23
Сб, нояб

Обязательность утверждения идей, необходимых для деятельности группы

Статьи
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

Шариат требует не просто наличия группы, а создания именно той группы, которая выполнит определённую задачу. Это ясно из доказательств, которые указывают на обязательность существования группы.

• Аллах говорит:

وَلْتَكُن مِّنكُمْ أُمَّةٌ يَدْعُونَ إِلَى الْخَيْرِ وَيَأْمُرُونَ بِالْمَعْرُوفِ وَيَنْهَوْنَ عَنِ الْمُنكَرِ وَأُولَئِكَ هُمُ الْمُفْلِحُونَ

«Пусть среди вас будет группа людей, которые будут призывать к добру, повелевать одобряемое и запрещать предосудительное. Именно они окажутся преуспевшими» (3:104).

Шариат вменил в обязанность создание политической группы, основанной на идеологии Ислама и несущей шариатские идеи и решения, необходимые для достижения цели, а именно — превознесение религии над всеми остальными религиями, возможность исповедовать свою религию и наместничество на земле. Таким образом, группа создаётся не только для того, чтобы она существовала, а для того, чтобы она выполнила возложенную на неё задачу — призыв к добру, повеление одобряемого и запрещение предосудительного. Но и сам призыв, повеление и запрещение не должны происходить бесцельно, а должны быть направлены на осуществление цели — превознесение, утверждение религии и наместничество.

• Посланник Аллаха ﷺ сказал:

لَا يَحِلُّ لِثَلاثَةِ نَفَرٍ يَكُونُونَ بِأَرْضِ فَلاةٍ، إِلَّا أَمَّرُوا عَلَيْهِمْ أَحَدَهُمْ

«Три человека, собравшиеся на какой-либо земле, должны избрать одного из них амиром» (Ахмад).

Шариат показал, что для задачи, выполнение которой происходит несколькими мусульманами, необходимо выбрать амира и подчиняться ему в этом деле. Таким образом, группа придерживается веления амира, чтобы достичь результата своей деятельности согласно Шариату.

• Когда мы увидели, что Аллах возложил на мусульман многие обязанности и связал их с одним халифом, возникла необходимость установить халифа для выполнения этих обязанностей. Поскольку установление халифа и Халифата осуществимо только группой, возникла необходимость в наличии группы, которая займётся этим делом. И это согласно шариатскому правилу: «То, без чего невозможно выполнение обязательного, само является обязательным».

Таким образом, становится ясно, что наличие группы неразрывно связано с наличием требуемой шариатской цели, поскольку это не та группа, которая будет просто призывать к Исламу или просто доносить религию ради донесения. Наоборот, эта группа появится для возрождения Ислама в жизни мусульман путём установления Исламского Государства, которое считается шариатским методом выполнения всех законов Ислама, будь то связанных с индивидом или обществом. Следовательно, необходимо появление группы для достижения определённой цели.

Чтобы эта группа имела при себе всё, что от неё требуется, необходимо следующее:

• Утверждение (табанни) всех шариатских идей, решений и мнений, которые необходимы в деятельности группы, обязав своих последователей придерживаться утверждённого в своих словах, делах и мыслях, потому что это сохраняет единство группы. Если в группе будут разные идеи и разные иджтихады, то даже при единстве её последователей в цели и в Исламе в целом, она неизбежно заболеет разделением, её поразит раскол, и внутри группы будут образовываться мелкие объединения, которые станут группами внутри группы. И тогда вместо того, чтобы призывать других вести с ней одну деятельность ради выполнения этого фарда, члены группы будут призывать друг друга, а затем они будут препираться между собой каждый раз, когда кто-то захочет сделать своё мнение главенствующим внутри группы. Отсюда становится ясна необходимость утверждения шариатских идей, решений и мнений. Единство группы требуется Шариатом, но её единство сохранит только утверждение всех идей, необходимых для ведения деятельности, и вменение своим последователям в обязанность следования утверждённому. Это согласно правилу: «То, без чего невозможно выполнение обязательного, само является обязательным».

До тех пор, пока идеи, решения и мнения, связанные с деятельностью всей группы, будут шариатскими, и пока эта группа пользуется доверием своих последователей, допустимо ограничивать их идеями, связанными с деятельностью группы. Подтверждением тому служит то, что мусульманину дозволено оставить своё мнение и действовать согласно мнению других. Когда Усману ибн Аффану (р.а.) приносили присягу на верность, он согласился оставить свой иджтихад и принять иджтихад Абу Бакра (р.а.) и Умара (р.а.), несмотря на то, что их мнения противоречили его мнению. Сподвижники взяли с него это слово и выбрали его халифом. Однако это считается лишь дозволенным, а не обязательным, поскольку Али (р.а.) не согласился оставить свой иджтихад и принять иджтихад Абу Бакра (р.а.) и Умара (р.а.), и при этом никто не осуждал его. Также достоверно сообщается от Шааби, что Абу Муса (р.а.) оставил своё мнение в пользу мнения Али (р.а.), Зайд (р.а.) оставил в пользу мнения Убая ибн Кааба (р.а.), а Абдуллах (р.а.) — в пользу Умара (р.а.). Сообщается, что Абу Бакр (р.а.) и Умар (р.а.) оставляли свои мнения в пользу мнений Али (р.а.). Всё это указывает на то, что муджтахид может оставить своё мнение и принять мнение другого, доверяя его иджтихаду. Последователи этой группы должны придерживаться такого понимания, и в них должна возникнуть идейная и эмоциональная целостность.

• Как группа должна утвердить для себя решения, связанные с её деятельностью, точно так же она должна утвердить способы, необходимые для осуществления этих решений. Способ означает то, как будет выполнено шариатское решение. Способ — это тоже решение, которое связано с основным решением, имеющим шариатские доказательства. Например, от группы требуется концентрированно просвещать своих последователей по примеру Посланника Аллаха ﷺ. И это — решение (хукм), которого следует придерживаться. Но как выполнить это шариатское решение сегодня? Для этого необходим определённый способ, с помощью которого будет выполнен хукм. В этот способ может входить обучение в кружках (халакат), обучение в семейном кругу или любое другое.

Выбор способа происходит рациональным путём. То есть человек выбирает наиболее подходящее действие, с которым будет выполнено это шариатское решение. В основе этот способ входит в круг дозволенных действий (мубах). Шариат обязал выполнение шариатского решения, но способ его выполнения оставил на усмотрение самого мусульманина.

Из-за разнообразия способов для одного шариатского решения группа вынуждена утвердить определённый способ и направить к нему своих последователей так, чтобы утверждённое выполнялось в группе. Следовательно, утверждённый способ с точки зрения выполнения обретёт силу самого решения, то есть станет способом, имеющим обязательную силу, как и само шариатское решение.

Если группа выбирает систему халакатов в качестве способа концентрированного просвещения, она должна утвердить этот способ как обязательный. При утверждении способа следует рассмотреть возможность достижения желаемой цели, а именно — концентрированного просвещения. Также в системе халакатов утверждается всё, что ведёт к осуществлению цели. Например: количество участников халаката должно соответствовать цели. Если число превышает необходимое, это может навредить концентрации, а если оно будет меньше, то увеличится количество халакатов, что может стать обременительным для группы и задерживать её движение. Должно быть число, подходящее для процесса концентрации идей, без избытка или нехватки. Определение числа ложится на разум человека. Точно так же продолжительность халаката должна быть такой, в течение которой учащиеся (дарисы) усваивают изучаемые идеи, поскольку если халакат продлится дольше, понимание уменьшится, а если меньше, идеи не будут усвоены комплексно. Когда должен проходить халакат — ежедневно, еженедельно или два раза в месяц? Выбрать нужно такое время, которое не препятствует призыву, то есть чтобы время не уделялось только теоретической стороне в ущерб практической. Таким образом, утверждаются (табанни) все соответствующие способы для реализации шариатского решения. Что сказано о способах, то же самое примерно говорится и о средствах. Амир может изменить способы и средства в зависимости от требований выполнения деятельности.

• Деятельность группы охватывает большую территорию и распространяется между странами. Масштабность задачи, возложенной на группу или партию, требует существования административного аппарата, с помощью которого она может следить за призывом и достигать своих целей на всей территории деятельности, организовывать и контролировать движение призыва, следить за концентрацией своих последователей и подготавливать общественную атмосферу к идее, вступать в идейную и политическую борьбу, опекая Умму как организм, который встал на путь выполнения этого долга. Следовательно, должна быть организационная структура, которая способствует достижению цели как можно лучше, а также наблюдает и сохраняет плоды деятельности.

• Совершенно необходимо утвердить (табанни) административный аппарат или организационную структуру, которые могут успешно управлять призывом, ведущему к достижению требуемых результатов.

Затем следует утвердить административный закон, в соответствии с которым будет организовано всё тело и движение партии. Он определяет полномочия амира (руководителя), как он управляет партией, как его выбирают, кто назначает ответственных за регионы или виляты, каковы пределы их полномочий. Это закон, который административно организует всю деятельность партии и определяет границы полномочий каждого.

Всё это входит в раздел способов и средств, которые необходимы для выполнения шариатских решений, связанных с деятельностью партии. Утверждённые административные способы являются обязательными до тех пор, пока амир считает их необходимыми, потому что подчинение амиру обязательно.

• Всё, что утверждено (табанни), должно соблюдаться. Как будет действовать партия при нарушениях? Ограничивается ли она выговором или административным наказанием?

Сплочение должно применять административные наказания в отношении каждого, кто нарушает любое утверждённое положение или отклоняется от установленной шариатской линии. Законность этих наказаний подпадает под раздел «нарушение установлений амира». Шариатское решение требует наличия амира, а также требует повиновения ему и запрещает нарушать его решения в тех делах, в которых он уполномочен. Иначе не было бы смысла в наличии амира группы.

Посланник Аллаха ﷺ сказал:

مَنْ أطَاعَنِي فَقَدْ أطَاعَ اللهَ وَمَنْ عَصَانِي فَقَدْ عَصَى اللهَ وَمَنْ يُطِعِ الأَمِيرَ فَقَدْ أطَاعَنِي وَمَنْ يَعصِ الأميرَ فَقَدْ عَصَانِي

«Повинующийся мне повинуется Аллаху, а ослушавшийся меня ослушался Аллаха. Повинующийся амиру повинуется мне, а ослушавшийся амира ослушался меня» (Муслим).

Административные наказания должны распространяться на каждого, от амира до самого последнего участника движения, и должны применяться только в том случае, когда происходит нарушение утверждённого (табанни). Кто нарушает утверждённые для группы шариатские положения или способы, или не принимает во внимание наличие административного аппарата или административного закона, или отклоняется от пределов своих полномочий, тот должен нести ответственность.

Таким образом, идейная структура должна сопровождаться дисциплинарной административной базой, которая обеспечивает точное отображение связанных с деятельностью идей и положений метода. Каждый из нас видел, как многие исламские и неисламские организации рухнули из-за того, что не придали значения формированию сплочения.

Когда группа не принимает во внимание идею утверждения (табанни), её поражают разногласия, и она живёт в беспорядке и хаосе, вращаясь в замкнутом кругу, или она прибегает к крайностям, и не находится того, кто мог бы исправить её положение. Из-за этого она перестаёт быть группой, которая могла бы осуществить шариатскую задачу.

Если отбор членов и ответственных лиц основывается не на строгих шариатских условиях, а на родстве, социальном статусе или положении в области знаний, то всё это навредит распределению задач и сделает из них любителей должностей.

Если нет административных законов, которым подчиняются все, то привлечение к ответственности будет отличаться от человека к человеку, а баланс будет нарушен.

Если нет административных наказаний, распространяющихся на всех, тогда совершение серьёзных нарушений, происходит так же часто, как и нарушение мелких, погрешности в деятельности допускаются, а ошибки увеличиваются.

Соответственно, необходимо обратить внимание на организационный аспект и сформировать эффективное в своём движении партийное тело, чтобы идеи призыва и его носители были организованы в рамках этого тела, что облегчит ведение деятельности. Состав партии или группы должен полностью соответствовать задаче достижения той цели, для которой она была создана.

Пусть никто не думает, что образование сплочённости в группе — дело второстепенное, наоборот, это принимает очень важный характер. Если группа не обратит внимание на свою форму и состав, не утвердит для этого необходимые положения и не станет принуждать своих последователей придерживаться утверждённого, тогда всё, чего группа достигла из указанного ранее, может легко рухнуть и исчезнуть.

Выполнение партийных задач накладывает определённое финансовое бремя на партию или группу: некоторые люди, в которых нуждается группа, должны всё своё время посвящать делам призыва, также нужно покрывать некоторые транспортные расходы, расходы на печать и прочее из того, что требуется для несения исламского призыва. Это финансовое бремя должно лечь на весь состав партии. Тот, кто посвятил себя призыву, с лёгкостью сможет сделать то, что менее обременительно.

Партия должна быть осторожна, чтобы не попросить о финансовой поддержке у кого-то помимо своих последователей, вне зависимости от того, будет ли это отдельное лицо, группа или правительство. Это может стать началом конца группы, поскольку противники призыва хотят использовать нужду группы в финансах и предлагают ей безвозмездную помощь, но затем эта помощь очень быстро станет сопровождаться целью и интересом.

 

Из книги «Призыв к Исламу», Ахмад Махмуд
28.02.2021