزَلَ ٱللَّهُ وَلَا تَتَّبِعۡ أَهۡوَآءَهُمۡ وَٱحۡذَرۡهُمۡ أَن يَفۡتِنُوكَ عَنۢ بَعۡضِ مَآ أَنزَلَ ٱللَّهُ إِلَيۡكَۖ فَإِن تَوَلَّوۡاْ فَٱعۡلَمۡ أَنَّمَا يُرِيدُ ٱللَّهُ أَن يُصِيبَهُم بِبَعۡضِ ذُنُوبِهِمۡۗ وَإِنَّ كَثِيرٗا مِّنَ ٱلنَّاسِ لَفَٰسِقُونَ  ٤٩ أَفَحُكۡمَ ٱلۡجَٰهِلِيَّةِ يَبۡغُونَۚ وَمَنۡ أَحۡسَنُ مِنَ ٱللَّهِ حُكۡمٗا لِّقَوۡمٖ يُوقِنُونَ

«Суди между ними согласно тому, что ниспослал Аллах, не потакай их желаниям и остерегайся их, дабы они не отвратили тебя от части того, что ниспослал тебе Аллах. Если же они отвернутся, то знай, что Аллах желает покарать их за некоторые из их грехов. Воистину, многие люди являются нечестивцами. Неужели они ищут суда времён невежества? Чьи решения могут быть лучше решений Аллаха для людей убеждённых?» (5:49,50).

Ведение деятельности по установлению Исламского Государства никак не препятствует совершению намаза, соблюдению поста, выплате закята, напротив, это подтвердит искренность и преданность велениям Всевышнего. Ведь это показывает, насколько сильно мусульманин желает установления законов Аллаха на земле. И Рамадан — это месяц усердия, месяц Корана, месяц, когда мусульмане ещё больше стараются приблизиться к Аллаху. Всевышний сказал:

شَهۡرُ رَمَضَانَ ٱلَّذِيٓ أُنزِلَ فِيهِ ٱلۡقُرۡءَانُ هُدٗى لِّلنَّاسِ وَبَيِّنَٰتٖ مِّنَ ٱلۡهُدَىٰ وَٱلۡفُرۡقَانِۚ فَمَن شَهِدَ مِنكُمُ ٱلشَّهۡرَ فَلۡيَصُمۡهُۖ وَمَن كَانَ مَرِيضًا أَوۡ عَلَىٰ سَفَرٖ فَعِدَّةٞ مِّنۡ أَيَّامٍ أُخَرَۗ يُرِيدُ ٱللَّهُ بِكُمُ ٱلۡيُسۡرَ وَلَا يُرِيدُ بِكُمُ ٱلۡعُسۡرَ وَلِتُكۡمِلُواْ ٱلۡعِدَّةَ وَلِتُكَبِّرُواْ ٱللَّهَ عَلَىٰ مَا هَدَىٰكُمۡ وَلَعَلَّكُمۡ تَشۡكُرُونَ

«В месяц Рамадан был ниспослан Коран — верное руководство для людей, ясные доказательства из верного руководства и различение. Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься. А если кто болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время. Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения. Он желает, чтобы вы довели до конца определённое число дней и возвеличили Аллаха за то, что Он наставил вас на прямой путь. Быть может, вы будете благодарны» (2:185).

Также Посланник (с.а.с.) сказал:

إِذَا كَانَ أَوَّلُ لَيْلَةٍ مِنْ شَهْرِ رَمَضَانَ صُفِّدَتِ الشَّيَاطِينُ وَمَرَدَةُ الْجِنِّ وَغُلِّقَتْ أَبْوَابُ النَّارِ فَلَمْ يُفْتَحْ مِنْهَا بَابٌ وَفُتِّحَتْ أَبْوَابُ الْجَنَّةِ فَلَمْ يُغْلَقْ مِنْهَا بَابٌ وَيُنَادِي مُنَادٍ يَا بَاغِيَ الْخَيْرِ أَقْبِلْ وَيَا بَاغِيَ الشَّرِّ أَقْصِرْ وَلِلَّهِ عُتَقَاءُ مِنْ النَّارِ وَذَلكَ كُلُّ لَيْلَةٍ

«Когда наступает первая ночь месяца Рамадан, на шайтанов и мятежных джиннов накладываются оковы, и закрываются врата Ада, при этом ни одна из его дверей не остаётся открытой, а также отворяются врата Рая, при этом ни одна из его дверей не остаётся запертой. И глашатай взывает: «О желающий блага, устремляйся. О желающий зла, отвращайся». И в это время Аллах освобождает людей от Огня, и так каждую ночь (Рамадана)» (ат-Тирмизи),

كانَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ أَجْوَدَ النَّاسِ وَكَانَ أَجْوَدَ مَا يَكُونُ فِي رَمَضَانَ حِينَ يَلْقَاهُ جِبْرِيلُ وَكَانَ يَلْقَاهُ فِي كُلِّ لَيْلَةٍ مِنْ رَمَضَانَ فَيُدَارِسُهُ الْقُرْآنَ فَلَرَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ أَجْوَدُ بِالْخَيْرِ مِنَ الرِّيحِ الْمُرْسَلَةِ

«Посланник Аллаха (с.а.с.) был щедрейшим из людей, а наибольшую щедрость проявлял он в Рамадане, когда с ним встречался Джибриль. Во время Рамадана Джибриль встречался с ним каждую ночь, обучая его Корану. И когда Посланник Аллаха (с.а.с.) встречался с Джибрилем, он был более щедрым на всё благое, чем вольный ветер» (Бухари, Муслим).

Дорогие братья и сёстры! Месяц Рамадан — это возможность для каждого из нас, чтобы пересмотреть наше подчинение Аллаху и Его Посланнику (с.а.с.) и устремиться к тому подчинению, которое требует от нас Он и Его Посланник (с.а.с.). В этот месяц наши сердца должны наполниться таквой, чтением Корана, размышлением над ним, соблюдением того, что упомянуто в нём, устремляясь тем самым к Его довольству и отдаляясь от наказания. Мы должны:

— быть мягкими к своим братьям и сёстрам по вере,

— непреклонными перед неверными, не бояться порицания порицающего,

— приказывать одобряемое и запрещать порицаемое.

Наши сердца должны наполниться любовью к Аллаху, Его Посланнику (с.а.с.) и остальным верующим, должны устремиться к деятельности по установлению Второго Праведного Халифата. Ведь только Халифат воплотит в жизнь справедливость, защитит мусульман, позаботится об их интересах.

О Аллах, прости меня, моих родителей, мусульман и мусульманок, живых и ушедших из жизни, избавь нас от наказания в Аду, сделай нас из числа Своих праведных рабов. Вся хвала принадлежит Аллаху — Господу миров. Мир и благословение нашему Пророку Мухаммаду, господину всех посланников.

وَٱللَّهُ غَالِبٌ عَلَىٰٓ أَمۡرِهِۦ وَلَٰكِنَّ أَكۡثَرَ ٱلنَّاسِ لَا يَعۡلَمُونَ

«Аллах властен вершить Свои дела, однако большинство людей не ведает об этом» (12:21).

 

Специально для радио Центрального информационного офиса Хизб ут-Тахрир
Ибрахим Саляма
15 Рамадана 1440 г.х.
20.05.2019 г.