21
Чт, нояб

Идея и метод в Исламе

Статьи
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

Если мы хотим следовать методу, который обеспечивает выполнение шариатского закона, тогда нам надлежит искать шариатские доказательства, связанные со следованием этому методу.

И тогда мусульманин будет действовать согласно убеждению, а его дорогу будет освещать свет Аллаха, Который сказал:

قُلْ هَذِهِ سَبِيلِي أَدْعُو إِلَى اللَّهِ عَلَى بَصِيرَةٍ أَنَا وَمَنِ اتَّبَعَنِي

«Скажи: «Таков мой путь. Я и мои последователи призываем к Аллаху согласно убеждению» (12:108).

Неправильно утверждать, что, разъяснив мусульманину решение (хукм), Шариат оставил на его усмотрение выбор способа выполнения этого решения. Как будто в выборе подходящего способа мусульманин должен руководствоваться своим разумом, ориентироваться по обстоятельствам и преследовать свой интерес. Как будто Аллах приказал создание Исламского Государства, сделав это обязательством (фард) мусульман так, что они должны прилагать усилия для достижения этой цели, но в то же время выбор способа установления государства оставил на усмотрение самих мусульман.

Шариат не оставил это дело на усмотрение и выбор человека. Подобное утверждение противоречит природе шариатских законов. Для каждого шариатского хукма по какой-либо проблеме Ислам разъяснил ещё одно практическое решение, связанное с ним, дополняющее его и показывающее, как применить это решение в жизни.

Если идеи и хукмы Шариата не будут подкреплены практическим методом, они останутся идеализмом, который продолжит сохраняться на страницах книг, в умах и мечтах людей, передаваясь из уст в уста как интеллектуальное богатство. А в жизни эти мысли будут бесполезны.

В Своём Шариате Аллах пояснил решения проблем людей. Он ниспослал системы, которые охватывают все жизненные дела. Акыда Ислама и системы, вытекающие из неё, обеспечивают удовлетворение всех человеческих инстинктов и потребностей. Так Ислам стал ясной и полноценной идеей. Но, не ограничившись этим, Аллах послал и другие шариатские хукмы, которые способствуют применению этих решений в реальной жизни так, чтобы Ислам не оставался на уровне философии, проповедей и наставлений. Поэтому Посланник Аллаха ﷺ был не только тем, кто донёс послание Господа, но и тем, кто стал правителем и на личном примере показал, как реализовать это послание. Посланник Аллаха ﷺ не ограничился разъяснением того, что Аллах является Единственным Достойным поклонения, но и работал над реализацией этой идеи в жизни.

Помимо призыва к Аллаху он вместе со сплочением сподвижников работал в Мекке над созданием Исламского Государства. Эта деятельность продолжалась до тех пор, пока не появилось государство, основанное на вере, реализующее Ислам и применяющее наказание к каждому, кто вышел за рамки исламской акыды и системы. Кроме того, государство работало над распространением Ислама посредством призыва и джихада. Отсюда законы, связанные с Исламским Государством и деятельностью по его созданию, законы наказаний и джихада, а также законы о повелении одобряемого и запрете порицаемого — всё это практические законы, которые Шариат устанавливает для защиты и сохранения акыды и системы, а также для их распространения по всему миру.

Если бы не было законов Шариата, показывающих, как защищать, реализовывать и распространять положения акыды и системы, тогда Ислам не сдвинулся бы с места, не распространился бы и не достиг крайних уголков земли. В таком случае Ислам оставался бы только в виде проповедей и наставлений, подобно христианской религии, которая ограничилась высказываниями вроде: «Не прелюбодействуй и не желай жены ближнего твоего», — не неся с собой то, что делает эти слова практичными в жизни. Тогда Ислам стал бы несбыточной мечтой и уступил бы дорогу другим практическим идеям, которые достигнут того, что он не мог сделать, даже если неправильным путём. Более того, Ислам остался бы в глубине книг, как и другие красивые исторические идеи наподобие «государства Платона».

Если прелюбодеяние запрещено, тогда его предотвратит другое шариатское решение — наказание Исламским Государством того, кто совершил это преступление. В Шариате есть решение относительно прелюбодеяния. Аллах говорит:

وَلَا تَقْرَبُوا الزِّنَا إِنَّهُ كَانَ فَاحِشَةً وَسَاءَ سَبِيلًا

«Не приближайтесь к прелюбодеянию, ибо оно является мерзостью и скверным путём» (17:32).

В то же время в Шариате описано решение относительного того, кто совершил это преступление. Аллах говорит:

الزَّانِيَةُ وَالزَّانِي فَاجْلِدُوا كُلَّ وَاحِدٍ مِّنْهُمَا مِائَةَ جَلْدَةٍ

«Прелюбодейку и прелюбодея — каждого из них высеките сто раз» (24:2).

Кроме того, Шариат определил того, кто должен реализовать это решение. Посланник Аллаха ﷺ сказал:

ادْرَؤُوا الْحُدُودَ عَنِ الْمُسْلِمِينَ مَا اسْتَطَعْتُمْ فإن وَجَدْتُمْ لِلْمُسْلِمِ مَخْرَجًا فَخَلُّوا سَبِيلَهُ فَإِنَّ الإِمَامَ لَأَنْ يُخْطِىءَ فِي الْعَفْوِ خَيْرٌ له مِنْ أَنْ يُخْطِئَ فِي الْعُقُوبَةِ

«Устраняйте наказания от мусульман по мере ваших сил. Если вы находите для мусульман выход, оставьте их. Для Имама лучше ошибиться в прощении, чем ошибиться в наказании» (Тирмизи, Хаким).

То есть Шариат определил Имама в качестве того, кто реализует это решение.

Таким же образом — и намаз. В Шариате объясняется, что намаз — это фард, и в то же время разъяснён вид шариатского наказания для того, кто оставил совершение намаза; так же определяется тот, кто должен применить это наказание, а именно — Исламское Государство. В Исламе содержится решение по каждому вопросу так же, как и метод реализации этого решения. В то же время Имам определяется Исламом как тот, кто имеет полномочия в претворении большинства шариатских решений.

После рассмотрения вопроса выясняется, что в Исламе есть основополагающая акыда, её ответвления и связанные с ней мысли. Также в Исламе есть мысли, разъясняющие добро и зло, красивое и безобразное, одобряемое и порицаемое, дозволенное и запретное. Ислам содержит шариатские решения, которые упорядочивают обряды поклонения и взаимоотношения, а также то, что связано с едой, одеждой и нравственностью. Ислам требует реализацию всего этого не только в исламском обществе, но и среди всех народов мира. Все эти решения формируют определённый вид общества, как того требует Ислам. Исламскую акыду, мысли и решения можно назвать исламской идеей (фикрат).

Те же положения Шариата, которые дополняют исламскую идею, помогают в реализации, сохранении и распространении решений, такие как положения о наказаниях, о джихаде, Халифате, о том, как нести призыв по созданию Исламского Государства, и положения о повелении одобряемого и запрете порицаемого — все эти дополняющие шариатские положения можно назвать законами исламского метода (тарикат).

 


Из книги «Призыв к Исламу»
Ахмад Махмуд