В этой статье, по сути, ничего нового по данному вопросу не излагается. Скорее, в ней мы постараемся сосредоточиться на роли понятий в жизни народов и наций, независимо от различия этих понятий и степени их воздействия на индивидуумов, группы и народы.
Представьте себе действие робота, который движется посредством пульта дистанционного управления или электрического переключателя, заставляющего его ходить, поднимать руку, ногу или ступню, смотреть, закрывать глаза, улыбаться, злиться, ускорять и замедлять свои движения, бегать вперёд и назад, идти плавно или делать резкие движения и т.д.
Понятия очень похожи на пульт, который дистанционно управляет роботом. Понятие заставляет человека действовать или воздерживаться от действия, противодействовать ему или идти в ногу, бороться или мириться, быть терпеливым или отказаться, спать всю ночь или бодрствовать, поступать вероломно или быть надёжным, быть жестоким или мягким, идти на риски или довольствоваться сложившейся безопасностью, выбирать покой или усердие, недоедание, жажду, холод и тому подобное...
Именно понятие заставляет человека соглашаться или возражать своим капризам и желаниям, а порой — и своим умозаключениям при необходимости. Ведь понятие толкает человека на самопожертвование или занятие позиции нейтралитета. Оно заставляет тебя быть щедрым или скупым, осуждать или аплодировать, любить или презирать, быть сильным или проявлять слабость. Таким образом, понятие — это мысль или мысли, в правильности и дееспособности которой или которых убедился человек. И оно является неотъемлемой частью жизни.
Отсюда и понимается важность общения с людьми с целью предоставления им семян понятий и значимость контроля за ними с тем, чтобы эти семена пустили корни и стали плодоносящими деревьями. Всевышний Аллах говорит:
أَلَمْ تَرَ كَيْفَ ضَرَبَ اللّهُ مَثَلاً كَلِمَةً طَيِّبَةً كَشَجَرةٍ طَيِّبَةٍ أَصْلُهَا ثَابِتٌ وَفَرْعُهَا فِي السَّمَاء تُؤْتِي أُكُلَهَا كُلَّ حِينٍ بِإِذْنِ رَبِّهَا وَيَضْرِبُ اللّهُ الأَمْثَالَ لِلنَّاسِ لَعَلَّهُمْ يَتَذَكَّرُونَ وَمَثلُ كَلِمَةٍ خَبِيثَةٍ كَشَجَرَةٍ خَبِيثَةٍ اجْتُثَّتْ مِن فَوْقِ الأَرْضِ مَا لَهَا مِن قَرَارٍ
«Разве ты не видишь, как Аллах приводит притчи? Прекрасное слово подобно прекрасному дереву, корни которого прочны, а ветви восходят к небу. Оно плодоносит каждый миг с дозволения своего Господа. Аллах приводит людям притчи, — быть может, они помянут назидание. А скверное слово подобно скверному дереву, которое можно вырвать с поверхности земли, ибо нет у него прочности» (14:24–26).
Таким является воздействие понятий на индивида. А что делает оно с народами и нациями? Понятия инициируют в народе такие же действия, которые имели место у робота или индивидуума, с тем лишь отличием, что понятия, оказывающие воздействие на народ, называются политическими. Поскольку последние регламентируют и управляют общественными и государственными делами. Они определяют полезные направления и интересы, а также вредные направления и угрозы.
Политические понятия определяют стойкость и отступление, жизненную стезю, пути развития и выходы из неблагоприятных ситуаций, прочерчивают линию между другом и врагом, союзником и противником, устанавливают степень подчинения и возражения, границы враждебности и дружбы. Именно политические понятия показывают тебе и предостерегают тебя от лис, шакалов и змей в дремучих лесах внутренней и внешней политической жизни общества, независимо от того, есть ли государство или нет.
И с каждым объяснением и кристаллизацией понятий твой взгляд становится более ясным, а шаги — уверенными. Такой политик поступает в соответствии с убеждениями, которые неподвластны жизненным перипетиям. Мысли и понятия — а вовсе не деньги и материальные блага, которые играют немаловажную роль, будучи топливом для жизни, — выступают самым ценным богатством в человеческой жизни. Однако деньги и материальные блага похожи на продукты питания, воду и огонь, предоставленные желающему покупать их, но без рецепта и самого приготовления.
Понятия служат своего рода рецептом в приготовлении пищи. Именно понятия позволяют приготовить еду и съесть, а также постигнуть то, что непригодно для еды, и выбросить это в мусорную урну. Именно они, т.е. понятия, приготовляют из продуктов питания полезное блюдо или убирают в сторону вредные, просроченные и ненужные продукты питания для человека.
В заключение хочу отметить, что совокупность правильных (верных) понятий о жизни представляет собой плоды определённого мировоззрения, законов, убеждений и критериев. Правильные понятия и есть плоды и лучи света призыва Пророка Мухаммада ﷺ, а подносит эти плоды до людей носитель призыва, чтобы благодаря им они озарились и изведали сладость вкуса жизни в сени этих правильных понятий, чтобы изменилась жизнь мусульман и сегодняшнее плачевное положение их на подобающее им возвышенное положение. Своим донесением этих понятий до мусульман носители призыва идут к изменению тёмной жизни немусульман. Ведь если мусульмане возродятся, они непременно вернут свою традицию несения призыва, справедливости и защиты для угнетённых во всём мире, чтобы каждый человек мог озариться светом этих правильных понятий о жизни.
Какая награда от Всевышнего Аллаха ожидает носителей призыва?! Какое покровительство они заслужат от Него?! Ведь они посвятили себя этому делу, посещая кружки для изучения идей и понятий, которые они доносят людям. О Аллах! Позволь нам быть из их числа и собери нас вместе у райского водоёма Пророка Мухаммада ﷺ, и позволь нам навсегда утолить жажду водой из благословенных рук нашего любимого Посланника Твоего!
В хадисе, переданном от Абу Давуда, ат-Тирмизи, Ибн Маджи, Ибн Хиббана, говорится, что Пророк Мухаммад ﷺ сказал:
إِنَّ الْعُلَمَاءَ وَرَثَةُ الأَنْبِيَاءِ، إِنَّ الأَنْبِيَاءَ لَمْ يُوَرِّثُوا دِينَاراً وَلا دِرْهَماً، إِنَّمَا وَرَّثُوا الْعِلْمَ، فَمَنْ أَخَذَهُ أَخَذَ بِحَظٍّ وَافِرٍ
«Поистине, обладающие знанием являются наследниками пророков, пороки же не оставляют в наследство ни динаров, ни дирхемов, но оставляют в наследство одно только знание, а тому, кто приобрёл его, достался великий удел».
Данный хадис поясняет превосходство обладателей знанием согласно словам Всевышнего Аллаха:
يَرْفَعُ اللهُ الَّذِينَ آمَنُوا مِنْكُمْ والَّذِينَ أُوتُوا العِلْمَ دَرَجَاتٍ
«Аллах возвышает по степеням тех из вас, кто уверовал, и тех, кому даровано знание» (58:11).
Обладающие знанием являются наследниками Посланника Аллаха ﷺ, который говорил:
بَلِّغُوا عَنِّي وَلَوْ آيَةً
«Донесите до людей хотя бы один аят, который я принёс вам» (Бухари).
Также Пророк Мухаммад ﷺ говорил относительно людей, стремящихся к знаниям:
مَنْ سَلَكَ طَرِيقاً يَبْتَغِي فِيهِ عِلْماً سَهَّلَ اللَّهُ لَهُ طَرِيقاً إِلَى الْجَنَّةِ
«Ступившему на путь в поисках знания Всевышний облегчит путь в Рай» (Абу Давуд).
В другом хадисе говорится:
إِنَّ الْمَلَائِكَةَ لَتَضَعُ أَجْنِحَتَهَا لِطَالِبِ الْعِلْمِ رِضاً بِمَا يَصْنَعُ
«Ступившему на путь в поисках знания ангелы простирают свои крылья в знак довольствия тем, что он делает» (Ахмад, Ибн Маджа),
نَضَّرَ اللهُ وَجْهَ امْرِئٍ سَمِعَ مَقَالَتِي فَحَمَلَهَا، فَرُبَّ حَامِلِ فِقْهٍ غَيْرِ فَقِيهٍ، وَرُبَّ حَامِلِ فِقْهٍ إِلَى مَنْ هُوَ أَفْقَهُ مِنْهُ
«Да одарит Аллах человека, который услышал от меня хадис и понёс его [до других]. Возможно, носитель знания не является образованным (глубоко понимающим), или, возможно, тот, кому он донёс, — более образованный (глубже понимает), чем он» (Абу Дауд, Ибн Маджа, ат-Тирмизи, Ахмад).
ثَلَاثٌ لَا يُغِلُّ عَلَيْهِنَّ قَلْبُ مُؤْمِنٍ: إِخْلَاصُ الْعَمَلِ للهِ تَعالَى، وَمُنَاصَحَةُ وُلَاةِ الأَمْرِ، وَلُزُومُ جَمَاعَةِ الْمُسْلِمِينَ
«Сердце верующего не может презирать три вещи: искреннее совершение дел только ради Аллаха, чистосердечное отношение к обладающим властью и поддержание единства мусульман».
Специально для радио Центрального информационного офиса Хизб ут-Тахрир
Д-р Фарадж Мамдух
4 Зуль-каъда 1440 г.х.
07.07.2019 г.